СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Адаптация пятиклассников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Педагогическом Совете 07.10.2019г. Тема "Адаптация пятиклассников". Я подготовила доклад по этой теме. В нем подвела предварительные итоги адаптации учащихся в 5 классе. Прошел всего только месяц. Но уже очевидны некоторые результаты данного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Адаптация пятиклассников".»

МОУ Юрцовская СОШ















Адаптация пятиклассников

(Выступление на Педагогическом Совете)





Учитель: Солдатова Н.Н.





























07.10 2019г.

Педсовет по теме

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:

  • Адаптацию физиологическую,

  • психологическую

  • социальную, или личностную.

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Какими должны быть пятиклассники

Пятиклассники должны:

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор

Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;

  • непривычное расписание;

  • много новых кабинетов;

  • новый классный руководитель;

  • проблемы со старшеклассниками;

  • возросший темп работы;

  • возросший объем работ в классе и д/з;

  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

  • ослабление или отсутствие контроля;

  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 

  • самостоятельность в работе с текстами;

  • низкий уровень развития речи;

  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;

  • своеобразие подросткового возраста. 


Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  • ребенок легко справляется с программой;

  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.


Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  • Нежелания выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Возможные реакции:

  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.

  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Сроки адаптационного периода.

    • 2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)

    • 2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.

1.Слабые навыки решения математических задач.

2. Плохое владение пересказом текста.

3 Невнимательность и неусидчивость.

4 Частая смена приятелей.

5. Одиночество.

6. Логопедический диагноз.

7. Социальное положение.

8. Физическое и психологическое состояние.

Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

В 5 классе 17 учащихся: 10 девочек и 7 мальчиков.

По физическому развитию дети разные: есть дети с крепким физическим здоровьем и есть дети с хроническими заболеваниями. Два ребенка- инвалиды. (Называю ФИО)

По социальному статусу: есть дети из полных семей, неполных, многодетных семей, семей с достатком. В классе 2 ребенка из многодетных семей. Есть малоимущие семьи. (Называю ФИО)

Поведение: есть дети с хорошим воспитанием, и есть дети, требующие особого внимания со стороны учителей и родителей.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

На начало учебного года я, как классный руководитель, ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками.

  • Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.

  • Оформлен классный уголок, уголок безопасности.

  • Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как организационный характер, так и тематические. Проводились классные часы в неформальной обстановке (чаепитие)

  • Было проведено 2 родительских собрания.

Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям». На первом родительском собрании родители в интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами заполнили анкеты. Была предложена памятка в помощь родителям «Трудности адаптации в 5 классе. Рекомендации для родителей».

  • Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий

  • Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения». «ведение дневника».

  • Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.

  • Консультации школьного психолога

  • Сотрудничество с учителями – предметниками.

На своих уроках обращала внимание на следующее:

  • По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний

  • Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)

  • Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета

Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных мероприятий, праздников. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение.

Было проведено анкетирование детей и в целом ответы показали, что дети хорошо проходят адаптацию в 5 классе.

Родители тоже участвовали в опросе по поводу адаптации детей. Ответы также показали, что дети с удовольствием идут в школу. Что в основном самостоятельно делают домашние задания. И им нравится их классный руководитель.

В классе между учащимися бывают конфликты и выяснения отношений. Во всех этих случаях присутствуют почти одни и те же ребята: (называю ФИО). Со всеми проводились беседы классного руководителя. С родителями этих детей были проведены беседы. Класс требует постоянного контроля со стороны классного руководителя и учителей-предметников.

Сейчас прошел месяц обучения детей в 5 классе. Подвели итоги по посещаемости и успеваемости. Успеваемость отдельных учеников немного снизилась (называю ФИО). В целом оценки остались на прежнем уровне.

По дисциплине постоянного внимания и контроля требует 5 учащихся из 17 (ФИО перечисляю).

Можно считать, что адаптация в 5 классе ещё не завершена. В целом проходит успешно. Есть учащиеся, которые требуют индивидуального подхода и повышенного внимания. Они на контроле.

Я, как классный руководитель, продолжаю наблюдение за процессом адаптации учащихся. Буду проводить дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

Какие-то трудные моменты в учебной деятельности ребенка и в личном общении с одноклассниками и учителями стараюсь заметить. Стараюсь помочь детям быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.

Классный руководитель – Солдатова Надежда Николаевна.

7