СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад поможет при подготовке к урокам по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Красный Ключ

муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан







Доклад на тему:

«Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы»





Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ села Красный Ключ

Ахматдинова Е.А.





2017


Цели:

- приобретение прочных знаний по предмету;

-развитие индивидуальных способностей учащихся (интеллектуальных, творческих);

-развитие общей культуры.


Задачи:

-формировать интерес к языку, чтению;

-создавать ситуацию успеха;

-развивать воображение, мышление, память, эмоциональную сферу;

-развивать коммуникативные способности.















За последние десятилетия в обществе произошли значительные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Эти изменения привели как к положительным, так и к негативным тенденциям, связанными прежде всего со сменой ценностных ориентиров. В быстро развивающемся, высокотехнологичном социуме появилась потребность в человеке активном, думающем, обладающем способностью творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и адаптироваться в новых условиях. Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способности.

Один из путей, способных решить назревшие проблемы, – развитие познавательной активности учащихся. От того, как ученик относится к процессу познания, насколько устойчивы его интересы, умеет ли он учиться и пополнять свои знания, зависит развитие его личности, самооценка, вера в себя и свои силы.

Проблема развития, поддержания познавательного интереса, активного отношения учащихся к учению осознавалась педагогами всегда. Хотя называлась эта проблема по- разному: воспитание сознательного отношения к учению, формирование творческой инициативности, учебно- познавательная компетенция. Познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

В основе познавательной деятельности – положительное отношение ученика к процессу учения, уважение человеческой индивидуальности, опора на личностные качества и субъективный опыт воспитанника. Показатели познавательной активности – прилежание, осознанность обучения, творческая инициатива, находчивость в нестандартных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т. д.

Эффективной познавательная деятельность может стать при условии грамотной педагогической поддержки, т. е. взаимодействия учителя и ученика, когда педагог помогает преодолеть нежелание учиться, замечает успех и создает ситуацию успеха. Принципы сотрудничества в учебной деятельности, личностно ориентированного обучения характерны и для моей работы с детьми.

Как сделать процесс усвоения знаний увлекательным и интересным? Наблюдения над речью учащихся показывают, что им не всегда известны значения слов, с которыми приходится встречаться в речевой практике и при чтении художественной литературы. Это затрудняет правильное понимание смысла художественного произведения, снижает ценность получаемой информации и осложняет общение. Поэтому на своих уроках всегда привлекаю внимание учащихся к новому слову, понятию, термину. В совместной поисковой деятельности учащиеся видят путь определения понятия. Это учит детей думать над каждым словом, предложением, способствует точной, доказательной речи, совершенствует логическое мышление, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. Например, почему «союз» называется именно так? И что значит название другой части речи –«наречие»?

Учителю просто необходимо отказаться от однообразия уроков и приемов обучения. Подготовка к уроку должна начинаться с вопроса: « Чем может быть интересна эта тема? Как привлечь внимание учащихся к этой теме?» При отборе материала я стараюсь использовать разные способы подачи занимательного материала, учитывая возраст учащихся, их интересы, читательский опыт. Это могут быть нестандартные задания, например: составить шуточный текст объявления с приглашением на спектакль (см. приложение урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»). Можно предоставить возможность самому ученику объяснить тему «Образование страдательных причастий настоящего времени», предварительно вспомнив логику объяснения предыдущих тем учителем. Таким образом, ребенок сам думает, как сделать объяснение и наглядным, и эффективным. Можно в соответствии с целью урока использовать такую смену деятельности, как анимацию, звук (слайд: изучение правила о правописании ь после шипящих у существительных). Электронные средства обучения дают такую возможность.

Использую в своей практике нестандартные уроки: литературные игры (по комедиям «Ревизор» и «Горе от ума»), «Умники и умницы» (по книгам М.Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна»), праздник инсценированной басни. Театрализация, сочетание индивидуальной и групповой работы дают хорошие результаты. Развиваются коммуникативные навыки, дети учатся высказывать свое мнение, активно вовлекаются в новые для них виды деятельности. На уроках литературы дополняют представление о произведении фильмы-экранизации, после просмотра которых обсуждаем игру актеров, находки режиссера.

