СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Практическая направленность уроков физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качества образования - важнейшая задача модернизации школьного образования.Одной из главных составляющих является практическая направленность в обучении физики.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Практическая направленность уроков физики"»

«Практическая направленность уроков физики»

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Повышение качества образования – важнейшая задача модернизации школьного образования. На современном этапе модернизации образования одной из главных составляющих является практическая направленность обучения, формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, реализацию принципа связи обучения с жизнью. “Зачем мы это изучаем? Где мы можем это применить?”.

Уже на первом уроке физики в 7 классе показываю учащимся неразрывную связь физики с жизнью. Говорю о том, что физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Привожу примеры неразрывной связи физики и техники: физика дала технике автомобили, тепловозы, кино, телевидение. В свою очередь техника позволила заглянуть в космос и начать его освоение. Ярким примером воплощения в жизнь достижений физической науки является создание современных транспортных средств, таких, как самолеты, автомобили, морские и речные судна, космические ракеты; средства связи с применением спутников Земли; лазерные технологии в промышленности и медицине. На последующих уроках прошу ребят объяснять опыты, факты, явления из жизни “научно, грамотно, с точки зрения физики”. Это вначале вызывает некоторые затруднения у учеников, потому что им привычнее: “это так, потому что я это вижу”. Постепенно они понимают, что все, происходящее вокруг, объясняет физика. Здесь место удивлению: сколько в повседневной жизни интересной физики!

Этим достигается целенаправленное изучение предмета, возникает интерес к предмету, появляется дух соперничества между учащимися, что, по-моему, является необходимым условием для роста личности.

Важную роль в усилении практической направленности обучения физики играет использования эксперементальных задач на уроке . Например «Определите объем воздушной полости во флаконе из - под духов». Оборудование: весы с разновесами, мензурка с водой (плотность стекла принять равной 2,5 г/см3 ).

Решение

Объём воздушной полости Vвп = Vфлакона – Vстекла

С помощью мензурки определяем объём флакона: Vфлакона = V2 - V1 , где

V2 – объём воды в мензурке до погружения флакона,

V1 - объём воды в мензурке после погружения флакона.

Vфлакона = 65 см3

С помощью весов определяем массу стекла:

m = 73 г

«Найдите вес воздуха в Вашей комнате, его массу»,

« Определить свой рост, используя часы камушек и нитку».

«Оцените среднюю скорость при ходьбе из школы до дома.»

«Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой? Как определить при помощи масштабной линейки средний диаметр одинаковых швейных иголок.»

«Какое давление на пол оказывает стул», «какое давление на пол оказывает ученик сидящий на стуле» (Линейка, напольные весы),

«Какую работу совершает ученик поднимающийся на второй этаж школы» (напольные весы, линейка)

« Определите период колебания математического маятника» (на столах математические маятники разной длины). Проделывая этот опыт ученики сами убеждаются, что период колебания математического маятника зависит от длины нити маятника.

«Чему равна сила трения, действующая на брусок?» (динамометр, брусок с ниткой);

«Что покажет амперметр, включённый в различные участки цепи при последовательном соединении проводников, при их параллельном

соединении»

«Рассчитайте стоимость электрической энергии, потребляемой вашей семьёй за месяц, наметьте, совместно с родителями, пути экономии (тариф-198 коп/кВт*ч).

«Вычислите работу тока в лампе накаливания и в энергосберегающей лампе такой же мощности за сутки, месяц и так далее.

Считаю, что решение подобных экспериментальных задач очень полезно для учеников, так как известно, что от услышанного ученик запоминает лишь 20-25%, от написанного – 50-60%, а от увиденного и сделанного самим ≈90%.

Т.о вырабатываются умения работы с физическими приборами, отрабатываются навык обработки результатов измерений, возможность проведения эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самими учащимися. Преобретённые навыки играют не маловажное значение в повседневной жизни.

Помимо экспериментальных задач немаловажное значение в практической направленности обучения физики имеют качественные задачи. В своей работе использую подборку качественных задач практически к каждому уроку . это и «Вовочкины задачи»

Вовочка положил свой карманный радиоприемник в дуршлаг и закрыл металлической крышкой. Радиоприемник замолк. “Наверно воздуха не хватает”, - подумал он.

Что случилось с радиоприемником?

