Доклад на районном МО 20 октября 2015 года
«Организация системы работы по биологии при подготовке
учащихся к обобщению знаний»
Систематизация знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению систематизация - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации систематизации и обобщения знаний учащихся, используют его в основном ради показателей достигнутого. Форма знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленная систематизация учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках биологии.
Хорошо организованная систематизация знаний учащихся позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы систематизации и обобщения знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и качество обучения.
На заключительном уроке завершается изучение темы, раздела, предмета. Задачи обобщающего урока многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов: 1) повторение основных вопросов темы; 3) систематизация знаний вокруг основных понятий, их дальнейшее развитие и углубление; 4) обсуждение наиболее трудного и важного материала; 5) подведение итогов. Знания оцениваются на всех этапах обобщающего урока.
Систематизации знаний в свете ведущих идей, усвоению основных биологических понятий способствуют уроки обобщающего типа. На этих уроках привлекается внимание учащихся к наиболее существенным вопросам темы или раздела, систематизируются знания, раскрывается роль биологических закономерностей для практической деятельности человека, показываются пути их использования в различных отраслях народного хозяйства и здравоохранения, в деле охраны природы, осуществляется использование теоретических положений для объяснения явлений живой природы, а также формирования научного мировоззрения.
К урокам обобщения знаний учащиеся приходят с определенным объемом усвоенных ими на предыдущих уроках фактических сведений, с целым рядом сделанных обобщений. Это позволяет для активизации познавательной деятельности учащихся, дальнейшего развития у них умения обобщать широко использовать: специальные дидактические материалы; аналитические, сравнительные и обобщающие таблицы, наборы коллекций, гербарий и др.
Обобщающий урок служит также целям проверки знаний и умений учащихся. При этом проверяется и оценивается не столько знания фактов, а также сводится к развитию логических умений анализировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.
Обобщающее повторение необходимо систематически осуществлять после изучения наиболее трудных, логически законченных тем курса, так как именно на обобщающих уроках завершается формирование и развитие основных понятий, которые служат базой для усвоения материала последующих тем.
Обычно урок обобщающего типа складывается из следующих этапов: постановка задачи, вычленение ведущих идей и систематизации вокруг них основных понятий, повторения главных вопросов темы, обсуждения наиболее существенного материла, подведения итогов.
В 6 классе проводится обобщающий урок на тему «Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма». Задачи данного обобщающего урока состоят в том, чтобы систематизировать знания о клетке, о клеточном строении растения, а также закрепить умение работать с микроскопом.
Урок проводится в виде обобщающей беседы в сочетании с самостоятельной работой учащихся. Сначала в целях восстановления знаний о клетке и закрепления умений работать с микроскопом можно предложить ряду учащихся самостоятельно приготовить микропрепараты кожицы лука и листа элодеи, рассмотреть их, найти клетки и их части. При этом школьники не только отрабатывают умения, но и восстанавливают знания о строении клетки. А затем можно провести беседу на ранее усвоенную тему, направляя познавательную деятельность учащихся с помощью вопросов.
Какое внутренне строение имеет чешуя кожицы лука, лист элодеи, мякоть помидоров? Как вы об этом узнали?
Что представляет собой клетка? Какое она имеет строение? С помощью каких приборов вы познакомились со строением клетки?
Как доказать, что клетка живая?
Докажите, что клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма.
Самостоятельная работа, содержание вопросов и последовательность их постановки позволяет организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы подвести их к двум наиболее важным выводам:
1) Все органы растения, растения в целом состоят из клеток, значит клетка является единицей строения и жизнедеятельности растительного организма.
2) Сходное строение клеток, сходство внутреннего строения растений свидетельствует об их родстве.
Таким образом, в сочетании с самостоятельной работой учащихся беседа способствует не только более прочному усвоению основных знаний о клетке и клеточном строении растений, но и закреплению практических умений.
Перед проведением обобщающих уроков целесообразно отдельным учащимся дать задания для подготовки развернутых ответов по основным вопросам изученной темы. Более правильно для повторения отобрать главное в содержании тем, опустив второстепенный материал.
Примером такого характера может служить обобщающий урок «Характеристика класса насекомых. Причины их широкого распространения в природе». Даны вопросы осмысленного фактора:
- какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе?
- какие отряды насекомых вы знаете?
- какое значение имеют представители данного отряда в природе и жизни человека?
- что такое биологический метод борьбы с насекомыми-вредителями?
- каких общественных насекомых знаете и в чем их особенность образа жизни?
