Л.В. Подольская, учитель начальных классов,
МБОУ «Горковская СОШ» д.Согра
Доклад на интернет-конференцию
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В новых стандартах родителям отводится огромная роль. Родитель должен стать тьютором – помощником, соратником учителя, наставником детям. Они могут участвовать в организации подвижных игр на переменах, помогать детям в осуществлении самообслуживания и т.д.
Школа сможет эффективно и грамотно учесть индивидуальные способности ребёнка, сохранить его здоровье и обеспечить условия для его нормального роста и всестороннего развития детской личности только в том случае, если усилия (действия) семьи и школы будут едины, согласованы в системе воспитательно-образовательной сферы. Как бы серьезно не продумывались формы воспитания учащихся, их цели не будут достигнуты, если действовать, не имея постоянной поддержки со стороны родителей.
В связи с этим мною было организованно сотрудничество с родительской общественностью, связанное с решением проблем при работе по стандартам второго поколения.
За период моей работы по ФГОС, он составляет 1 год 6 месяцев, было проведено:
В том учебном году три плановых родительских собрания в соответствии с требованиями ФГОС:
«Новые государственные образовательные стандарты». Родители познакомились со структурой, содержанием, отличительной особенностью нового Стандарта, а так же с требованиями освоения основной образовательной программы.
«Внеурочная деятельность и каковы ее особенности». На собрании родители были ознакомлены с различными видами внеурочной деятельности. Они заинтересовались предложенными направлениями кружковой работы. Все родители приняли активное участие в обсуждении и выборе кружков.
«Организация взаимодействия семьи и школы». Родители познакомились со способами взаимодействия семьи и школы.
В этом учебном году проведено 1 родительское собрание на тему: «Первые уроки школьной отметки». Родители участвовали в педагогическом тренинге по теме собрания, прослушав информацию об оценочной деятельности в рамках ФГОС. Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся. Кроме того, в 3 четверти проходит так называемый экспериментальный мониторинг, задачами которого являются своевременно обнаружить успешность или неспешность учения и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность, достижение эффективности в планировании учебного материала.
Так же в начале прошлого учебного года с целью более подробного ознакомления родителей с подходами к работе по ФГОС были проведены открытые занятия.
Первый открытый урок по обучению грамоте (чтение), тема: «Первая буква алфавита». Здесь еще немало важным было нацелить родителей на необходимость сотрудничества со школой, оптимистически настроить на учебную деятельность. С помощью специальных правил готовить и настраивать ребенка к школьной жизни.
В течение года родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Один раз было организовано совместное проведение урока родителями обучающихся.
В своем сообщении я остановлюсь на программе внеурочной деятельности. Организована внеучебная деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей и силами школы. Разработана система коллективных творческих дел по основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Сюда вошли следующие программы: «Детский фитнес», «Умелые руки», «Юный эколог», «Юный художник», «Наш маленький театр».
При работе вскрылись и определенные проблемы. В части материально-технического обеспечения: в здании школы не хватает учебных кабинетов, мультимедийных установок для организации внеурочной деятельности, а так же большая отдаленность от культурных центров.
Еще родители принимают участие в организации праздников: в 1 классе «Посвящение в первоклассники», «Осенний марафон», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Прощание с 1 классом»; в начале 2 класса «Мероприятие ко дню учителя» (готовили дети с родителями), «Новогодний маскарад». Так же родители активно участвуют в организации подвижных игр на переменах.
В течение года мною проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых испытывают затруднение в учебном процессе.
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод: Родители стали активными участниками образовательного процесса: они влияют на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогают в организации внеучебной деятельности класса и принимают в ней участие, при необходимости присутствуют на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.
За весь период моей работы в школе, он составляет 10 лет, я составила сравнительную таблицу работы с родителями, что у меня было до стандартов 2 – го поколения и что стало после введения ФГОС.
Предмет изменений | Особенности работы с родителями до введения ФГОС | Особенности работы с родителями после введения ФГОС |
Технология проведения родительского собрания | Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости) | Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой |
Адаптационный период | Родители не участвуют в организации адаптационного периода | Родители выступают в роли тьюторов: • присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям; • активно участвуют в организации подвижных игр на переменах; • помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п. |
Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся | Отсутствует | Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями |
Участие родителей в проведении уроков | Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания) | Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся |
Совместная проектная деятельность | Отсутствует | Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок" |
Участие в праздниках | Родители выступают в роли зрителей | Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника |
Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок" | Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече | Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы |
Список литературы
http://ru.znatock.com/docs/index-49841.html
http://standart.edu.ru/.