СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Применение информационных технологий в профессиональном образовании"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под «технологией обучения» будет подразумеваться определенный «способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Применение информационных технологий в профессиональном образовании"»

Министерство образования и науки РСО – Алания

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Профессиональное училище № 5»


УТВЕРЖДАЮ

Директор училища

____________К.Г.Гагиев

«_____»___________2016 г.







ДОКЛАД


«Развитие современных информационных технологий в профессиональном образовании»






Выполнил:

В.М. Багаев

преподаватель физики








г. Владикавказ, 2016 г.





Развитие современных информационных технологий в образовании

На протяжении долгого времени структура содержания общего образования характеризовалась стабильностью предметов, обязательных для всех учащихся, происходило только совершенствование существующих классических учебных предметов.

На рубеже 80-х годов 20 века развитие вычислительной техники и современных информационных технологий привело к структурой перестройке всей композиции содержания образования, поскольку появился целый ряд необходимых новых элементов общего образования, связанных с проблема управления, автоматизации, хранения, передачи, преобразования и использования информации, которые не укладывались в сложившуюся структуру.

Для начала определимся с понятием «информационные технологии » в педагогике.Появления термина «технология» в дидактике произошло в результате бурного технического прогресса второй половины 20 в. и , особенно, применения компьютера в сфере образования.

Под «технологией обучения» будет подразумеваться определенный «способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека»

Согласно определению, данному М. Марковым, технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности.

Таким образом, любая научно и практически обоснованная технология характеризуется следующими признаками: разделением процесса на взаимосвязанные этапы; координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение искомого результата (цели); однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Что касается понятия «информационная технология», то по определению, данному в Математическом энциклопедическом словаре, «информационная технология - это создаваемая прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех областях человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения».

По определению академика В.Н. Глушкова, информационные технологии -процессы, связанные с переработкой информации. Более широкая трактовка этого термина приведена М.И. Жалдаком: под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Из приведенных определений можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Дидактика всегда занималась вопросом: «Как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимся?» Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новая информационная технология обучения».

По определению В.А. Извозчикова, новые информационные технологии в обучении - методология и технология учебно-воспитательного процесса с использованием новейших электронных средств обучения и, в первую очередь, ЭВМ.

На процесс информатизации возлагались большие надежды, многие считали, что компьютеры сделают процесс обучения более эффективным, качественным.

Масштабным включением и внедрением компьютера в учебный процесс занимались ученые на протяжении многих лет, рассматривая широкий спектр проблем, связанных с освоением информационных технологий.

Одним из первых в отечественной литературе об информатизации образования начал писать академик А.П. Ершов. Он рассматривал информатизацию как «всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и переработки информации».

К числу новаторов, осознавших необходимость включения основ информатизации в современное образование, также относятся Е.П. Велихов, А.А. Кузнецов, Б.Н. Наумов и др. Более сорока лет ученые нашей страны работают в области процесса информатизации образования, но желаемый результат не достигнут. О таком выводе свидетельствуют многие факты. Например, во многих учебных заведениях до сих пор отсутствует современная компьютерная техника, единственным способом использования компьютера является урок информатики, большинство педагогов не только не используют информационные технологии в учебном процессе, но и вообще не владеют компьютерной грамотностью и т.д.

На наш взгляд, поиск решения проблемы возможен через анализ исторического развития информатизации общества. Изучение истории способствует уяснению состояния и перспектив развития, дает возможность учиться на уроках прошлого и, таким образом, совершенствовать свою деятельность, помогает выявить причины и найти пути выхода из создавшихся ситуаций.

В обществе наблюдается стремительное развитие современных информационных технологий, постоянное совершенствование вычислительной техники и программного обеспечения, причем темпы развития с каждым годом увеличиваются.

Высокий темп перемен во всех сферах современного общества носит как положительный, так и отрицательный характер. С одной стороны, каждое обновление техники влечет за собой увеличение производительности, надежности, открывает новые возможности, с другой, - увеличивает объемы потребляемой информации, предъявляет более серьезные требования к уровню компетентности и объему знаний специалиста, требует постоянного обновления и пополнения знаний в профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предъявляет более высокие требования к системе образования.

Образовательная система призвана обеспечить человека такими знаниями, умениями и навыками, которые позволили бы проявить себя на более широком поле деятельности, а также устранили разрыв между степенью готовности выпускников всех видов учебных заведений к продуктивно-творческому решению задач на уровне мировых стандартов и уровнем достижений науки и техники. Кроме этого, данная проблема актуальна непосредственно для системы образования, поскольку, несмотря на колоссальные педагогические возможности современных компьютерных технологий, уровень их использования в педагогическом процессе остается низким.

Одним из способов анализа проблемы является исследование исторического аспекта внедрения современных информационных технологий в образование. Как показывают исследования, изучение истории информатики и вычислительной техники расширяет перспективы специалиста, позволяет проследить преемственность открытий и изобретений на протяжении нескольких десятилетий, исследовать внутренний мир и побудительные причины творчества замечательных людей прошлого, точнее выбрать направления дальнейших исследований и разработок, предупредить нежелательные последствия.

Информатизация общества порождает противоречие между необходимостью своевременного использования во всех сферах человеческой деятельности больших объемов высококачественной информации и невозможностью оперативно обрабатывать такие объемы с помощью традиционных информационных средств и технологий. Анализ использования информационных технологий в системе образования показывает, что процесс управления познавательными операциями, методы, средства, формы обучения и контроль за его результатами осуществляются в новых дидактических условиях и приобретают новые структуры, функции, исполнение, трудоемкость, психолого-педагогические характеристики.