СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Организация научно – исследовательской работы учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит Казахстану  конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам..."

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Организация научно – исследовательской работы учащихся"»



КГУ «Юбилейная средняя школа»





Организация научно – исследовательской работы учащихся



Подготовила: Топчая В.Н.

учитель русского языка

и литературы










январь

2017г

1

Организация научно- исследовательской работы учащихся

« Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит Казахстану стать конкретным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»-отмечено в послании президента РК Н.А.Назарбаева к молодёжи.

Все эти качества с успехом развиваются и воспитываются в следующих видах творческих работ учащихся:

1.Реферативные

2.Исследовательская работа

3.Проект

Так как в начале 21 века общество( как в нашей стране, так и во всём мире) претерпевает существенные изменения, поэтому перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности на уроках, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы « не мыслям надо обучать, а учить мыслить»

1-слайд: А увлечь другого – может лишь тот, кто увлечён сам!

2

Сегодня в своём выступлении я постараюсь осветить основные теоретические и практические вопросы, связанные с проведением исследовательской работы учащихся.

2-слайд: Исследовательская деятельность-это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под руководством учителя, в ходе которой реализуются следующие этапы:

3-слайд: Этапы исследовательской деятельности:

-изучение теоретического материала

-выделение проблемы, постановка цели и задач исследования

-формулировка рабочей гипотезы

- освоение методики исследования

-сбор собственного экспериментального материала

-обработка материала

-обобщение, анализ, выводы

- представление исследовательской работы.

4-слайд: Развитие авторской позиции юного исследователя:

Самостоятельная работа учащихся

1.Выбор темы, формулировка цели, задач и гипотезы

2.Выбор объекта

3.Анализ результатов и выводов.

Каково же назначение учителя?


3


5-слайд: « Назначение Учителя - помочь родиться мысли ученика» (Сократ)

Консультационная работа руководителя

-Создание теоретической базы

-подбор методики под задачу

-составление планы работы

-подбор методики обработки

-составление плана презентации.

6-слайд: « Скажи мне – и я не услышу,

Покажи мне – и я не увижу,

Вовлеки меня – и я научусь!»

7- слайд: Далее необходимо выбрать тему исследования.

Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема.

Темы исследования бывают-1теоретические и2 эмпирические.

ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках.

Проведение собственных наблюдений и экспериментов.


8-слайд: Основные критерии выбора темы:

1.Тема должна представлять интерес для учащегося.

2.Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы

4

выделяет требующую разработки область для изучения её учеником.

3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.


9- слайд: Как правильно сформулировать тему .

Тема – это визитная карточка исследования.

Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер ( например, « Что такое облака? «Пиктография – это язык прошлого или будущего?» и т.д.)

Требования к формулировке темы:

-тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

-тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.

-формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.


10-слайд: Что такое гипотеза.

Гипотеза (древнегреч.)- это «основание, предположение».

В современной научной практике гипотеза определяется как научно-обоснованное предположение об условиях решения проблемы.

Гипотеза должна соответствовать ряду требований:

-быть проверяемой;

-содержать предположение;

-соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида:

5

«если…,то…»; «так…,как…»; «при условии, что…».


11-слайд: Цель и задачи исследования

Цели исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:

Выявить…, установить…,обосновать…, уточнить…, объяснить, доказать,., разработать… .

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировки задач.


12- слайд: Классификация задач исследования. Существует определённая степень сложности экспериментальных данных:

1.Практические - служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой- либо параметр.

2.Собственно исследовательские – в них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, рост растений)

3.Научные – эти задачи неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи решают учёные.


13- слайд: Методы исследования.

Метод- это способ достижения цели исследования

-Теоретические – моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, от простого к сложному.

6

-Эмпирические – наблюдение, сравнение, эксперимент, тестирование, интервьюирование.

-Математические – статистические, сетевое моделирование, программирование, визуализация.


14-слайд: Виды научно – исследовательских работ учащихся:

1.Информационно – реферативные

2.Экспериментально – творческие

3.Натуралистические и описательные

4.Исследовательско – творческие

5.Проблемно – реферативные.


15- слайд: Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании.

Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д.Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей соблюдать следующие правила.

1.Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями.

3.Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4.Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5.Научите детей прослеживать межпредметные связи.

7

6.Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7 .Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

9.Подходите ко всему творчески.


16-слайд: Какие могут быть темы детских исследований

-фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

-эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

-теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.


17-слайд: Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.

-Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования

-Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности

-Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро

-Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одарённым

-Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

8


18-слайд: Общая классификация тем

Первый уровень классификации – «общие направления исследований»:

Живая природа

Человек Общество

Культура Земля

Вселенная Наука

Техника Экономика


19-слайд: Второй уровень классификации – « основные науки и виды деятельности»:

Человек:

1.Происхождение человека

2.Развитие человеческого организма

3.Медицина

4.Психология человека

5.Деятельность

6.Выдающиеся мыслители


20-слайд: Общество

1.Цивилизации

2.Государства и страны

3.История

4Демография

5.Государственные деятели


21-слайд: Культура

1.Язык

2.Религия

3.Искусство

9

4.Образование


22-слайд: Земля

1.География

2.Климат

3.Строение Земли


23-слайд: Вселенная

1.Галактиеи

2.Солнце

3.Звёзды

4.Инопланетные цивилизации


24-слайд: Наука

1.Математика

2.Физика

3.Химия

4.Астрономия

5.История науки


25-слайд: Экономика

1.Финансы и производство

2.Деньги и торговля

3.Банки


26-слайд: Структура работы

Краткая аннотация

Введение

Научная статья( описание работы)

Заключение

Литература

10

Приложение


Итак, вывод: именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

В заключении рекомендации педагогам по работе с одарёнными детьми:

-Необходимо изучать индивидуальные особенности поведения одарённого ученика.

-Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время.

-Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

- Центральной задачей педагога в работе с одарёнными детьми является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

-Развивайте в себе чувство юмора.

-Будьте доброжелательны, не критикуйте.

-Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

-Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ученик чем-то интересуется, значит ,он думает, а если он думает, значит учитель кое-чего достиг.

После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и ,следовательно, учитель свои обязанности выполнил.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!