СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Ориентировка детей в пространстве с нарушением зрения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Ориентировка детей в пронстранстве с нарушением зрения". 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Ориентировка детей в пространстве с нарушением зрения".»

Обучение ориентировке в пространстве дошкольников с нарушением зрения: задачи, содержание и организация.

Пространственная ориентировка - это способность определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, это анализ пространственных отношений внешней среды, который служит основой планирования и регулирования пространственного поведения.

Дети с нарушением функции зрительного анализатора ограничены в зрительном и пространственном познании. недоразвитие движений и ориентировки в пространстве, неполнота и фрагментарность образов восприятия и представлений являются следствием нарушения зрения и образуют вторичные отклонения.

Важно учить таких детей навыкам восприятия пространства, пониманию пространственных закономерностей, ориентировке в окружающей среде с помощью зрения и сохранных анализаторов.

В исследовании тифлопедагогов Н. Сековец, Л. Плаксиной, В. Денискиной, Е. Подколзиной выявлены особенности ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения:

  • затруднения в овладении пространственными представлениями, практической микро – и макроориентировке, словесном обозначении пространственных отношений;

  • сложности формирования представлений о форме, величине, пространственном местоположении;

  • ограниченные возможности дистантного (на расстоянии) восприятия;

  • разрушение стереоскопического зрения вследствие нарушения бинокулярного видения (двумя глазами);

  • ограничение обзорных возможностей, ведущее к медленному зрительному анализу, малой двигательной активности;

  • недостаточная продуктивность узнавания реальных объектов (из трех видов изображений – цветной, контурной, силуэтной – лучше всего дети узнают цветной, т. к. он дает дополнительную информацию).

В процессе коррекционно - развивающих занятий с детьми с нарушениями зрения, решаются следующие задачи:

-формирование потребности в самостоятельной ориентировке.

- учить преодолевать страх перед пространством и неуверенность.

-овладение ориентировкой на собственном теле.

-обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве.

-формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировка в нем.

-ознакомление с приемами ориентировки при помощи сохранных анализаторов.


Основной задачей обучения пространственному ориентированию детей с нарушением зрения является ознакомление детей с окружающими предметами, их пространственными признаками и расположением в пространстве в процессе непосредственного практического действия с ними.

Осуществляется эта работа с использованием нарушенного зрения и сохранных анализаторов. Научив детей узнавать окружающие предметы и объекты, следует упражнять их в определении и сравнении конкретных пространственных признаков и отношений. Это и дидактические игры, и упражнения на определение формы и величины предметов, их местоположение в пространстве относительно ребенка и друг друга. Значимость этой работы обусловлена тем, что обучение ориентировке в пространстве основывается на накоплении детьми чувственного опыта действий с окружающими предметами на практическом выделении детьми их пространственных признаков и пространственных отношений между ними.

Обучение ориентировке в пространстве включает   этапы. Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий. На каждом из них большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием

Этапы работы:

Ориентировка «на себе»: 

На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе».
На этом этапе выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, справа-слева). (6 сл.)

При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы:

-зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела;

- рассматривание ребенком себя в зеркале;

-нахождение и называние частей своего тела;

-соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка: словесное обозначение их пространственного расположения;

-зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела;

-словесное обозначение их расположения.

Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела.

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе».

Ориентировка «от себя»: 

Задача второго этапа – дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». Детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке. 

Выявляется знание понятий впереди-сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета или другого человека. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения.

Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко - далеко», «ближе - дальше».

Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: (Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»).

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» учитель - дефектолог развивает умение выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, тактильные), двигательные ощущения.

Для развития полисенсорного восприятия пространства необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия. Они учатся выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию. Так, внимание детей обращается на запахи, свойственные определенным предметам, сопровождающие какие-то явления природы (например, запах после дождя или запах сирени, запах осенних листьев), на температурные изменения в разных помещениях (так, на кухне жарко, а в кабинете врача прохладно).

В качестве материала используются звучащие предметы (колокольчик, будильник, бубен  и др.), фонограммы (звуки природы, города, бытовые звуки), набор запахов присущий предметам (овощи, фрукты, мыло и др.).  Ребёнок определяет направление, место звучания предмета.

«Моделированию предметно-пространственных построений».  

Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Проводятся занятия, на которых дети учатся обследовать пространство, которое им предстоит моделировать. Такие занятия проходят индивидуально в форме дидактических игр: «Кукла купила себе мебель», «Кукла переезжает на новую квартиру» и т.п. Сначала ребенок рассматривает и обследует осязательно макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели. Своими инструкциями и вопросами педагог направляет зрительно-осязательное восприятие ребенка, активизирует его деятельность. Затем предметы кукольной мебели размещаются ребенком на макете. Ребёнок моделирует простейшие пространственные отношения из строительного материала, геометрических фигур, словесно обозначает местоположение.

Ориентировка с помощью схемы 

Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

Ориентировка в трехмерном пространстве, в движении.

 Освоение объемного (трехмерного) пространства; обучение умению ориентироваться в трехмерном пространстве, используя разные точки отсчета; обогащение словаря терминами: «центр», «правая – левая часть комнаты», «верхняя – нижняя часть комнаты», «дальняя – ближняя часть комнаты», «верхний – нижний угол», «ближний - дальний угол», «правый – левый угол», «правая – левая сторона», «задняя – передняя часть комнаты», «выше – ниже уровня глаз». Совершенствовать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направление движения.

Ориентировка на плоскости (на листе бумаги, фланелеграфе, грифельной доске т.е. в двухмерном пространстве).

Освоение (двумерного) пространства на плоскости, на листе бумаги. Обогащение словаря терминами: «центр», «правая – левая часть плоскости», «верхняя – нижняя часть плоскости», «дальняя – ближняя часть плоскости», «угол», «сторона» плоскости. Учить располагать предметы на плоскости, формировать понятия: правый (левый),  верхний (нижний) угол, середина.

При усвоении всех этапов происходит обогащение словаря предлогаминаречиями и другими частями речи. Наречия, которые показывают направления движения и отвечают на вопрос «Куда?»; наречия, указывают направления движения, но обратного характера «Откуда?»; наречия, которые обозначают место действия и отвечают на вопрос «Где?».

Полученные знания,  закрепляются в игре.  Игра  -  это образ  жизни для каждого  ребенка дошкольного возраста.    Существует очень много игр, которые помогают в освоении пространственных отношений и ориентировке в пространстве на всех этапах развития.


В совершенствовании обучения ориентировке слепых и слабовидящих детей важную роль играют специальные занятия, направленные на коррекцию отклонений в их развитии.

Коррекционные занятия проводятся в соответствии с учебным планом и программами в форме индивидуальных и малогрупповых занятий.

  1. Ритмика

  2. ЛФК

  3. Коррекция нарушения речи

  4. Социально-бытовая ориентировка

  5. Развитие зрительного восприятия

Данные направления работы помогают развить умение воспитанников ориентироваться в пространстве и использовать данный навык в разных ситуациях.



Развитие пространственной ориентировки  у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения –  является одной из главных задач работы специалистов и  воспитателей  детского сада и одним из главных условий подготовки к школе. Способствует  социальной адаптации детей с нарушениями зрения,   в общество нормально видящих сверстников.  Ребенок с нарушением зрения должен  получить  возможность всестороннего проявления его личности, обрести тот уровень социальной компетентности, при которой он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя, окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними.