ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОРРЕКЦИОННЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ –
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
Доклад на методическое объединение: «Необходимость патриотического воспитания детей и подростков в современном обществе»
Работа воспитателя
Волкодав Н.М.
Москва
2014
«Без памяти – нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без Человека – нет народа!»
В. А. Караковский.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности школьника. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Многим людям не достаёт нравственного компаса, поэтому возрастает значение патриотического воспитания детей. Воспитатель сегодня – посредник между обществом и ребёнком в усвоении основ общечеловеческой культуры.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Он выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
В.А.Сухомлинский писал: "Жизнь-это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота человечества"
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
«Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», – писал А. С. Макаренко.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Выршикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви. Мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью».
Одной из важнейших задач патриотического воспитания является сохранение культурного наследия и исторической памяти народа, вовлечение подрастающего поколения в исследовательскую работу, позволяющую ему ознакомиться с жизненным опытом и достижениями предков.
Наследовать – значит делать своим, осваивать наследие – то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества, ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», –писал В.А. Сухомлинский.
Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы духовно – нравственного и патриотического воспитания были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.