Помазанова Т.А.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Варваровская СОШ
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
"Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"- моя методическая тема, над которой я работаю пятый год. Это последний этап, на котором я должна подвести итог своей работы.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий обучения.
Технологии, которые я использую на своих уроках:
1.Технология проблемного обучения.
2. Технология развития критического мышления.
3.Технология «Метод проектов».
4.Игровые технологии.
5. Здоровьесберегающие.
6. Информационно-коммуникационные технологии.
1.Технология проблемного обучения является очень важной как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Данную технологию чаще всего использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. На уроках литературы при изучении художественных произведений, в которых всегда уже есть проблема, поставленная автором, стараюсь проблему обозначить необычным, броским вопросом. Устраняется однообразие стиля урока, повышается интерес учащихся, например, («Победа или поражение Герасима?», «Савельич – слуга или друг?» и др.
На уроках русского языка в 6 классе задаю опережающее домашнее задание:
-
Подготовить развернутый ответ на вопрос: что мы знаем о существительном.
-
Решить логическую задачу: чем прилагательное отличается от существительного, а что между ними общего.
-
Сравнить слова зеленый и зеленеющий. Найти сходство и отличие.
2. Технология, которую я чаще всего использую на своих уроках - это технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, «что такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить»
Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «корзина идей», «кластер», «что я знаю».
Вторая стадия – «стадия осмысления содержания».
Наиболее приемлемым на уроках русского языка и литературы считаю такой прием, как чтение с пометами - «инсерт», «тонкие» и «толстые» вопросы, приём «Фишбоун». Фишбоун переводится как рыбья кость. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается на уроке. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Пример «Фишбоуна»-«употребление н-нн в суффиксах прилагательных.
Третья стадия – «стадия рефлексии».
-
На стадии рефлексии использую такие приемы, как дискуссия, синквейн, даймонд (сложный синквейн). Даймонд - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением, «эссе», приём «Яблоня», «Фразеологизмы».
Существует ещё множество приемов, используемых в технологии развития критического мышления. Перечислю некоторые из них:
-мозговой штурм,
-бортовой журнал,
-лови ошибку,
-диаграмма Венна,
-знаю-хочу знать - узнал,
-письмо с дырками и мн.др.
3.Технология «Метод проектов».
Считаю, что проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращаюсь к данному методу при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы , при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентации).
С учениками 6 класса после изучения темы «Фразеологизмы» сделали словарики "Фразеологизмов" и рисунки к фразеологизмам, составляем кроссворды. На уроках родного (русского) языка ученики 8 класса сделали орфоэпические словарики, 6 класс проект "Происхождение моей фамилии".
Тему устаревшие слова мы изучаем на уроках русского языка в 6 классе, ведём беседу про устаревшие предметы на уроках литературы, а в этом году ещё и на уроках родного (русского) языка. В наше время стало меньше уделяться внимания русской культуре и быту , поэтому я задумалась над проблемой приобщения учеников к истокам русской народной культуры. Меня заинтересовала эта тема , и мы с ребятами 6 класса решили разработать проект "Предметы быта русской старины".
Цель проекта:
-познакомить учеников с предметами быта русской старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде, их назначением в прошлом и ценности сейчас.
Первым мероприятием в рамках проекта было запланировано посещение "Чистоозерного краеведческого музея", с целью не просто знать название предметов быта, но и увидеть их , узнать историю возникновения. (посещение музея совпало с темой урока русского языка «Устаревшие слова», таким образом, урок был проведён в нестандартной форме в музее. Мы не просто познакомились с устаревшими словами, но смогли наглядно увидеть предметы русского быта.
Посещение музея нам очень помогло. Ребята с огромным интересом рассматривали предметы, задавали вопросы экскурсоводу, который очень интересно рассказывал, погружая нас в то время. Итогом нашего проекта будет создание мини-музея в кабинете русского языка и литературы, где будут размещены предметы быта, вышедшие из употребления. Это небольшой уголок, который покажет основные детали традиционной русской избы.
В музее мы не только провели урок и нашли информацию к проекту , но и посмотрели фильм о Чистоозерном районе, о выдающихся жителях нашего района, ребятам было очень интересно.
Экскурсия в музей помогла нам на уроке русского языка по теме «Сочинение- описание помещения », ребята, не задумываясь, стали описывать музей.
4. Следующие технологии, которые очень часто использую на уроках- «Игровые» ( в основном в 5-7-ых классах). Для меня важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными.
Игры можно классифицировать по-разному.
В своей работе я использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.
Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.
Так, при изучении «Фонетики», с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».
На классной доске вывешиваются карточки с изображением цветов.
Задание
Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
( роза, ромашка, астра, гладиолус, тюльпан, лилия, незабудка, жасмин,). Ученики выписывают слова с мягкими звуками в тетрадь. По окончании работы на доске формируется букет.
