КГУ «Юбилейная средняя школа»
Организация научно – исследовательской работы учащихся
Подготовила: Топчая В.Н.
учитель русского языка
и литературы
январь
2017г
1
Организация научно- исследовательской работы учащихся
« Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит Казахстану стать конкретным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»-отмечено в послании президента РК Н.А.Назарбаева к молодёжи.
Все эти качества с успехом развиваются и воспитываются в следующих видах творческих работ учащихся:
1.Реферативные
2.Исследовательская работа
3.Проект
Так как в начале 21 века общество( как в нашей стране, так и во всём мире) претерпевает существенные изменения, поэтому перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности на уроках, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы « не мыслям надо обучать, а учить мыслить»
1-слайд: А увлечь другого – может лишь тот, кто увлечён сам!
2
Сегодня в своём выступлении я постараюсь осветить основные теоретические и практические вопросы, связанные с проведением исследовательской работы учащихся.
2-слайд: Исследовательская деятельность-это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под руководством учителя, в ходе которой реализуются следующие этапы:
3-слайд: Этапы исследовательской деятельности:
-изучение теоретического материала
-выделение проблемы, постановка цели и задач исследования
-формулировка рабочей гипотезы
- освоение методики исследования
-сбор собственного экспериментального материала
-обработка материала
-обобщение, анализ, выводы
- представление исследовательской работы.
4-слайд: Развитие авторской позиции юного исследователя:
Самостоятельная работа учащихся
1.Выбор темы, формулировка цели, задач и гипотезы
2.Выбор объекта
3.Анализ результатов и выводов.
Каково же назначение учителя?
3
5-слайд: « Назначение Учителя - помочь родиться мысли ученика» (Сократ)
Консультационная работа руководителя
-Создание теоретической базы
-подбор методики под задачу
-составление планы работы
-подбор методики обработки
-составление плана презентации.
6-слайд: « Скажи мне – и я не услышу,
Покажи мне – и я не увижу,
Вовлеки меня – и я научусь!»
7- слайд: Далее необходимо выбрать тему исследования.
Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема.
Темы исследования бывают-1теоретические и2 эмпирические.
ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках.
Проведение собственных наблюдений и экспериментов.
8-слайд: Основные критерии выбора темы:
1.Тема должна представлять интерес для учащегося.
2.Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы
4
выделяет требующую разработки область для изучения её учеником.
3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
9- слайд: Как правильно сформулировать тему .
Тема – это визитная карточка исследования.
Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер ( например, « Что такое облака? «Пиктография – это язык прошлого или будущего?» и т.д.)
Требования к формулировке темы:
-тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
-тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.
-формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.
10-слайд: Что такое гипотеза.
Гипотеза (древнегреч.)- это «основание, предположение».
В современной научной практике гипотеза определяется как научно-обоснованное предположение об условиях решения проблемы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
-быть проверяемой;
-содержать предположение;
-соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида:
5
«если…,то…»; «так…,как…»; «при условии, что…».
11-слайд: Цель и задачи исследования
Цели исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:
Выявить…, установить…,обосновать…, уточнить…, объяснить, доказать,., разработать… .
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировки задач.
12- слайд: Классификация задач исследования. Существует определённая степень сложности экспериментальных данных:
1.Практические - служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой- либо параметр.
2.Собственно исследовательские – в них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, рост растений)
3.Научные – эти задачи неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи решают учёные.
13- слайд: Методы исследования.
Метод- это способ достижения цели исследования
-Теоретические – моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, от простого к сложному.
6
-Эмпирические – наблюдение, сравнение, эксперимент, тестирование, интервьюирование.
-Математические – статистические, сетевое моделирование, программирование, визуализация.
14-слайд: Виды научно – исследовательских работ учащихся:
1.Информационно – реферативные
2.Экспериментально – творческие
3.Натуралистические и описательные
4.Исследовательско – творческие
5.Проблемно – реферативные.
15- слайд: Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании.
Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д.Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей соблюдать следующие правила.
1.Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями.
3.Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4.Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5.Научите детей прослеживать межпредметные связи.
7
6.Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7 .Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9.Подходите ко всему творчески.
16-слайд: Какие могут быть темы детских исследований
-фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
-эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
-теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
17-слайд: Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.
-Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования
-Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности
-Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро
-Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одарённым
-Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
8
18-слайд: Общая классификация тем
Первый уровень классификации – «общие направления исследований»:
Живая природа
Человек Общество
Культура Земля
Вселенная Наука
Техника Экономика
19-слайд: Второй уровень классификации – « основные науки и виды деятельности»:
Человек:
1.Происхождение человека
2.Развитие человеческого организма
3.Медицина
4.Психология человека
5.Деятельность
6.Выдающиеся мыслители
20-слайд: Общество
1.Цивилизации
2.Государства и страны
3.История
4Демография
5.Государственные деятели
21-слайд: Культура
1.Язык
2.Религия
3.Искусство
9
4.Образование
22-слайд: Земля
1.География
2.Климат
3.Строение Земли
23-слайд: Вселенная
1.Галактиеи
2.Солнце
3.Звёзды
4.Инопланетные цивилизации
24-слайд: Наука
1.Математика
2.Физика
3.Химия
4.Астрономия
5.История науки
25-слайд: Экономика
1.Финансы и производство
2.Деньги и торговля
3.Банки
26-слайд: Структура работы
Краткая аннотация
Введение
Научная статья( описание работы)
Заключение
Литература
10
Приложение
Итак, вывод: именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
В заключении рекомендации педагогам по работе с одарёнными детьми:
-Необходимо изучать индивидуальные особенности поведения одарённого ученика.
-Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время.
-Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
- Центральной задачей педагога в работе с одарёнными детьми является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
-Развивайте в себе чувство юмора.
-Будьте доброжелательны, не критикуйте.
-Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
-Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ученик чем-то интересуется, значит ,он думает, а если он думает, значит учитель кое-чего достиг.
После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и ,следовательно, учитель свои обязанности выполнил.