Однажды Вовочка с друзьями пошел в поход.

  1. Наступил вечер. Вовочка с друзьями обсуждали итоги дня. Друзья говорили негромко и были уверенны, что их никто не слышит: палатка хорошо натянута и полог опушен. Вопрос: так ли это?

  2. Вовочка рассказывает ребятам: «Собирал ветки для костра, я порвал рубашку. Посмотрите, Какая странная дырка: прямоугольный треугольник!»

  3. Друзья посоветовали Вовочке: «Зашей дырку, и проблема будет решена. Вот тебе иголка, Толька она заржавела». Вопрос: почему иголка в походе заржавела?

Задачи «Из жизни Робинзона Крузо.»

«Костер горел хорошо, было тепло. Робинзон взял большой лист какого-то растения, свернул его в кулек. Получился неплохой стаканчик. Робинзон сходил к водопаду, наполнил стаканчик водой: «Хорошо бы вскипятить воду...» - подумал он».

Вопрос: Как нагрел воду Робинзон?

Задачи Шерлока Холмса. Шерлок Холмс прошел в гости. На кухне громко шипел чайник.“Хозяйка не следит за своей посудой”, - подумал он. Почему он так решил?

Задачу можно решать методом мозгового штурма (каждый высказывает предполагаемое решение), или методом индивидуального поиска решений.

2 Хозяйка показала кольцо. “Это подарок моей бабушки, - сказала она, - я только знаю, что кольцо обручальное, но золотое ли оно?” “Это легко проверить” – сказал Холмс. Он тут же проделал опыт и огорчил хозяйку, кольцо оказалось не золотое.

В чем заключался его опыт?

Задача имеет несколько решений, при решении можно использовать метод аналогий.

3. Задания с бытовым содержанием.

Шерлок Холмс, придя в гости, осмотрел комнату. Она была небольшая с довольно высоким потолком. В углу у самого потолка паучок свил свои сети. Глядя на паучка, Холмс заметил, - “завтра погода изменится”. Почему он так решил?

Задачи туриста- любителя:

1.Чем объяснить, что при ходьбе по раскисшей от дождя глинистой проселочной дороге (или по болоту ) трудно вытаскивать ноги из грязи?

2.Почему зимой туристы не должны оставлять на улице воду в стеклянной бутылке?

3.Почему мы дуем на пламя спички, когда хотим его погасить, и еще сильнее дуем на угли костра, когда хотим его разжечь?

4.Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного? 5.Почему в реке над очень глубоким местом уровень воды слегка приподнимается? (Вода над глубоким местом течёт медленнее, чем на мелководьем. А так как, согласно принципу Бернулли, при уменьшении скорости течения жидкости увеличивается давление, то уровень воды над глубоким местом слегка приподнимается).



Вопросы хозяюшки

1.Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле?

2.Почему у утюга нижняя часть, называемая “подошвой” сделана массивной и металлической?

3.Что охладится быстрее - ванна, наполненная горячей водой, или стакан с горячим чаем? Объясните свой ответ.

4.Почему продукты, оставленные в холодильнике неприкрытыми, быстро высыхают?

5.Почему подушка мягкая?

6.Когда скорее остывает чайник с кипятком: когда чайник поставлен на лед или когда лед положен на крышку чайника?

Задачи межпредметного характера ( биология)

1Почему летучие мыши, летая в полной темноте, не натыкаются на препятствия?

2.Как акулы используют закон Ома для ориентации в воде и для охоты?

3.Видят ли глубоководные рыбы?

4.Верно ли, что заяц видит предметы у себя за спиной?

5.Почему бегущая в жару собака высовывает язык? 6.«Осторожно-листопад!» Почему дорожные щиты с такой надписью иногда можно увидеть близ трамвайных путей. ( Когда колёса трамвая раздавливают опавшие листья, то их сок смачивает рельсы. От этого рельсы и колёса становятся скользкими. Сила трения уменьшается, и колёса трамвая начинают скользить по рельсам)

7. Для чего на зиму приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем навоза, торфа, опилок?

Когда скорее остывает чайник с кипятком: когда чайник поставлен на лед или когда лед положен на крышку чайника?

Решение подобных задач имеют практическую направленность и способствуют развитию творческих способностей учащихся.

