
Выступление учителя русского языка и литературы на заседании ШМО учителей-предметников по итогам предметной недели
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Школа должна готовить своего воспитанника к жизни,
должна вооружить его в такой мере, чтобы, войдя в бурное
житейское море, он не потерялся среди того разнообразия, какое
дает современная действительность, и сумел верно, с полным
самообладанием реагировать на предъявляемые жизнью запросы.
П. Знаменский
Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования. В связи с этим важным представляется требование к такому результату образования, как связь учебно-познавательной и внеклассной деятельности, которая формой сотрудничества взрослого и школьника обеспечивает протекание познавательных процессов, а также социализацию подрастающих поколений. В соответствии с этим должна меняется роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик становится не объектом, а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора превращается в организатора учения. Правильно организованная учебно-познавательная и внеклассная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, развитию духовных ценностей народа.
В развитии ребенка внеклассная деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного саморазвития личности этапы: самоцелеполагание, заключающее в себе свободу и волю личности; самопланирование, развивающее инициативу и волю ребёнка; самоорганизация, тренирующая самостоятельность и решительность; самореализация намеченных целей, воспитывающая трудолюбие, развивающая способности; самоанализ и самооценка результатов, заключающая в себе понятие совести и честности. Она приобщает ребенка к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности. Именно во внеклассной деятельности удовлетворяются потребности ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации. Эти процессы идут стихийно, спонтанно, и если ими не управлять, не создавать специальных условий, они могут привести к негативному поведению ребенка, к асоциальной, антикультурной и криминальной деятельности. Поэтому во внеклассной деятельности ребенку особенно необходимы направление, педагогическая поддержка, одобрение и ободрение, победа, успех – а это, в свою очередь, здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться.
Эти же направления имеют место и в Концепции модернизации Российского образования:
усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин с целью дать всем выпускникам основной и средней школы знания и умения, обеспечивающие социализацию и активную гражданскую позицию личности, ее современные ценностные ориентации;
обеспечение развития вариативности и индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов обучающихся.
Одной из приемлемых форм внеклассной работы по предмету для любой общеобразовательной школы является предметная неделя. Ее популярность вызвана тем, что она включает разные виды деятельности. Работа в предметной недели формирует составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной компетенции:
умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
умение оценивать результаты;
умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.
Нередко задаётся вопрос: «Надо ли проводить Предметные недели?» Ответ на него у нас однозначен, тем не менее, у этой формы организации деятельности есть свои плюсы и минусы. Необходимость проведения предметных недель обусловлена тем, что они позволяют рассматривать с разных сторон одну проблему – проблему обучения и развития школьников, с широким использованием внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности. Сущностью любой предметной недели является создание эффективной системы взаимодействия учащихся и учителей, направленного на развитие познавательных и творческих способностей школьников и пропаганду престижа знаний. Предметная неделя - это не только традиционное внеучебное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненной решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, тематических клубов и т.п. Но «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач обучения», - эти слова К Ушинского важны при разработке и проведении предметных недель.
Каковы цели предметной недели?
1) Развитие познавательного интереса. Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Самая главная – это формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу.
2) Переориентация восприятия учебных дисциплин. Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами стоит не из легких - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.
3) Информальное (неформальное, неофициальное) использование учебных знаний, навыков, умений. Одной из причин "прохладного" отношения школьников к учебе является кажущаяся невостребованность полученных ими знаний в реальной жизни. Дайте ребятам возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит первотолчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его.
4) Формирование целостного взгляда на мир и человека. Для школьных преподавателей не секрет, что крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла (например, гуманитарного), курс, в котором тот или иной факт реальной действительности представлялся бы не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Предметная неделя может помочь решить и эту задачу. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например русский язык, иностранные языки, литература, история, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действа.
5) Расширение кругозора. Чаще всего учащиеся проявляют интерес к какой-либо одной группе предметов, с одной стороны, это совершенно оправданно необходимостью более глубокого погружения учащимися в учебные дисциплины в соответствии с их интересами, а также необходимостью получить качественную стартовую площадку в виде основательных знаний для успешного прохождения вступительных экзаменов в вуз. С другой - не обходится без жертв, что напрямую связано с проблемой недооформления собственной внутренней культуры.
Предметная неделя помогает качественно решать задачу формирования гармоничного мировоззрения учащихся.
6) Неформальное общение преподавателей и учащихся. В традиционной учебной практике, хотят этого преподаватели или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Учителя и те, кого они учат, разведены по разные стороны педагогического "барьера". Как и всякая жестко закрепленная, не имеющая движения структура, эта также бездушна. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия преподавателей и учеников. Видеть не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых людей, влюбленных в свою профессию, - это ли не самый эффективный воспитательный опыт? Интерес к предмету - это одно из главных условий, необходимых для изучения любой школьной дисциплины. Причем формирование живого интереса к учебе является неотъемлемой деталью современного воспитательного и образовательного процесса. Предметные недели в школе по праву считаются самой комплексной и эффективной методикой, позволяющей решать эту задачу.
Но надо помнить, что успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению.
Мотивация - это активное состояние мозговых структур, побуждающие животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Образовательная мотивация – система фактов, обуславливающих учебную деятельность и поведение школьников. К таким факторам относятся потребности, намерения, цели, интересы, стремления.
Важное условие образовательной мотивации на каждой ступени взросления школьника - принятие его как личности со стороны сверстников, родителей и учителей. Большое внимание на выработку образовательной мотивации оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития, что во многом зависит от личности учителя, оказывающего повседневное влияние на учащихся.
В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации.
Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации - проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создает основу для успешного продвижения от незнания к знанию.
Психологи выделяют 4 вида внутренней мотивации:
1.Мотивация по результату (ориентация ученика на результат деятельности).
2.Мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности).
3.Мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки).
4.Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя).
Для успешной познавательной мотивации значимы 1 и 2 виды мотивации. Если используемые учителем технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и самом процессе его достижения, если сама эта деятельность становится значимой для ученика, то есть основания утверждать, что таким образом будет формироваться внутренняя мотивация деятельности.
Специфика предметной недели как одной из форм учебно-воспитательной работы в современной школе заключает в себе мотивацию всей учебной деятельности ученика, обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
Внеклассная деятельность отличается от учебной прежде всего тем, что не является обязательной. Вместе с тем развитие ребят во внеклассной работе посредством использования различных методов и форм гораздо разнообразнее учебного процесса. Здесь используются самые увлекательные коллективные дела: игры, конкурсы, состязания эрудитов, математические вечера, КВНы. Практическая значимость работы заключается в том, что ее методические разработки позволяют не только расширить знания и возможности учащегося, но и реализовать важную направляющую всего воспитательно-образовательного процесса. Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Такая форма мероприятий дает возможность расширить свой кругозор, повысить уровень мотивации учебной деятельности, понять, насколько увлекательна и необходима любая наука, даже найти новых друзей. Также предметная неделя пробуждает интерес к учебному предмету; выявляет одаренных детей; воспитывает у слабоуспевающих ребят веру в свои силы, возможности.
Анализ проведенной предметной недели подтверждает необходимость применения различных видов мероприятий. Наблюдая за ходом развития Недели, я увидела, что формирование творческих навыков тесно связано с развитием интеллектуальных возможностей. Дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, где обязательные уроки образовательного процесса и предметная неделя выступают как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески.
Общие положения о проведении предметных недель
