Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования Северо-Казахстанской области
КГУ "Областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Доклад на тему:
"Формирование ключевых компетенций
на уроках физики"
Подготовила:
учитель физики
Сыздыкова А.Д.
Петропавловск, 2014
"Знания только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти".
Л.Н.Толстой
Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. А завтра темпы его развития ещё ускорятся. Поэтому способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего ученика. Государство, в свою очередь, заинтересовано в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления. Поэтому перед школой сейчас стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а, обеспечив его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его крайне важным умением – умением учиться.
Ещё Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.»
Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к учебному процессу. Основным направлением развития школьного образования является формирование ключевых компетенций у учащихся – готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, формировать компетенции только ради профессиональной деятельности. Они должны помогать, человеку жить в согласии с природой, обществом, и согласии с самим собой.
Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся ключевых образовательных компетенций.
Задачи:
1. изучить механизм формирования ключевых компетенций в процессе обучения;
2. выяснить, формирование каких ключевых компетенций вызывает у выпускников основной школы наибольшие трудности;
3. разработать методику формирования ключевых компетенций учащихся при организации учебного процесса на уроках физики;
4. корректировка и дальнейшее совершенствование сформированных компетенций.
В словаре иностранных слов понятия «компетентный» и «компетентность» определяются следующим образом:
«компетентность — обладание знаниями и опытом, позволяющими судить о чём-либо;
веское, авторитетное мнение»;
«компетентный — знающий, сведущий в определённой области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чём-либо».
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Каждая учебная дисциплина должна создавать предпосылки, которые при условии их обобщения превращаются в основу формирования ключевых компетенций. Важно определить место физики как учебного предмета в этом процессе. Физика как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей учащихся. Курс физики – это уникальная школьная дисциплина, единственный школьный предмет, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания.
Модель формирования учебно-познавательной компетенции можно представить как целостный комплекс, основанный на согласовании нескольких компонентов.
1. Целевой компонент (ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, , а овладевает комплексной процедурой, совокупностью образовательных компонентов, имеющих личностно - деятельностный характер).
2. Операционный компонент (отбор форм и методов передачи учебной информации в оптимальном соответствии с целями и содержанием учебной программы и отыскание рациональных путей и средств организации учебного процесса).
3. Содержательный компонент (подбор учебного материала к разработанной системе занятий и разработка системы дидактических материалов по формированию УПК учащихся в процессе обучения).
Физика как учебный предмет располагает достаточными возможностями для формирования ключевых компетенций учащихся. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения физики ребёнок вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.
Например, при изучении темы «Тепловые явления» в 8 классе я ставлю перед учениками вопрос: «Как вы думаете, мороженое растает быстрее, если его укрыть шубой или поставить у вентилятора?». Для детей ответ очевиден: «Под шубой. Она же греет!». Тогда я предлагаю проделать дома опыт, заменив мороженое льдом. Если нет вентилятора можно поставить лёд у открытой форточки. Полученный результат удивляет и рождает желание разобраться в природе происходящего.
При изучении этой же темы мы с учениками выясняем опытным путём, что наши ощущения тепла и холода очень субъективны. Поэтому предметы, обладающие одинаковой температурой, но различной теплопроводностью, на ощупь кажутся неодинаково теплыми.
Изучение устройство термоса начинается с вопроса: «Все знают, что в термосе чай и кофе долго остаются горячими. А можно ли в нём сохранить холодное мороженое?». Мнения, как правило, бывают различными. После этого уже интересно узнать устройство и принцип действия этого прибора.
Начиная разговор об изменении агрегатных состояний вещества, выдвигается гипотеза: «Внутренняя энергия при таких переходах изменяется.». анализируя молекулярное строение вещества, учащиеся не только подтверждают, но и уточняют её.
На уроке «Испарение» школьники получают задание экспериментально проверить гипотезу «Испаряющаяся жидкость охлаждается».
Во всех перечисленных случаях идёт отработка умений ставить опыт, проводить наблюдение, рисовать схемы, выделять категории, организовывать анализ, оперировать числовыми значениями, делать публичное сообщение о проделанной работе, вести научный спор, работать в парах и в коллективе, т.е. формируются предметные компетенции.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций на уроках физики»
"Знания только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти".
Л.Н.Толстой
Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. А завтра темпы его развития ещё ускорятся. Поэтому способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего ученика. Государство, в свою очередь, заинтересовано в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления. Поэтому перед школой сейчас стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а, обеспечив его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его крайне важным умением – умением учиться.
Ещё Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.»
Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к учебному процессу. Основным направлением развития школьного образования является формирование ключевых компетенций у учащихся – готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, формировать компетенции только ради профессиональной деятельности. Они должны помогать, человеку жить в согласии с природой, обществом, и согласии с самим собой.
Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся ключевых образовательных компетенций.
Задачи:
1. изучить механизм формирования ключевых компетенций в процессе обучения;
2. выяснить, формирование каких ключевых компетенций вызывает у выпускников основной школы наибольшие трудности;
3. разработать методику формирования ключевых компетенций учащихся при организации учебного процесса на уроках физики;
4. корректировка и дальнейшее совершенствование сформированных компетенций.
В словаре иностранных слов понятия «компетентный» и «компетентность» определяются следующим образом:
«компетентность — обладание знаниями и опытом, позволяющими судить о чём-либо;
веское, авторитетное мнение»;
«компетентный — знающий, сведущий в определённой области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чём-либо».
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Каждая учебная дисциплина должна создавать предпосылки, которые при условии их обобщения превращаются в основу формирования ключевых компетенций. Важно определить место физики как учебного предмета в этом процессе. Физика как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей учащихся. Курс физики – это уникальная школьная дисциплина, единственный школьный предмет, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания.
Модель формирования учебно-познавательной компетенции можно представить как целостный комплекс, основанный на согласовании нескольких компонентов.
1. Целевой компонент (ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, , а овладевает комплексной процедурой, совокупностью образовательных компонентов, имеющих личностно - деятельностный характер).
2. Операционный компонент (отбор форм и методов передачи учебной информации в оптимальном соответствии с целями и содержанием учебной программы и отыскание рациональных путей и средств организации учебного процесса).
3. Содержательный компонент (подбор учебного материала к разработанной системе занятий и разработка системы дидактических материалов по формированию УПК учащихся в процессе обучения).
Физика как учебный предмет располагает достаточными возможностями для формирования ключевых компетенций учащихся. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения физики ребёнок вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.
Например, при изучении темы «Тепловые явления» в 8 классе я ставлю перед учениками вопрос: «Как вы думаете, мороженое растает быстрее, если его укрыть шубой или поставить у вентилятора?». Для детей ответ очевиден: «Под шубой. Она же греет!». Тогда я предлагаю проделать дома опыт, заменив мороженое льдом. Если нет вентилятора можно поставить лёд у открытой форточки. Полученный результат удивляет и рождает желание разобраться в природе происходящего.
При изучении этой же темы мы с учениками выясняем опытным путём, что наши ощущения тепла и холода очень субъективны. Поэтому предметы, обладающие одинаковой температурой, но различной теплопроводностью, на ощупь кажутся неодинаково теплыми.
Изучение устройство термоса начинается с вопроса: «Все знают, что в термосе чай и кофе долго остаются горячими. А можно ли в нём сохранить холодное мороженое?». Мнения, как правило, бывают различными. После этого уже интересно узнать устройство и принцип действия этого прибора.
Начиная разговор об изменении агрегатных состояний вещества, выдвигается гипотеза: «Внутренняя энергия при таких переходах изменяется.». анализируя молекулярное строение вещества, учащиеся не только подтверждают, но и уточняют её.
На уроке «Испарение» школьники получают задание экспериментально проверить гипотезу «Испаряющаяся жидкость охлаждается».
Во всех перечисленных случаях идёт отработка умений ставить опыт, проводить наблюдение, рисовать схемы, выделять категории, организовывать анализ, оперировать числовыми значениями, делать публичное сообщение о проделанной работе, вести научный спор, работать в парах и в коллективе, т.е. формируются предметные компетенции.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ "Областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Доклад на тему:
"Формирование ключевых компетенций
на уроках физики"
Подготовила:
учитель физики
Сыздыкова А.Д.
Петропавловск, 2014