Доклад
на тему :
"Нравственное воспитание
младших школьников
в семье"
Подготовила учитель
начальных классов
Лаптинова З.Б.
В концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: "Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской федерации. Таким образом, духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образование призвано обеспечить принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей, следования им в жизни.» Носителями базовых национальных ценностей являются различные группы ( социальные, профессиональные, этноконфессиональные), и , соответственно, в первую очередь духовно- нравственное развитие гражданина России осуществляется в осознанном восприятии обучающимися ценностей семьи, семейной жизни.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. "И хорошее, и плохое человек получает в семье,"- эти слова знакомы каждому. Но несмотря на то, что семья является главной средой формирования личности, она не может создать условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой личности. Так и школа, с какими бы то ни было , талантливыми воспитателями, не может , изолированно от семьи , дать качественное развитие личности. Не зря предки наши называли семью "малой церковью". Здесь зарождается зерно духовности, здесь пробиваются ростки уважения к старшему поколению, традициям и устоям. Ещё А.С. Пушкин говорил:"неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности".
Предполагается повышение внимания к семье со стороны школы, за счёт изменения взаимоотношений между ними, содержания и форм совместной работы. Возникает необходимость в новых подходах в организации работы с семьёй.
Я, как классный руководитель, планирую работу с родителями и детьми под девизом: «Мы вместе и душа на месте!» Главная задача данной работы – направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей, воспитание гражданско- патриотических чувств, гармония взаимоотношений семья- школа.
Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит и от педагогической грамотности родителей. Родителям трудно обойтись без изучения психологического и физического развития их ребёнка, формирования мировоззрения подрастающего поколения, характера, личностных качеств. Поэтому , в моей работе значительное место отводится психолого- педагогическому просвещению родителей. На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости и поведение детей, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся психологические игры- тренинги. В сельской школе и родители и педагоги знают друг друга очень хорошо. Это позволяет более доверительно строить беседы с родителями, да и детей учитель знает «с пелёнок».
Как у классного руководителя, в моей методической копилке много разнообразных мероприятий, которые рассчитаны на тесное сотрудничество с родителями, призваны заинтересовать родителей в совместном воспитании и развитии детей.
Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную- возрождение духовности.
«Без памяти- нет истории,
Без истории- нет культуры,
Без культуры- нет духовности,
Без духовности- нет воспитания,
Без воспитания- нет Человека,
Без человека- нет Народа»
(В.А.Караковский)
В своей практике воспитательной работы я уделяю большое внимание приобщению детей к истории нашего села, его жителях. И здесь первым делом дети знакомятся с родословной своей семьи, составляют родословное древо. И, конечно, эта работа строится на тесном сотрудничестве с родителями. А праздники, основанные на краеведческом материале! Они несут радость и душевную красоту в жизнь ребёнка, воспитывают в нём любовь к родине, к природе, к культурному наследию народа. Всё многообразие духовного богатства нашего народа как нельзя лучше усваивается детьми в процессе проведения фольклорных праздников: «Рождество Христово», «Масленица», «Пришла Коляда- отворяй ворота», «Пасха» , «Яблочные посиделки»,и другие. Именно на этих мероприятиях возрастает интерес к русской национальной культуре, происходит формирование идеала крепкой , благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.
Традиционными стали мероприятия: «Милая, любимая, родная»( День Матери), «8 марта», «День защитника Отечества». Мероприятия стали традиционными, но формы проведения каждый год разные. Дети приготовили программу «Час сердечного общения .Рядом с мамой». Что для ребёнка может быть важнее, чем внимание матери, её ласковый взгляд и просто присутствие рядом? Дети удивляли гостей совершенно неподдельным желанием показать все свои таланты, способности и умения. Ребята были и замечательными исполнителями песен, и забавными актёрами, и умелыми художниками. Всё своё творчество они дарили своим мамам, которые были приятно удивлены необычным талантам своих детей. А с каким восхищением и гордостью представляли ребята «сюрприз», который они готовили дома с мамой!
Но семья это не только мама и ребёнок. Как правило, именно отец прививает навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в детях чувство долга, выводит интересы ребёнка за порог собственного дома. Детям совершенно необходим зримый пример мужского поведения. Мужская требовательность тем и хороша, что в ней меньше педантизма, скучной назидательности.
К сожалению, последнее время утрачивается роль отца как главы семейства. Всё чаще мужчины вынуждены в поисках работы уезжать из дома на большой срок. В результате чего папы остаются в стороне от воспитания своих детей. Теряется, конечно, в глазах детей и авторитет отца , он становится для детей только источником дохода.
Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей- это своеобразное искусство, которое требует терпения, а так же большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.
Много мероприятий проходит и вне школы. Трудно переоценить значение внеклассных занятий на краеведческом материале. Их воспитательная ценность огромна. Они учат любить свой край, видеть его глазами поэта, музыканта, художника. На них можно широко использовать произведения литературы, музыки, живописи. Искусство усиливает эмоциональное воздействие на ребенка, заставляет его сопереживать, формирует у него эстетический вкус.
Ежегодно дети участвуют в районной выставке технического творчества: «Творчество: традиции и современность. И здесь родители тоже помогают с воплощением фантазий и выдумки в действительность.
Стержнем данных мероприятий является идея неисчерпаемой, творческой, любящей, доброй энергии семьи, которую создают родители и дети для счастья и благополучия.
Итак, семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - эти все качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.
У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за всё, что ей удаётся, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребёнка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.