МОУ Юрцовская СОШ
Адаптация пятиклассников
(Выступление на Педагогическом Совете)
Учитель: Солдатова Н.Н.
07.10 2019г.
Педсовет по теме
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:
Адаптацию физиологическую,
психологическую
социальную, или личностную.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Какими должны быть пятиклассники
Пятиклассники должны:
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор
Возникающие проблемы:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новый классный руководитель;
проблемы со старшеклассниками;
возросший темп работы;
возросший объем работ в классе и д/з;
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
ослабление или отсутствие контроля;
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
самостоятельность в работе с текстами;
низкий уровень развития речи;
слабое развитие навыков самостоятельной работы;
своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Сроки адаптационного периода.
2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).
Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.
1.Слабые навыки решения математических задач.
2. Плохое владение пересказом текста.
3 Невнимательность и неусидчивость.
4 Частая смена приятелей.
5. Одиночество.
6. Логопедический диагноз.
7. Социальное положение.
8. Физическое и психологическое состояние.
Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
В 5 классе 17 учащихся: 10 девочек и 7 мальчиков.
По физическому развитию дети разные: есть дети с крепким физическим здоровьем и есть дети с хроническими заболеваниями. Два ребенка- инвалиды. (Называю ФИО)
По социальному статусу: есть дети из полных семей, неполных, многодетных семей, семей с достатком. В классе 2 ребенка из многодетных семей. Есть малоимущие семьи. (Называю ФИО)
Поведение: есть дети с хорошим воспитанием, и есть дети, требующие особого внимания со стороны учителей и родителей.
Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:
На начало учебного года я, как классный руководитель, ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками.
Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.
Оформлен классный уголок, уголок безопасности.
Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как организационный характер, так и тематические. Проводились классные часы в неформальной обстановке (чаепитие)
Было проведено 2 родительских собрания.
Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям». На первом родительском собрании родители в интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами заполнили анкеты. Была предложена памятка в помощь родителям «Трудности адаптации в 5 классе. Рекомендации для родителей».
Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий
Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения». «ведение дневника».
Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.
Консультации школьного психолога
Сотрудничество с учителями – предметниками.
На своих уроках обращала внимание на следующее:
По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний
Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)
Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета
Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных мероприятий, праздников. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение.
Было проведено анкетирование детей и в целом ответы показали, что дети хорошо проходят адаптацию в 5 классе.
Родители тоже участвовали в опросе по поводу адаптации детей. Ответы также показали, что дети с удовольствием идут в школу. Что в основном самостоятельно делают домашние задания. И им нравится их классный руководитель.
В классе между учащимися бывают конфликты и выяснения отношений. Во всех этих случаях присутствуют почти одни и те же ребята: (называю ФИО). Со всеми проводились беседы классного руководителя. С родителями этих детей были проведены беседы. Класс требует постоянного контроля со стороны классного руководителя и учителей-предметников.
Сейчас прошел месяц обучения детей в 5 классе. Подвели итоги по посещаемости и успеваемости. Успеваемость отдельных учеников немного снизилась (называю ФИО). В целом оценки остались на прежнем уровне.
По дисциплине постоянного внимания и контроля требует 5 учащихся из 17 (ФИО перечисляю).
Можно считать, что адаптация в 5 классе ещё не завершена. В целом проходит успешно. Есть учащиеся, которые требуют индивидуального подхода и повышенного внимания. Они на контроле.
Я, как классный руководитель, продолжаю наблюдение за процессом адаптации учащихся. Буду проводить дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
Какие-то трудные моменты в учебной деятельности ребенка и в личном общении с одноклассниками и учителями стараюсь заметить. Стараюсь помочь детям быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.
Классный руководитель – Солдатова Надежда Николаевна.
7