Основные типы уроков по ФГОС
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому
– и я научусь!»
Китайская мудрость
В основу реформы школьного образования в России положена схема «Для чего учить? – Чему учить? – Как учить?». То есть в новых стандартах (ФГОС) на первом плане стоят образовательные цели: что должен приобрести ребенок в процессе учебы? Если раньше речь шла в первую очередь о знаниях, то теперь об умении самостоятельно их приобретать и применять на практике. Эти требования отразились и на основной единице процесса обучения – уроке.
Появление новой типологии уроков по ФГОС привело к изменениям их структуры, содержания, позиций педагога и учащегося.
Основная задача современной школы – личностное развитие ребенка. Он должен уметь видеть проблему, ставить задачи, выбирать способы их решения, планировать, искать информацию, анализировать, делать выводы, оценивать себя и свою работу.
В стандартах есть специальный термин для определения таких умений – универсальные учебные действия (УУД). Всего их выделяют четыре группы: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Первые отвечают за понимание ребенком целей своего развития; вторые – за умение мыслить логически, работать с информацией, анализировать; третьи – за способность взаимодействовать с окружающими и высказывать свое мнение; четвертые – за готовность составлять и осуществлять план действий, оценивать результаты. Такие ориентиры меняют саму структуру урока по ФГОС. За основу берется системно-деятельностный подход, который предусматривает: приоритет самостоятельной работы ученика; значительное количество творческих заданий; индивидуальный подход со стороны педагога; развитие универсальных учебных действий; демократичный стиль взаимодействия педагога и ребенка.
Требования к современному уроку
-
Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной.
-
Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
-
Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
-
Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
-
Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
-
Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Учитель на современном уроке:
-
учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы;
-
создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета;
-
систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);
-
использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
-
владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;
-
эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
-
добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;
-
стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.;
-
специально планирует коммуникативные задачи урока;
-
принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;
-
стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Новые требования значительно изменили набор традиционных школьных занятий.
Составлена классификация типов уроков по ФГОС. В ее основе лежат приоритетные задачи конкретного занятия.
Четыре основных типа урока: открытия новых знаний (приобретения новых навыков и умений); рефлексии; систематизации знаний (общеметодологический); развивающего контроля.
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
На занятиях первого типа учащиеся получают новую информацию по теме, узнают различные способы учебных действий и пробуют применять их на практике.
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
-
Мотивационный этап.
-
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
-
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
-
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
-
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
-
Первичное закрепление нового знания.
-
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
-
Включение в систему знаний и умений.
-
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
На уроках рефлексии и отработки умений дети закрепляют полученные сведения, учатся оценивать собственные действия, выявлять и устранять ошибки. Занятия развивающего контроля помогают научиться рассчитывать свои силы при выполнении заданий, объективно оценивать результаты.
Цели:
-
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
-
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
-
Мотивационный этап.
-
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
-
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
-
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
-
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
-
Обобщение выявленных затруднений.
-
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
-
Включение в систему знаний и умений.
-
Осуществление рефлексии.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Уроки общеметодологической направленности дают возможность систематизировать полученные знания, увидеть межпредметные связи. Иногда в эту типологию уроков по ФГОС добавляется пятый пункт – исследовательское или творческое занятие.
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
-
Самоопределение.
-
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
-
Постановка учебной задачи, целей урока.
-
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
-
Реализация выбранного проекта.
-
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
-
Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
-
Мотивационный этап.
-
Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
-
Фиксирование локальных затруднений.
-
Создание плана по решению проблемы.
-
Реализация на практике выбранного плана.
-
Обобщение видов затруднений.
-
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
-
Решение задач творческого уровня.
-
Рефлексия деятельности.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Структура урока по ФГОС во многом определяется его типом, однако существует ряд обязательных компонентов. Их состав и последовательность могут варьироваться в зависимости от темы занятия, уровня подготовленности класса. При этом должны решаться три группы задач: развивающие, обучающие, воспитательные.
Первая стадия современного занятия – «мотивационная». Призвана заинтересовать ученика, настроить на работу. Ведь лучше всего информация усваивается, когда человеку становится интересно. Учителя используют для этого разные приемы: проблемные вопросы, неоднозначные утверждения, необычные факты, звуковые, визуальные эффекты.
В ходе этапа «актуализации знаний» ученик должен вспомнить пройденный материал, так или иначе связанный с поставленным в начале урока вопросом, закрепить его в процессе выполнения заданий. «Фиксирование и локализация затруднений» – этап, направленный на анализ собственных действий, выявление проблемных моментов. Ребенок учится задавать себе вопросы о проделанной работе: - какую задачу решал; - что для этого понадобилось сделать; - какая информация пригодилась; - на каком моменте возникло затруднение; - каких сведений или умений не хватило.
Стадия «построение проекта коррекции затруднений» заключается в совместном составлении плана по усвоению новой информации, решению проблемы. Ставится цель, связанная с коррекцией знаний (выяснить, научиться, определить), выбираются средства ее достижения (составить алгоритм, заполнить таблицу) и формат работы (индивидуально, в паре, группой).
Этап «реализации проекта» предусматривает самостоятельную работу по разработанному плану. Учитель при этом выполняет функции модератора, задает наводящие вопросы, направляет. «Включение новых знаний в систему» – выполнение кейсов, помогающих соотнести новую информацию с уже изученным материалом и подготовить к восприятию новых тем.
Обязательным этапом современного урока является «рефлексия». С помощью педагога учащиеся подводят итоги занятия, обсуждая, что удалось выяснить, какие сложности возникли. При этом оценивается собственная деятельность, уровень активности. Задача ребят – не просто понять, где были допущены ошибки, но и как можно избежать этого в дальнейшем.
Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Перечисленные типы уроков в «чистом» виде встречаются редко в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа.
Итак, цель урока определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру. Всё это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, что не менее важно, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.
Современная педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиск путей совершенствования урока. Одним из направлений совершенствования является совершенствование типологии и структуры уроков.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом, осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Хотелось бы, чтоб дети в каждом классе
Светились от улыбок и любви,
Твори, дерзай и вдохновляй, учитель,
В век инноваций, новизны!