Игра «Салат»
В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок.
Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),
в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),
в слове 1слог, все согласные звуки твердые, (лук)
в слове 4 слога (помидоры)
В результате получается предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук. Найди предложение, зашифрованное в змейке. Ответь на вопросы, спрятанные в ромашке. Игра «Собери пословицы».
На уроках литературы тоже на помощь приходят нестандартные уроки-игры. Игра «Угадай героя. Ученик выходит к доске, берет карточку, описывает внешность человека (героя из литературы). Класс должен угадать кто это, уроки-путешествия в бывшие усадьбы писателей. Для этого оформляю стенд писателей-юбиляров. В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина. Мы изучаем его творчество на уроках литературы, а в этом году еще и на уроках родной (русской ) литературы. В этом году мне удалось лично побывать на родине В.М.Шукшина в селе Сростки Алтайского края, сфотографировать всё вживую, ребята с огромным удовольствие рассматривали фотографии на стенде и задавали вопросы, проводили викторины.
5.Информационно-коммуникационные технологии.
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Без процесса информации образования уже невозможно представить современную школу. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
Считаю очень важным применение таких технологий в обучении, так как это наглядно, интересно, ярко, доступно. К сожалению, в моём кабинете нет компьютера и интерактивной доски , поэтому использовать компьютер так, как хотелось бы нет возможности, но всё равно при любой возможности стараюсь проводить уроки с использованием ИКТ.
На своих уроках я применяю компьютер в таких режимах как:
- электронные приложения (диски) к учебникам;
-тесты для подготовки к ГИА в онлайн режиме;
-создание презентаций, школьной газеты;
- использование отрывков мультфильмов на уроках русского языка и фильмов на уроках литературы и т.д.
Сайт, которым часто пользуюсь на уроках реш.еду. Российская электронная школа. Полный школьный курс уроков от лучших учителей России. Необходимо выбрать предмет-класс-тему урока. Можно скачать конспект,- проводить урок в интерактивной форме. Необходимо зарегистрироваться на сайте.
В марте этого года я посетила семинар в г.Новосибирске по теме «Типичные ошибки при выполнении отдельных заданий и развернутой части ЕГЭ по русскому языку. Совершенствование подходов в подготовке к сочинению, изменения в критериях развернутой части (задание 27) ЕГЭ по русскому языку в 2019г.» преподаватель Черевко Алевтина Анриевна, председатель предметной комиссии по проверке сочинений по русскому языку. Алевтина Анриевна подробно рассказала о том, как подготовить учеников к экзамену по русскому языку, более подробно о том, как подготовить к сочинению и как проходит проверка сочинений экспертами. После семинара все желающие могли взять материалы с семинара, которыми можно пользоваться на уроках.
По подготовке к ОГЭ прошла дистанционные курсы по теме «Как подготовить 9-классников к выполнению «новых и старых» заданий ОГЭ 2020?». Преподаватель-Андрей Георгиевич Нарушевич на сайте «Умная методика».
Курсы состояли из лекций по темам «Итоговое собеседование», «Пишем сочинение», «Разбираем старые и новые задания», «Сочинение ЕГЭ». Все лекции я сохранила и использую их на уроках.
Сайты, которые чаще всего использую в своей работе:
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа. Полный школьный курс уроков от лучших учителей России. Выбери предмет-класс-тему урока- скачай конспект- проводи урок в интерактивной форме. Необходимо зарегистрироваться на сайте.
https://lecta.rosuchebnik.ru. Образовательная платформа LECTA(онлайн образовательный проект). Сервисы для учителей, направленные на сокращение затрат времени на поиск учебных материалов, подготовку к уроку, проверку домашних заданий, проведение проверочных и контрольных работ. Подготовка к ВПР. Тренажёр. Необходимо зарегистрироваться на сайте.
https://yandex.ru/tutor/-EГЭ/ОГЭ-2019 (задания с ответами на Яндекс репетиторе). Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене. Их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». По каждому предмету есть тренировочные варианты и ответы с разборами. Каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.
https://oge.sdamgia.ru. Решу ОГЭ/решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
Педагогический альманах.
Вестник педагога.
Портал образования.
Солнечный свет.
Мультиурок, инфоурок, на которых не только пользуюсь разработками других учителей, но и публикую разработки своих уроков, внеклассных мероприятий, рабочих программ и получаю сертификаты.
Подводя итог, хочу отметить, что внедрение современных педагогических технологий – работа сложная, но вместе с тем интересная. Она дает положительные результаты, т.к. ученики мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству. Найти своё место в жизни сможет только мыслящий человек, умеющий найти альтернативу в сложной жизненной ситуации.