Министерство образования науки и молодёжи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учебное заведение Республики Крым
«Керченская школа - интернат с усиленной физической подготовкой»
Доклад
«ОБНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ.
ВЫЗОВЫ 2023-2024 УЧЕБНОГО ГОДА»
Подготовила: заместитель директора
Осина А.П.
2023 год
(Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги!
В своём выступлении я расскажу о содержании обновлений системы воспитания и тех вызовах, которые приготовил для нас 2023-2024 учебный год.
Как и в предыдущие годы, государственная система воспитания продолжает развиваться и совершенствоваться. Воспитание по-прежнему остаётся приоритетной задачей нашего государства.
О том, что и зачем должно лежать в основе системы воспитания, хорошо сказал министр просвещения России Сергей Кравцов:
Слайд 2(текст на слайд) «В основе суверенной системы образования и воспитания лежат и будут лежать традиционные национальные ценности, которые мы и впредь будем хранить и передавать из поколения в поколение. Для нас сегодня важно оградить всех наших детей от тех псевдоценностей, которые насаждаются западом. Мы никогда не допустим, чтобы ценности, разрушающие человека, были в нашей системе образования».
Приоритетной задачей воспитания по-прежнему является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
С целью формирования единого образовательного пространства в области воспитания на уровне государства разработана единая федеральная программа воспитания и начата реализация проекта «Школа Минпросвещения России», из 8 магистральных направлений которого 5 касаются воспитательной работы (Слайд3) это «Здоровье», «Творчество», «Профориентация», «Школьный климат» и, собственно, «Воспитание». И это первый вызов, который сегодня стоит перед всем педагогическим коллективом. Как ранее было озвучено Каролиной Станиславовной.
Более подробно остановлюсь на программе воспитания. Напомню, что школьная программа разрабатывается на основе федеральной, а учитывая то, что последняя была разработана на основе рабочей программы воспитания, рекомендованной к реализации в прошлом учебном году, значительных изменений в рабочей программе воспитания в этом учебном году нет.
Основными модулями нашей программы воспитания по-прежнему являются модули, представленные на экране. (Слайд 4,5)
Подробнее о ключевых изменениях по модулям рабочей программы воспитания: (Слайд 6)
в модуль «Классное руководство» включен курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном», а также изучение символов государства и вопросы региональной истории;
в модуль «Детские общественные объединения» добавилась реализация программы «Орлята России» и организации РДДМ «Движение первых».
в модуль «Основные школьные дела» включены церемонии награждения обучающихся и педагогов;
в модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями) включен вопрос привлечения родителей в реализацию проекта «Разговоры о важном»;
в модуль «Внеурочная деятельность» включен школьный театр, школьный музей, школьный спортивный клуб, школьный хор;
в модуль «Профориентация» - реализация профориентационного минимума.
(Слайд7) Несколько слов о программе «Орлята России». «Орлята России» — это программа развития социальной активности учащихся начальной школы, которая проводится в целях реализации Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
В течение учебного года участники проходят обучение по образовательным трекам – творческим заданиям для коллективного выполнения. Каждый трек заканчивается значимым всероссийским мероприятием для всех участников программы. В наступающем учебном году в программу «Орлята России» войдут два класса 3а и 3б под руководством Черник Татьяны Сергеевны, которые станут пилотными классами в нашей школе. Хочется отметить, что Татьяна Сергеевна уже прошла курсы по данному проекту, на сегодняшний день педагог понимает, какую задачу она должна выполнить вместе со своими «Орлятами». И это второй вызов, с которым нам необходимо справиться в 2023-2024 уч. году.
(Слайд 8) Напомню, что в прошлом учебном году на базе школы-интерната было создано первичное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых», которое стало преемником Российского движения школьников.
Важно, что в создании декларации РДДМ непосредственное участие принимали школьники. На данный момент не один учащийся на сайте РДДМ не зарегистрирован. Первичное отделение(ячейка) на сайте РДДМ у нас открыто,в котором состоит на данный момент 3 педагога. Поэтому нам необходимо организовать активное участие и регистрацию в работе движения, увеличить количество активистов – это еще один вызов наступающего учебного года.
(Слайд 9)Следующим актуальным в 2023-2024 учебном году направлением работы является профориентация обучающихся, о котором подробнее раскажет нам Пульвас Юлия Александровна.
И в завершение блока о рабочей программе воспитания напомню, что основными условиями эффективности реализации программы являются:
(Слайд 10)
включение всех педагогических работников образовательной организации;
идея целостности воспитательной среды;
системный подход к проектированию и реализации;
усиление воспитательного потенциала школьного урока;
взаимосвязь, преемственность содержания воспитания в реализуемых программах урочной и внеурочной деятельности, а также оценки их результатов;
организация воспитательной деятельности совместно с семьей и другими институтами воспитания;
обновление форм и методов педагогической деятельности.
Продолжися реализация курсов внеурочной деятельности: кружки «Школьное телевидение», «ШСК», «Школьный музей», а также с этого учебного года введены новые курсы это: «Школьный театр» и «Школьный хор», которые нам безусловно помогут в проведении общешкольных мероприятий.
С сентября 2022 года по понедельникам, были введены еженедельные линейки. Это нововведение остается без изменений.
С 1 сентября 2023 года продолжается реализация проекта – цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном». Рекомендуется расширение форм проведения занятий (объяснение в доверительном диалоге, выход в исторические парки, проведение занятий на базе школьных музеев, библиотек), а также включение регионального компонента в тематику каждого занятия «Разговоры о важном».
(Слайд 11)Все материалы по прежнему будут размещаться на портале «Единое содержание общего образование» (https://edsoo.ru/).
На сайте Академии Минпросвещения России функционирует раздел «Разговоры о важном. Сервис для классных руководителей»(https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/) , на котором осуществляется информирование педагогических работников об актуальных методических материалах, размещены архивные материалы, видеолекции. «Академия Минпросвещения России» созданы и регулярно обновляются Телеграм-канал «Разговоры о важном» (https://t.me/razgovory_o_vazhnom) и канал «Разговоры о важном» в учебном профиле «Сферум» в VK-Мессенджере (https://quick.apkpro.ru/q/0O5MlzDn).
(Слайд 12) Еще одним новшеством нового учебного года будет создание Центра детских инициатив. Центр детских инициатив – это пространство школьного самоуправления, творчества, социальной активности. В нашей школе под Центр будет переоборудован кабинет самоподготовки в общежитии №1.
(Слайд 13)Цель - создание условий для всестороннего развития детей и подростков, детских и юношеских общественных объединений.
(Слайд 14)Центр планируется использовать как:
пространство Школьного самоуправления место встреч, сборов;
место сбора объединений по направлениям интересов детей:
место встреч с детскими общественными объединениями (движениями);
рабочее место советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями;
место для проведения мероприятий внеурочной деятельности, дополнительного образования детей;
место проведения мероприятий в рамках деятельности РДДМ «Движение первых», «Орлята России».
Руководить работой Центра будет советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – это новая должность, которая появилась в школьном штатном расписании.
(Слайд 15)Основные мероприятия, находящиеся в зоне ответственности советника представлены на экране — это:
обеспечение вовлечения обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания;
организация анализа результатов реализации рабочей программы воспитания, принятие управленческих решений по результатам анализа;
организация отдыха и занятости обучающихся в каникулярный период;
анализ и участие в планировании деятельности различных детских общественных объединений;
организация деятельности по созданию социальных инициатив учащихся, осуществление сопровождения детских социальных проектов;
организация взаимодействия с заинтересованными общественными организациями.
Организация работы Центра детских инициатив и выстраивание новых взаимоотношений в связи с введением должности советника – безусловно, еще один вызов нового учебного года.
(Слайд 16)Следующее законодательное новшество нового учебного года, которое позволит нам повысить эффективность трудового воспитания – это Федеральный закон от 04.08.2023 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет в обязанностях учащихся общественно-полезный труд. Теперь нам не нужно будет собирать согласия родителей и не придется вступать в полемику с учащимися, которые говорят, что они «не обязаны».
(Слайд17)Таковы основные векторы развития системы воспитания в новом учебном году. И я уверена, что со всем этим мы с вами успешно справимся, ведь освоение нового – это всегда развитие, а развитие – это залог молодости.
Я благодарю всех за внимание. Всем здоровья, позитива, творческих идей в новом учебном году!