Для того чтобы учебный процесс был более интересным и увлекательным, чтобы раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни, привело к необходимости применения новых педагогических подходов и технологий в обучении таких как исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. Так как обществу необходим выпускник, умеющий творчески применить полученные знания на практике и способный к продолжению образования, самообразованию и труду приобщаю детей к проектно - исследовательской деятельности. Проектное обучение создает условия для самореализации школьника, нацеливает его на поиск путей оптимального решения проблемы, развивает у учащихся самостоятельность, творческое отношение к делу, привычку к обучению на протяжении всей жизни, знакомит с методами применения знаний по физике на практике, в быту, технике и на производстве.

На своих уроках начиная с 7 класса провожу мини-проекты такие как

1Составление паспорта физического явления. Например Трения.

А) Причины возникновения

В) Виды трения

Г)Способы измерения

Д) От чего зависит трение

Е) Способы увеличения и уменьшения трения

Ж)Роль трения в быту, технике, природе

2Определение толщины человеческого волоса

3Мини проект «Что должен знать пешеход о явлении инерции» (составление памятки)

4Мини проект «Задача Архимеда» (Определение плотности неправильного тела : определяем плотность овощей и фруктов ) итогм является таблица плотностей. И сообение о пользе фруктов и овошей.

5 Мини проект «Однажды лебедь, рак и щука» (определяем равнодействующую трёх и более сил)

6 Мини проект «Составление алгоритма решения задач по физике» и т.д.

По мимо мини проектов после изучения каждой темы учащиеся выполняют самостоятельно более долгосрочные проекты. И оформляют их в виде презентаций, сообщений, либо изготавливают самостоятельно модели приборов с помощью которых на уроке демонстрируют физические явления:Модель фонтана , электромотор (батарейка, две скрепки, медная проволока и магнит), электроскоп , весы, психометрр. А также демонстрируют опыты к которым изготавливают приборы Например реактивное движение (на штативе в кольце устанавливают ворнку, к ней прикрепляет трубку с наконечником. В воронку наливают воду, и когда вода начинает выливаться с конца трубки, то трубка отклоняется в противоположшую сторону – это р. Дв.

И ещё 10 класс у нас занимается по ФГОС и обязательным должен быть индивидуальный проект. В нашей школе всего 3 десятиклассника и все выбрал индивидуальный проект по разным предметам, в том числе и по физике. Учащийся выбрал тему проекта

Актуальность данной темы заключается в том, что атмосферное давление не изучено в полной мере. Разумеется, некоторые данные, все же находятся в различных источниках. Именно их систематизация и разбор является приоритетной задачей этого проекта.

Объект исследования:

Строение атмосферы.

Предмет исследования:

Атмосферное давление.

Цель работы: изучить историю открытия атмосферного давления. Рассмотреть строение атмосферы. Установить зависимость атмосферного давления от высоты. Пронаблюдать и проанализировать опыты по действию атмосферного давления.

Задачи исследования:

  1. Изучить строение атмосферы.

  2. Исследовать причины возникновения атмосферного давления.

  3. Сравнить давление на различных высотах.

Методы исследования:

  1. Анализ химического состава атмосферы.

  2. Исследование природы возникновения атмосферного давления.

  3. Изучение приборов для измерения атмосферного давления.



Разработали этапы проекта и сейчас трудимся

  1. Введение

  2. Значение атмосферы

  3. История открытия атмосферного давления

  4. Атмосферное давление в жизни человека и животных

  5. Использование атмосферного давления в медицине

  6. Атмосферное давление в сельском хозяйстве

  7. Использование атмосферного давления в технике

  8. Для чего нужно наблюдать за изменением атмосферного давления

  9. Приборы для измерения атмосферного давления

  10. Практическая часть

  11. График зависимости физических свойств среды (ветер) от атмосферного давления.

  12. Заключение

  13. Список использованной литературы

Главное, что необходимо подчеркнуть, - проект обязательно находит практическое применение. Огромное внимание в нем уделено развитию коммуникативных навыков.

Умения, которые формируются в процессе проведения учебного исследования, являются способами установления, описания и объяснения фактов: наблюдения, измерения, проведения экспериментов, построения эмпирических зависимостей, работы с источниками информации. Формируется умение планировать и формировать собственное информационное пространство на основе использования компьютеров и информационно-телекоммуникационных сетей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!