Такие же вопросы осмысленного характера можно дать во время обобщающего урока «Особенности строения и жизнедеятельности хордовых, их роль в природе и народном хозяйстве».
- каковы важнейшие особенности строения и жизнедеятельности ланцетника?
- какие особенности строения и жизнедеятельности рыб позволили им широко заселить водную среду?
- в чем проявляется более сложное строение кровеносной, пищеварительной, дыхательной систем у земноводных по сравнению с рыбами?
На этих уроках имеется возможность закрепить умения учащихся определять особенности в строении и жизнедеятельности животных, выявлять взаимосвязь строения и функций, находить общие признаки в строении и жизнедеятельности, обнаруживать черты усложнения организации животных.
Формы обобщающих уроков в 10-11 классах разнообразны: обзорные лекции, семинары, конференции, учебные игры и другие.
Рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков.
Уроки обобщения знаний обладают большими возможностями; они повышают качество усвоения учебного материала, развивают познавательную самостоятельность учащихся. Успешное проведение обобщающих уроков во многом зависит от организации учебной деятельности школьников, степени их подготовленности к самостоятельному решению поставленных учителем задач.
Характеристика уроков обобщения
В логике под ОБОБЩЕНИЕМ понимают выделение каких - либо свойств, качеств, присущих некоторым классам объектов, и формирование такого вывода, который будет верен в отношении любого отдельного предмета данного класса. На основе перехода от единичного к общему при обобщениях формируются законы, теории, кристаллизуются идеи, в разрозненных знаниях проявляются системы, структура. Процесс нахождения системы в знаниях на основе выделенных фундаментальных принципов, называют СИСТЕМАТИЗАЦИЕЙ. Объективным условием систематизации является определенная логическая структура любого учебного предмета, поскольку в нем сочетаются фундаментальные и частные знания. Классическим примером систематизации знаний является систематизация растительного и животного миров, сделанная шведским естествоиспытателем К. Линнеем, эволюционная " лестница " животных и растений.
Систематизация знаний избавляет учащихся от необходимости запоминать материал как набор, сумму фактов. А если в этом процессе активное участие принимают сами учащиеся, то сгруппированный материал легче и прочнее запоминается и, главное, его в дальнейшем несравненно удобнее использовать. На определенной стадии работы систематизация превращается в метод углубленного изучения объектов систематизации, поскольку в процессе анализа и сравнения учащиеся могут увидеть, например, переход количественных изменений в качественные и другие фундаментальные законы. Глубокие обобщения трудно осмысленно усвоить без самостоятельной работы по систематизации.
К сожалению, обобщение и систематизация знаний не всегда занимают должное место в структуре урока и учебника.
При обобщении и систематизации знаний большую роль играет сравнение. Учащихся нужно учить сравнивать объекты для выделения в них общего. План сравнения объектов должен быть единым. Он может включать следующие операции:
осознание, определение цели сравнения, объектов сравнения;
устранение однородности объектов сравнения;
уточнение фактических знаний об объекте
четкое выделение основных признаков, которые характеризуют каждый сравниваемый объект;
основу сравнения;
определение в сравниваемых объектах этих главных признаков
нахождение отличительных признаков;
окончательный вывод из сравнения.
Подобный план можно составить и для обобщения. Он позволяет каждому ученику выполнять работу более осознанно, не лишних, ненужных. Отвлекающих мыслительных операций.
При обобщении следует:
выделять главное, основное содержание в обобщаемых объектах,
выделять основные факты, характеристики, отношения между объектами;
сравнить их между собой, выделить общее, фундаментальное, что
легло бы в основу обобщения;
закономерность, фундаментальную идею и т. п.)
В структуре урока биологии большое значение имеет не только преподнесение содержания наиболее целесообразными методами, но и характер логического расположения материала.
Функции обобщающего урока разнообразны. Он служит не только целям систематизации, но и повторения, закрепление знаний, осмысления отдельных фрагментов в целостной системе понятий, восполнения пробелов, осознания важнейших идей темы, раздела, контроля и оценки знаний. Обобщающие уроки позволяют сосредоточить внимание школьников на задачах нравственного, трудового, экологического, экономического, гигиенического воспитания, на формирование научного мировоззрения учащихся. Уроки подобного типа способствуют более осмысленному усвоению учащимися учебного материала.
