СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Отбор речевого материала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Отбор речевого материала"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Отбор речевого материала"»


КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1»








Доклад

Отбор речевого материала и способы его введения в речь младших школьников с нарушением слуха







Составила: учитель-дефектолог

МосиевскаяЛариса Сергеевна





Барнаул 2021 г.

Отбор речевого материала и способы введения его в речь младших школьников с нарушением слуха


Современная система обучения детей с нарушенным слухом языку требует применительно к любому уроку «программировать не только словарный состав и фразеологию, но и меру овладения речевым материалом» учащимися. Говоря о «мере овладения речевым материалом», С.А. Зыков имеет в виду те условия, в которых употребляется новое слово или фраза, и число повторений их на уроке.

Обобщая весь речевой материал, который следует отобрать к любому уроку, учитель может объединить его в несколько групп.

К первой группе относится материал, нужный для «фиксации приобретаемых знаний», умений, формирования понятий. На уроке чтения- это новые слова и выражения из текста; на уроке математики- соответствующие термины, названия фигур, названия математических действий и т. д.

Ко второй группе следует отнести высказывания учителя (поручения, побуждения к словесному общению, оценка работы учеников и т. д.), а также высказывания учеников, необходимые для общения с учителем (просьбы о помощи, сообщения о затруднениях в работе и т. д.).

К третьей группе можно отнести высказывания, необходимые для общения детей между собой (оценка работы соседа, сообщение о его неудачах, ошибках, предложение оказать помощь и т. д.)

Конечно, выделение таких групп условно, однако, это может помочь учителю отобрать материал к уроку и не «утонуть» в нём. Как видно из перечисленных групп, материал первой группы выбирается в соответствии с программными требованиями каждого конкретного предмета, материал для двух других групп по большей части находится в программе по развитию разговорной речи.

Вместе с отбором и систематизацией речевого материала для урока учителю необходимо продумать и способы введения его в речь детей, а также форму его преподнесения (и место его введения на уроке).

Способы введения речевого материала:


  • показ предмета или действия (при сообщении, например, названий неизвестных детям объектов, свойств предметов, занятий действующих лиц на картине и т. д.)

  • такой приём, как выполнение действия для знакомства со значением глагола, широко используется на всех уроках, и относятся, например, к знакомству со словами универсального назначения: достаньте тетради, книги, карандаши, пропустите четыре клетки, две строчки, подчеркните слово и т. д.

  • широко используется на всех уроках и такой приём, как «пояснение словесными средствами»,

  • а также сообщение речевого материала в условиях разнообразных видов деятельности (например, на уроке письма, при освоении этого вида учебной деятельности школьники впервые знакомятся со словами: строчка, большая буква, маленькая, строчная буква, красная строка, новая строчка, поля т. д.).

Таким образом, способы знакомства с речевым материалом, названные С.А. Зыковым, достаточно универсальны и могут быть использованы на всех уроках. При обучении устной разговорной речи учитель, как правило, первоначально знакомит школьников с учебным материалом и использует разные способы такого знакомства, он должен продумать и обеспечить повторение и закрепление речевого материала в речи самих учащихся при организации общения детей на уроке. Какими же путями учитель вводит в речь детей этот материал и обеспечивает его «многократную оборачиваемость» в детских высказываниях? Это создание ситуации, игры и игровые приёмы, упражнения.

Как же реализуются данные приёмы при обучении разговорной речи?

При организации деятельности учащихся у учителя возникает масса поводов для введения диалогов. Он либо сам намеренно создаёт такие ситуации, либо умело своевременно их использует.

Все ситуации общения можно подразделить на две группы: те, которые естественно возникают в процессе деятельности, и те, которые преднамеренно создаются педагогом.

Естественная ситуация может возникнуть на любом уроке. Например, при подготовке к уроку дежурный проверяет, у всех ли есть нужные принадлежности. Отсутствие у кого-либо из учеников необходимой учебной вещи является хорошим поводом для развёртывания диалога. При подготовке к уроку математики дежурный обнаружил, что у Серёжи нет простого карандаша. Обращаясь к учителю, он говорит: «У Серёжи нет простого карандаша». «Спроси, почему нет карандаша»,- даёт поручение учитель. Дежурный повторяет вопрос, обращаясь к Серёже. Серёжа отвечает: «Забыл дома». Учитель предлагает Серёже попросить карандаш у кого-нибудь из товарищей. Ученик обращается с просьбой: «Саша, дай, пожалуйста, карандаш». Получив карандаш, благодарит: «Спасибо». Давший карандаш отвечает: «Пожалуйста». Так возникают естественные диалоги между дежурным, учителем и учащимися класса.

Помимо использования естественных ситуаций учитель должен придумывать и специально создавать на уроке разнообразные ситуации для общения. К ним относятся игры и игровые приёмы. Они чаще всего основаны на интересе, связанном с угадыванием. Дети угадывают, какой предмет спрятан в свёртке или нарисован на закрытой картинке. Такой приём широко используется на уроках развития речи при описании работы по закрытой картинке, а на уроках окружающего мира при изучении животных, когда ученики задают вопросы о внешнем виде животного, о том, где он живёт, что ест, как передвигается, и на основании ответов учителя угадывают, какое это животное.

Следующий приём введения в общение речевого материала это прямое побуждение к словесному общению. Этот приём не является самостоятельным, он сочетается со всеми предыдущими, но имеет свою конкретную цель. Она состоит в упражнении детей в диалогической речи, т. е. не только создавать и использовать ситуации общения, но и стремиться, чтобы в такой ситуации речевой материал был повторён и закреплён в речи как можно большего числа учащихся. Для этого учитель постоянно побуждает детей к общению поручениями и приказаниями, прямо требующими речевой коммуникации: «Попроси …, скажи …, обратись к товарищу, позови …, дай поручение …, повтори вопрос, повтори ответ …» и т. п. Такой приём используется при любой форме организации работы и независимо от конкретного содержания речевого материала.

Речевой материал может быть преподнесён детям в устной, устно – дактильной и письменной форме.

Кроме того, в современных условиях усиленной работы по развитию слухового восприятия речи знакомый материал может и должен различаться детьми слухозрительно и на слух. Во 2, 3, 4 классах слухозрительно должен различаться весь знакомый материала.

К 3-4 классу учитель начинает широко использовать экран, требуя различения знакомых слов и выражений только на слух. Организуя разговорные моменты в начале урока 4 классе, учитель задаёт детям знакомые вопросы за экраном:

-Какой будет урок?

-Что мы делаем на уроке …? и т. д. Ответы отдельных учеников тоже следует давать за экраном, тренируя, таким образом, не только разговорные навыки, но и слуховые навыки детей, как того требует программа по развитию слухового восприятия.