СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по плаванию для 1-2 классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе рассказывается: История плавания, способы плавания, спортсмены чемпионы. Привлечение детей к ЗОЖ.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по плаванию для 1-2 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12

им. академика В.И.Кудинова










Доклад для 1-2 классов


«История плавания»






Составила : учитель физической культуры

Гришина Марина Анатольевна






г. Воткинск

2018г.






1. История плавания.


Человек научился плавать еще в далекие доисторические времена.
Как же это произошло?

Рисунки на археологических находках свидетельствуют, что люди в Древнем ЕгиптеАссирииФиникии и во многих других странах умели плавать за несколько тысячелетий до нашей эры. И известные им способы плавания напоминали современные кроль и брасс.

Сначала люди в поисках пищи собирали на мелководье съедобные раковины, ловили рыбу руками, глушили камнями и поражали ее копьями. Но постепенно человек все больше и больше осваивал водную стихию. Чтобы достать свою добычу с глубоких мест, он прибегал к помощи палок или веток, сорванных с дерева, и только со временем решился войти в воду и поплыть, да и то держась за древесные стволы.
По мнению ученых, первые пловцы появились на побережьях Средиземного и Черного морей в районах Ближнего Востока приблизительно 75 тысяч лет назад...
О том, какой сноровки в плавании достигли люди минувших тысячелетий, мы можем судить по дошедшим до нашего времени описаниям первобытных способов рыбной ловли и охоты на водоплавающих птиц, сделанным моряками и путешественниками, заставшими на островах и материках некоторые племена, продолжавшие жить в мире каменного века.
Не утратило своего значения плавание и в более поздние периоды жизни человечества. Греческий историк Геродот повествует о замечательном пловце древности Скиллиасе из Сикона, который вместе со своей дочерью Цианной совершил отважный поступок. Во время войны греков с персами в 480 году до нашей эры отец и дочь пробрались ночью в сильный шторм к стоянке вражеских кораблей и перерезали якорные канаты. Многие корабли были выброшены бушующим морем на прибрежные рифы. Скиллиас и Цианна проплыли более 5 километров.
Применение плавания в военных целях было хорошо известно в античном мире. Войска Александра Македонского отличались не только выносливостью в походах, но и умением хорошо плавать.
Уметь плавать было обязательно и в Карфагене. История сохранила сведения о походе на Рим знаменитого карфагенского полководца Ганнибала весной 217 года до нашей эры. Карфагенское войско отличалось закалкой. Четыре дня и три ночи шла армия Ганнибала по пояс и по грудь в воде по болотистой низменной реке Арно, форсируя вплавь непроходимые места.
Большого совершенства в плавании достигли римские воины. Например, на кораблях римского флота были специальные гильдии пловцов, которые производили ремонт подводных частей судов, вели разведку и доставляли вплавь полученные сведения. Знаменитые римские полководцы Гней Помпей, Юлий Цезарь, Марк Антоний и особенно Кассий Лонги сами были хорошими пловцами и обучали искусству плавания своих легионеров. Римские воины могли в полном снаряжении переправляться через реки.
Но плавание, конечно, было нужно не только воинам.
В Древней Греции в гимнасиях, где воспитывались юноши, устраивались специальные бассейны для народа. Не умеющие плавать считались невеждами. Про невежественного человека говорили: «Он не умеет ни плавать, ни читать».
В Риме было очень много терм — бань с плавательными бассейнами. Шедевром искусства явились термы императора Валерия Аврелия Диоклетиана, воздвигнутые в эпоху поздней Римской империи — примерно в 302 году нашей эры. Эти термы поражали своим великолепием и размерами стометрового облицованного мрамором бассейна.
В мрачные времена средневековья плавание предается забвению. Люди не только не учатся плаванию — многие не пользуются водой даже в гигиенических целях. Особенно почитались среди христиан и считались угодными богу монахи, дававшие зарок никогда не мыться.
Во Франции при Людовике XIV во время празднеств во дворце устраивались роскошные водопады и фонтаны, но ими только любовались.
Однако и история средних веков знает выдающихся пловцов из простого народа. Навеки сохранилось имя изумительного пловца Песцы Коллы, которого современники называли «человеком-рыбой». Песце Колла родился в 1300 году на острове Сицилия в семье рыбака. С малых лет он добывал семье пропитание ловлей устриц, рыб и кораллов. Повзрослев, юноша целые дни проводил в море, вдали от берега, лишь случайно отдыхая на проходящих кораблях. Потом он стал своеобразным плавучим почтальоном. Даже в сильную бурю Песце Колла доставлял в кожаной сумке почту на Литарские острова, расположенные на расстоянии 50 миль. Трагическая гибель этого замечательного пловца явилась сюжетом для баллады Шиллера «Кубок», известной нам в переводе Жуковского с немецкого языка.
Только в эпоху среднего средневековья, в период рыцарства, плаванию снова стали придавать большое значение и оно вошло в число семи искусств, необходимых рыцарю, а в эпоху Возрождения плавание окончательно приобретает популярность.
Какими же способами плавали Грек Скиллиас, Кассий Лонги, Юлий Цезарь, Песце Колла и другие пловцы древности? Летописи, предания и легенды, повествующие об их подвигах, не сообщают об этом. Так можно ли теперь ответить на эти вопросы?
Оказывается, можно. Для этого надо познакомиться с экспонатами исторических музеев разных стран. Вот хранящийся в Британском историческом музее ассирийский барельеф, относящийся к 1200 году до нашей эры. На нем изображены преследуемые врагами воины. Они в полном боевом снаряжении переплывают реку. Двое из них плывут на надутых мешках, а один рассекает воду способом, очень похожим на русские «саженки» или кроль.
Не менее интересен сюжет на древнегреческой вазе, экспонирующейся в музее Лувра. На ней изображены купающиеся женщины. Движения одной из них определенно напоминают современный кроль.
В Турине в крупнейшем в мире музее древнеегипетского искусства хранится большой камень, на поверхности которого высечена фигура пловца, лежащего на груди с разведенными в сторону руками и согнутыми, как у лягушки, ногами. Этот камень относят к 1200— 1700 годам до нашей эры. Значит, более трех тысячелетий назад египтянам был знаком способ плавания на груди, напоминающий современный брасс.