Уроки обобщающего типа проводятся после изучения одной или нескольких тем. Для этой цели могут использоваться телепередачи, кинофильмы, лабораторные и объяснительные уроки. Для этих уроков характерно акцентирование внимания учащихся на ведущих идеях, интеграция на их основе биологических знаний, проверка их усвоения учащимися.
Урок обобщающего типа складывается из следующих этапов: постановки задачи, выявления ведущих идей и систематизация вокруг них основных понятий, повторение главных вопросов темы, обсуждение наиболее трудного и существенного материала, подведения итогов. При этом большое внимание уделяется формированию убеждений учащихся, умению творчески использовать знания. Обобщение знаний проводится при активном участии школьников.
Таким образом, в процессе обучения биологии целесообразно использовать обобщающие уроки, так как они играют большую роль в повышении качества знаний учащихся.
На формирование таких качеств личности как самостоятельность мышления, инициативность, постоянная познавательно-творческая активность, совершенствование своих знаний и умений в немалой степени влияет характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Как отмечает в своей научной работе В.В. Пасечник: «Нельзя сформировать активную самостоятельно мыслящую личность, если все знания она получила в готовом виде, а задачи решает по шаблону четко усвоенных алгоритмов».
При закреплении и повторении пройденного материала, да и на повторительно – обобщающих уроках используют игры – упражнения, например, биологическое лото. Ученикам раздаются карты с различными понятиями, вопросами, названиями растений, отрядами животных и т.д. Отдельно на маленьких карточках: ответы, рисунки Животных, продукты, получаемые из растений. Ребята должны правильно разложить карточки.
Отдельно, на маленьких карточках, рисунки животных. Отвечающий должен правильно разложить рисунки животных по отрядам.
Подобную роль выполняют разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, домино. Они занимают обычно 10 – 15 минут. Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет и в тоже время заинтересовывает. Они самостоятельно дома разгадывают и составляют кроссворды, ребусы, подбирают пословицы, поговорки к следующей теме урока. Это даёт возможность ученикам проявить инициативу, изобретательность, творчество.
Игры в среднем и старшем звене отличаются. Готовясь к игре или проводя её, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности класса.
Например в 5-7 классах используют различные виды биологического лото, домино, кроссворды, головоломки, ребусы, фантастические рисунки и т.п.
В старших классах это ролевые, деловые игры. Хотя и у них интересно проходят «Клубы знатоков», театрализации. Например, на зачёте по дарвинизму, раскрыть 3 формы борьбы за существование от первого лица. (Я – амёба … Я – морковь …). Я заяц, я живу в лесу. К зиме я, чтобы не замёрзнуть, линяю. Шерсть у меня становится густой и белой, что не очень хорошо, если нет снега (с неблагоприятными условиями). За мной вечно охотятся лисы и волки. Меня спасают длинные ноги (межвидовая борьба). Моего детёныша могут покормить и другие зайчихи (внутривидовая).
Игры – путешествия служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. .
Очень интересны, увлекательны и познавательны ролевые игры. Это пресс-конференции, суды, приёмы у врача и т.д.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Такие игры часто проводят на заключительных уроках по той или иной теме.
Систематизировать знания, ликвидировать пробелы в знаниях, отработать учебные умения и навыки позволяютобобщающие уроки. Они же позволяют учителю проверить качество усвоения данной темы. Для развития учащихся, активизации их мыслительной деятельности, возбуждения интереса к уже известному тщательно продумывают новые по формулировке и обобщающие по смыслу вопросы, задачи, игры. Обобщающие уроки проводят в нетрадиционных формах.
Учение с увлечением– это активные формы уроков. Вот некоторые из них.
УРОКИ ПУТЕШЕСТВИЯ – это могут быть уроки закрепления, обобщения знаний, а могут и раскрываться новые знания.
УРОКИ – СМОТР ЗНАНИЙ. На этих уроках развиваются коллективной работы, любознательность, творческие способности.
Смотр знаний по теме «Корень». На нём работа по карточкам, с гербарием, ролевая игра «Продавец помоги покупателю», ответ Недоучкину, биологические задачи т.д.
УРОК ПРАЗДНИК «Прощание с ботаникой».
Таким образом, в процессе обучения биологии целесообразно использовать обобщающие уроки, так как они играют большую роль в повышении качества знаний учащихся.
Подводя итог, можно сказать, что задачей каждого преподавателя является научить учащихся учиться самостоятельно, заинтересовать учащегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, учащиеся могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства.
ПОДГОТОВИЛА СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МКОУ «ВЕРХ-АЛЛАКСКАЯ СОШ» ПЕРЕВАЛОВА А.Н.