Другой вопрос: как удержать этот интерес на уроке? Ответ один: вовлекая учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Это прежде всего систематическая работа со словарями и справочной литературой. Учащимся необходимо знать о том, какие существуют справочные пособия, какие сведения в них можно получить, чтобы глубже понять родной язык, усвоить материал, развить свой интеллект.

Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:

  • «Чтение с остановками», открывает возможности целостного видения произведения.

Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

А можно использовать задание «Толстые и тонкие вопросы», которое развиваетумение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:

Кто...?

Что...?

Когда...?

Как звать...?

Было ли...? Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

  • «Чтение с пометками».

  • «Составление кластера», опять же для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру. В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие – объясняют, в каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: «шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д.»

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово, и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

  • «Синквейн»

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек

Ещё одним средством формирования УУД является дискуссия. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

Как форма, дискуссия очень сложна для исполнителя, поэтому можно использовать такие виды дискуссий:



  • Дебаты. Ставится проблема (например, «Дубровский положительный герой или отрицательный?»), а дети голосуют, кто «За», кто «Против». (Мотивируя)

  • Дискуссионные качели проходят в форме соревнований между двумя командами. Ставится проблема, дети выдвигают свои тезисы. «Что важнее: любовь к Родине или любовь к женщине?» (В случае с Андрием)

  • Ток-шоу в форме телепередачи с Гордоном, Соловьёвым. Ставится проблема, ведётся обсуждение. (Определяется категория экспертов).

  • Философский стол. Заседание ведётся за круглым столом, где проходит групповая работа над одной проблемой. («Герасим утопил свою Му-му: спасение это или казнь?»).

  • Турнир ораторов. Кто лучше, эмоциональней расскажет о произведении.

  • Суд. Например: над приставкой – не. Почему она пишется то слитно, то раздельно?

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость, и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.

Примером такого задания является игра «Вопрос – ответ».

Перед уроком контроля дети получают домашнее задание составить определённое количество вопросов по пройденной теме. Содержание вопросов просматривается учителем. На уроке контроля дети работают в парах. Один задаёт вопрос, другой – отвечает. Ответил - задаёт свой вопрос. Если нет, то консультант сам отвечает и задаёт следующий вопрос. Каждый ответ оценивается одним баллом. Таким образом, дети подсчитывают полученные баллы и оценивают свои знания. Выявляется в классе консультант по данной теме для помощи слабоуспевающим.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Сюда мы отнесём следующие формы работы:

  • Бюро добрых услуг. Детям предлагается написать заявки по проблемам, которые их волнуют. Учитель озвучивает заявку, не объявляя адресата. Желающие вызываются решить данную проблему. (Организация взаимопомощи).

  • Квест. Дети выполняют задания, передвигаясь на время по станциям, и отвечают на вопросы по русскому языку и литературе.

  • Интеллектуальный кубик. Проводится на обобщающих уроках. Учащимся даётся кубик, стороны которого разных цветов. Цвет стороны кубика зависит от сложности вопроса.

  • Музей одного произведения, автора, вещи. Лежат вещи. Нужно определить какому герою, что принадлежит.

  • Уроки замечательной личности. Одна группа детей готовит определённый период жизни автора, другая - другой период.

Кроме парной и групповой форм работы используется и индивидуальная форма. Сюда можно отнести следующие приёмы:

  • Журналистское расследование (написать статью в журнал «Тарас Бульба положительный или отрицательный герой?)

  • Демократический ящик. Учащиеся начинают изучать определённую тему. Например: произведение Пушкина «Капитанская дочка». Вывешивается ящик, на котором вопрос «Пугачёв самозванец или народный герой?». Ученики могут каждый день бросать в этот ящик бумажки с ответом, но постоянно с датой.

  • Конверт вопросов. На этапе обобщения каждый учащийся задаёт свой вопрос, интересующий его, а потом идёт обсуждение по изученной теме.

На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:

- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».

- «Найди и выпиши слова, которые…. В первом предложении автор играет словами. Ты заметил? Прочитай их».

На уроках новый материал не предлагаем в готовом виде. Приглашаем учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос: «А как ты думаешь?»

На уроки материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие.

В заключении хочется дать вам несколько советов по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.




11