2. Плавание на Руси.

Русская история богата преданиями, былинами и рассказами о подвигах на водных просторах. С незапамятных времен наши предки отличались мужеством, большой силой и умением плавать.
Из былины «Добрыня и змей» мы узнаем, что Добрыня Никитич:
...Он горазд был плавать по быстрым рекам...
Да и нырнул-то он от бережка ко другому...
Да и от другого бережка ко этому...
Как сообщает историк Карамзин, славяне смело бросались в опасные болота и глубокие реки. Они умели с военной хитростью долго таиться в реках, дыша через полые камыши, а потом внезапно появлялись из своей засады и разили врага. Византийский историк Маврикий, живший в VII веке, писал о славянах: «Они особенно способны переправляться через реки потому, что больше и лучше, чем остальные люди, умеют держаться на воде».
Посланец багдадского халифа Ахмед ибн Фаланд, побывавший на Волге в 921—922 годах, с восхищением пишет о русских и приводит поразившую его легенду о пловце-великане, который во время весеннего разлива Волги плыл посередине реки.
В «Истории Государства Российского» (Карамзина) описана осада города Брянска войсками Лжедмитрия II в 1607 году. На помощь осажденным спешило русское воинство под командованием Петра Литвинова. На подходе к городу путь преградила река Десна, по которой шел лед. Русские воины бросились в воду и плыли под выстрелами неприятеля, раздвигая лед руками.
Умение плавать высоко ценилось в русском флоте в петровские времена. Петр I большое внимание уделял боевой подготовке солдат и матросов и их обучению плавать. Под его руководством проводились военные учения «потешных» рот с преодолением водных преград и сражениями на воде. В 1725 году в Петербурге была создана специальная школа, в которой русских моряков обучали грести и плавать.
В систему боевой подготовки войска прославленного русского полководца А. В. Суворова входило обучение солдат плаванию, переправам вброд и вплавь. Впоследствии это помогло суворовским войскам бесстрашно форсировать Дунай и успешно штурмовать Туртукан и Измаил.
О высоком мастерстве русских моряков свидетельствует эпизод, происшедший с лейтенантом флота Павлом Концовым. В мае 1775 года фрегат «Северный Орел» шел из Ливориса (Италия) к берегам России. Ночью начался сильный шторм. Ударом волн выбросило за борт лейтенанта Павла Концова. Его отнесло от корабля. Быстро сбросив одежду и сориентировавшись по звездам, он поплыл в сторону невидимого берега. Только на рассвете пловец увидел на горизонте землю — это был остров Тантиф. Моряк благополучно достиг берега, проплыв 30 километров.

3. Наши герои.

Спортивное плавание в нашей стране начало широко развиваться только после Октябрьской революции. За сравнительно короткий срок оно приобрело популярность и массовое развитие. Однако мастерство наших пловцов старшего поколения отставало от лучших мировых достижений. Тем не менее уже более тридцати лет назад отдельные советские пловцы изумляли мир своими достижениями. Если вспомнить их имена, оживут замечательные страницы из истории отечественного спорта. Так, на протяжении десятилетия все мировые рекорды в плавании брассом принадлежали только двум советским спортсменам — Семену Бойченко и Леониду Мешкову.