Предметные недели вводятся в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения интереса к изучению предмета любого цикла. Мероприятия, проводимые в рамках предметных дней должны соответствовать целям и тематике.
При составлении плана проведения предметных недель учитываются: - занятость всех учителей МО
- разнообразные формы проведения мероприятий - оформление стендов и кабинетов
- четкое расписание мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за проведение.
Задачи предметной недели
Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.
Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
Развивать интерес учащихся к изучаемому предмету.
Способствовать повышению образовательного уровня.
Обучать детей самостоятельности и творчеству.
Повысить уровень мотивации к изучаемым предметам.
Принципы проведения Недели:
Каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить сообщения и выступать с докладами, создание учащимися фото- и электронных тематических газет, кроссвордов, организация выставок, тематических марафонов, демонстрация занимательных химических опытов и т. п. Надо помнить, что ученик - не сосуд, который надо наполнять, а факел, который надо зажечь…
Прогнозируемый результат:
Приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях;
развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости;
развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ
В МБОУ «АБРАМОВСКАЯ ООШ» 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД (I полугодие)
В 2013 – 2014 учебном году была проведена первая общая предметная неделя математического, филологического и естественного цикла. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы работы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, викторины, олимпиады, открытые мероприятия с применением ИКТ. В ходе предметной недели были проведены следующие мероприятия:
По неделе русского языка и литературы: интеллектуальная игра «Медвежонок» (2 – 9 классы, ответственные: Калинина Н.Н, Кожухова М.А., Шмелёва С.Н., Янович Н.Н.); олимпиада по русскому языку (школьный и муниципальный уровень) 7-8 классы (ответственные: Калинина Н.Н, Кожухова М.А.); интеллектуальная игра по русскому языку «Знатоки русского языка» (ответственная Калинина Н.Н.); интеллектуальная игра по русскому языку «Большие буквы» (ответственная Шмелёва С.Н.); интеллектуальная игра «Путешествие по стране Литературия» (ответственная Кожухова М.А.);
По неделе английского языка (ответственная Самсонова О.В.);
По неделе математики и физики: (ответственная учитель математики Анохина Т.П. и учитель физики Колесникова Н.И.)
По неделе естественных наук: (учитель географии и истории Князева Т.Я. и учитель начальных классов «Экологическое поле чудес» Шмелёва С.Н. и внеклассное мероприятие по окружающему миру учителя Янович Н.Н.)
Общие рекомендации: мероприятия предметной недели должны быть актуальны, то есть, быть направленными на решение задач, поставленных перед участниками недели (педагогами и учащимися); содержать информацию и эмоциональные переживания, обеспечивающие активное восприятие происходящего, учитывать возраст, интересы и потребности учащегося; обеспечивать дальнейшее положительное общение в школьном коллективе. А содержание должно соответствовать формам их проведения. Учителя должны при подготовке видеть ожидаемые результаты, а именно: приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях; развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия и уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
Данные мероприятия предметной недели в основном и строились на этом профессиональном уровне. Тем не менее хочется напомнить о том, что каждый учитель, готовя своё мероприятие, должен знать не только все этапы хода работы, но и приблизительное время ( не более 1 часа) проведения и чётко планировать начало и конец мероприятия. К примеру, на занятии английского языка дети определяли правила игры сами, чувствуя неорганизованность этого этапа работы у учителя. А на конкурсной игре по географии время проведения было растянуто, что вызывало некоторую усталость и дисгармонию. Не нужно писать планов, реализация которых невозможна, лучше меньше, но объективнее и лучше.
Рекомендации:
Разнообразить работу по подготовке и проведению предметной недели, используя различные информационные ресурсы
Привлекать к проведению предметной недели учащихся, организовывая их самостоятельную исследовательскую работу, оживляя ход мероприятия и приучая учащихся быть не созерцателями, а непосредственными участниками организации работы
Продумывать ход мероприятия от его начала до конца в пределах разумного времени (45 – 60 минут)
Согласовывать мероприятия с общешкольным планом проведения предметной недели
Зам. директора по УВР:________________ /Калинина Н.Н./
«МЕДВЕЖОНОК» учителя русского языка и литературы Калинина Н.Н. и Кожухова М.А.

«ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» учитель русского языка и литературы Калинина Н.Н.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИЯ»
учитель русского языка и литературы Кожухова М.А.

«БОЛЬШИЕ БУКВЫ» учитель начальных классов Шмелёва С.Н.

«Знатоки географии» учитель географии и истории Князева Т.Я.

«Занимательный урок по окружающему миру» учитель начальных классов Янович Н.Н.

«Экологическое поле чудес» учитель начальных классов Шмелёва С.Н.
