СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: «Адаптация учащихся 5-го класса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад я представляла ,как классный руководитель , который взял ребят в 5 классе. И свои наблюдения и выводы определила во время адаптационного периодя класса"

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Адаптация учащихся 5-го класса»»

МБОУ « Красноануйская основная общеобразовательная школа»








Доклад


По теме: «Адаптация учащихся 5-го класса»










Подготовила учитель математики:

Колупаева Татьяна Алекскндровна.









С.Солонешное.

2015г.


Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) в последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Далее – из программы пятиклассников удален предмет «природоведение» и вводится биология и география. Произошло некоторое перераспределение часов между русским языком и литературой. По новому стандарту: русский язык – 5 часов, литература – 3 часа, т.е. те же 8 часов в неделю. В остальном программа в этом году 5 класса не претерпела изменений.

Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственность» в учебном пособии для студентов «Методика преподавания русского языка» рассматривается следующим образом: «Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала».

Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.

Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 11 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно:

состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, а с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

- сменой социальной обстановки;

-изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- нестыковкой программ начальной и средней школы;

-различием требований со стороны учителей-предметников.


Есть только одна подлинная ценность –

это связь человека с человеком.

А. де Сент-Экзюпери

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жестокие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определённые социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Известно, что в самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников на этапе введения ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения реализуются следующие задачи:

  • совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;

  • знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;

  • создавать условия для снижения тревожности.

Ребёнок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает определённые задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психического развития.

Меняющиеся условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий, уровню развития произвольности, саморегуляции и т.п.

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

Итак, одной из первых причин трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.
Надо сказать, что пятый класс — благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.

Второй возможной причиной сложностей, возникающих у пятиклассников в процессе обучения в среднем звене, может быть слабая произвольность поведения и деятельности — нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания.
Таким образом, в подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

В целом, можно выделить следующие психологические факторы, обуславливающие недостаточную эффективность процесса обучения в средней школе:

  • в интеллектуальной сфере отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы;

  • у многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы, не развита познавательная потребность, как потребность в приобретении новых знаний;

  • несформированность мотивации учения;

  • многие учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности;

  • умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;

  • у значительной части пятиклассников не развита способность к самовоспитанию, не сформировано умение планировать свою деятельность.

Следовательно, для того чтобы процесс адаптации пятиклассников к обучению в основном звене проходил легче, необходимо уже в начальной школе сформировать у учащихся устойчивую мотивацию учения, познавательную потребность, уделять внимание обучению детей умению владеть приемами и способами умственной работы, формировать самостоятельность мышления, а также развивать такие качества, как ответственность, организованность, умение владеть собой, трудолюбие.

Пятый класс предполагает новый уровень учебной самоорганизации, умение самостоятельно планировать время, отводимое на выполнение домашнего задания, правильно его распределять; детям необходимо понять и принять систему новых требований, наладить систему отношений с педагогами, найти свое место в школе. Кроме того, у пятиклассников значительно возрастает значимость такого фактора социализации, как общение со сверстниками, происходит открытие своего «Я». Рефлексия учебных действий достраивается личностной рефлексией. К 11 годам складываются атрибутивные процессы, важный механизм реализации уровня притязаний. Ученики с высокими достижениями, как правило, обладают более благоприятным типом атрибуции успехов и неудач. В то же время педагог именно в этот период может повлиять на становление атрибутивных процессов. Происходит дифференциация своих возможностей, где выделяются связи результата с усилиями и способностями. Именно в период с 9 до 11 лет впервые вычленяется влияние способностей на результат деятельности. Важно, как складывается самоотношение на предыдущей ступени, а также насколько развиты коммуникативные навыки и умения к периоду вступления в основную школу.

Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или в виде групповых консультаций на родительских собраниях. Тема такого собрания может быть «Время кризиса. Переход из начальной школы в основную».

Родителей важно информировать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе. Следует также знакомить родителей с планами работы, получить их согласие на проведение занятий с детьми.



Переживания школьников, связанные с новыми изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто школьники даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития. Формирование у ребенка его субъектной позиции, общей положительной оценки себя в целом вне зависимости от конкретных результатов и ситуаций – вот главная цель работы психолога в период адаптации. Научить ребенка размышлять о себе, познакомить его с «его внутренним миром», помочь ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Чем я отличаюсь от других, и что у нас общего? Помочь ребенку осознать свои мотивы и побуждения, научить положительному отношению к себе, умению сохранять самоуважение даже в ситуациях неуспешности, умению признавать свои ошибки и учиться на них; общаться и слушать другого, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию, помочь ученикам осознать качества, необходимые учащимся среднего звена и дать им уверенность в том, что они готовы к переходу.

Главным показателем эффективности образовательной среды школы является: полноценное развитие способностей обучающихся; формирование у них побуждающих к деятельности мотивов; обеспечение инициативы детей самим включаться в ту или иную деятельность и проявлять собственную активность.

Таким образом, при выборе форм, способов и методов обучения и воспитания на этапе основного общего образования школа руководствуется возрастным особенностям и возможностям обучающихся и обеспечивает результативность образования с учётом факторов:

  • расширение деятельности форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;

  • организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, постепенный переход от устных видов коммуникаций к письменным, в том числе с использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий;

  • использование проектной деятельности, проектных форм учебной деятельности, способствующих решению основных учебных задач на уроке;

  • использование оценочной системы, ориентированной на обучение детей само и взаимооцениванию.

Задачи, решаемые педагогами основной школы на этапе адаптации пятиклассников:

  1. Реализация основной образовательной программы школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, тренинги, проекты…)

  2. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

  3. Создание пространства для реализации творческих замыслов подростков.

  4. Организация системы социальной жизнедеятельности и группового проектирования, предоставление подросткам поля для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах.



Заключение

Переход обучающихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учёбе и её результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижение самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учениках, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.



Литература:



  1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. / авт.-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2011г.

  2. Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»1997г.

  3. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе. /Под ред. Н.В. Афанасьевой.- Вологда: ВИРО, 2007г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!