Издавна известно, что плавание — спорт юных. История плавания в нашей стране и за рубежом изобилует примерами рекордных достижений юных пловцов. Еще более тридцати лет назад 16-летняя ленинградка Клавдия Алешина была непревзойденной рекордсменкой страны. В таком же возрасте московская школьница Юлия Кочеткова устанавливала абсолютные рекорды страны в плавании на спине и кролем. В то же время в московских бассейнах успешный штурм рекордов в плавании кролем начал 17-летний Виталий Ушаков. Его рекорд в 1941 году на 100 метров был равен 57 секундам.
Олимпийские игры в Токио еще раз убедительно показали, что юность — золотая пора для спортивных побед и рекордов на голубых дорожках. Победителями Олимпиады и мировыми рекордсменами стали девушки и юноши. Только одной австралийке Даун Фрезер было 27 лет.
Эту талантливую спортсменку и трехкратную олимпийскую чемпионку в шутку зовут «бабушкой» плавательного спорта.
Даун Фрезер — первая женщина, преодолевшая минутный рубеж в плавании вольным стилем (кролем) на 100 метров с феноменальным результатом 58,8 секунды. Спортивное долголетие Фрезер можно объяснить не только ее способностями, но и тем, что она научилась плавать в 5 лет и рано начала спортивную тренировку.
Все остальные победители в Токио были совсем юными. 18-летнему американцу Дону Шолландеру в Токио удалось завоевать 4 золотые медали на дистанциях в плавании вольным стилем. 16-летняя американская школьница Шерон Стоудер установила мировой рекорд, проплыв 100 метров баттерфляем за 59,9 секунды. Не было 16 лет советской школьнице Галине Прозуменщиковой, получившей в Токио золотую медаль за установление олимпийского рекорда на дистанции 200 метров брассом.
Советские брассисты вновь стали лучшими в мире. Еще в предолимпийских стартах на соревнованиях в Берлине Георгию Прокопенко удалось повторить мировой рекорд американского пловца Ястремского на дистанции 200 метров. В Токио Георгий улучшил свой результат и установил рекорд Европы, показав 2 минуты 29,6 секунды.
Бронзовую медаль завоевала вторая наша мировая рекордсменка — студентка из Ташкента Светлана Бабанина. Сейчас Светлана Бабанина сильнейшая в мире в плавании на 100 метров брассом.
Очередные, XIX Олимпийские игры состоятся в Мехико. И мы не ошибемся, если скажем, что именно молодежь продолжит свое победоносное шествие в соревнованиях по плаванию и другим видам спорта.

4. Как стать пловцом.

Благодаря систематическим купаниям повышается тонус нервной и мышечной систем, улучшается обмен веществ, организм становится невосприимчивым к простудным заболеваниям.
Купальный сезон начинай, когда температура воды и воздуха достигнет 18—20°. Прекращай купания при температуре воздуха 14—15° и температуре воды 10—12°. Лучше всего купаться в утренние и вечерние часы.
Не плавай в загрязненных водоемах. В случае появления сыпи или раздражения немедленно обращайся к врачу.
В непроточных прудах и озерах лучше купаться утром: за ночь вода отстаивается
и становится чище.
Первое время купайся 1 раз в день, затем — 2 раза, соблюдая при этом промежуток в 3—4 часа. После еды перерыв должен быть не менее 1—2 часов.
Не входи в воду чрезмерно разгоряченным или охлажденным.
В воде больше двигайся. Чем прохладнее вода, тем энергичнее должны быть движения. Продолжительность пребывания в воде зависит от ее температуры, состояния погоды и степени закаленности организма.
После купания быстро и энергично разотри тело полотенцем до покраснения- кожи и, если день солнечный, жаркий, отдохни 10—15 минут в тени.
Солнечные ванны лучше принимать перед купанием.
Хочешь стать умелым пловцом — прежде всего научись правильно дышать в воде. Проделай такое упражнение: присядь так, чтобы вода доходила до подбородка, вдохни и опусти лицо в воду. Выдыхай воздух медленно ртом — так, будто дуешь на горячий чай. Придерживайся такого ритма: на счет «раз» — глубоко вдохнуть, на «два, три, четыре, пять», опустив лицо в воду, — равномерно выдыхать.
Овладев секретом дыхания в воде, разучи упражнения, которые служат своеобразной «азбукой пловца»:
«Поплавок». Стоя в воде, сделай вдох, присядь и, погрузившись под воду, обхвати руками колени, а подбородок прижми к груди. Если вдох был глубоким, то вода вытолкнет тебя на поверхность.
«Медуза». После того как получится «поплавок», разведи ноги и руки в стороны.
«Полоскание белья». Поставь ноги на ширину плеч, нагнись, опусти руки и проделай ими движения влево-вправо, вперед-назад.
«Мельница». Попеременно прогребай руками воду. Одна гребет, другая проносится по воздуху.
«Ножницы». Сядь на край берега, опусти прямые ноги в воду и проделай ими попеременные движения вверх-вниз. Такие же движения проделай, упираясь руками в дно, повернувшись лицом вниз.
Скольжение на груди. Войди в воду по пояс, повернись лицом к берегу, вытяни руки, ладонями обращенные к воде, и, сделав вдох, сильно оттолкнись ногами от дна. В положении, напоминающем стрелу, скользи к берегу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс