СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование новых технологий на уроках физики, как средство для формирования ключевых компетенций учащихся

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены новые технологии, которые можно использовать на уроках физики для формирования ключевых компетенций учащихся. Есть примеры из разных областей жизни и связь с другими  науками.

Просмотр содержимого документа
«Использование новых технологий на уроках физики, как средство для формирования ключевых компетенций учащихся»

Использование новых технологий на уроках физики, как средство для формирования ключевых компетенций учащихся Доклад учителя физики Вилинской СОШ I- III ступеней №2 Аметовой Э.З.

Использование новых технологий на уроках физики, как средство для формирования ключевых компетенций учащихся

Доклад учителя физики

Вилинской СОШ I- III ступеней №2

Аметовой Э.З.

Чтобы стать хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, при безусловном уважении тех, кому преподаешь. Чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего информационного общества, необходимо владеть информационными технологиями лучше, чем самые продвинутые, как сейчас выражаются, пользователи-учащиеся.
  • Чтобы стать хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, при безусловном уважении тех, кому преподаешь.
  • Чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего информационного общества, необходимо владеть информационными технологиями лучше, чем самые продвинутые, как сейчас выражаются, пользователи-учащиеся.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. “ Компетентностный подход” - направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления  

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.

  • Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.
  • Компетентностный подход” - направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности.
  • Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления  
Компетентностный подход сегодня олицетворяет инновационный процесс в образовании. Цель образования сегодня – не увеличение объёма предлагаемых школьнику углублённых знаний, а возможность использования этих знаний; приобретения опыта их применения, расширения видов познавательной деятельности; выбор необходимых источников информации, нахождение оптимальных способов добиваться поставленной цели,  оценивание полученных результатов, организация своей деятельности, сотрудничество с другими учениками.

Компетентностный подход сегодня олицетворяет инновационный процесс в образовании.

  • Цель образования сегодня – не увеличение объёма предлагаемых школьнику углублённых знаний, а возможность использования этих знаний; приобретения опыта их применения, расширения видов познавательной деятельности;
  • выбор необходимых источников информации, нахождение оптимальных способов добиваться поставленной цели,
  • оценивание полученных результатов, организация своей деятельности, сотрудничество с другими учениками.
1.Поликультурная компетенция или компетенция, связанная с жизнью в многокультурном обществе. Учеников надо ознакомить с гениальными творениями науки и техники, которые своими знаменитыми исследованиями сделали большой вклад в научную казну людской мысли. Особое внимание надо уделить истории науки и техники. Французские школьники изучают закон Ома под именем Пуйе - французского физика, установившего этот же закон, но спустя 10 лет . Занимательные задачи Григория Остера. Справилась бы с репкой компания (дед,бабка,внучка,Жучка,кошка) без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н. Дед-600Н, бабка-100Н,внучка-50Н,Жучка-30Н,кошка-10Н

1.Поликультурная компетенция или компетенция, связанная с жизнью в многокультурном обществе.

Учеников надо ознакомить с гениальными творениями науки и техники, которые своими знаменитыми исследованиями сделали большой вклад в научную казну людской мысли. Особое внимание надо уделить истории науки и техники.

  • Французские школьники изучают закон Ома под именем Пуйе - французского физика, установившего этот же закон, но спустя 10 лет .
  • Занимательные задачи Григория Остера. Справилась бы с репкой компания (дед,бабка,внучка,Жучка,кошка) без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н. Дед-600Н, бабка-100Н,внучка-50Н,Жучка-30Н,кошка-10Н
Молекулярная физика в стихах и прозе Басё /японская поэзия/: С треском лопнул кувшин; Ночью вода в нем замерзла, Я пробудился вдруг. Почему вода при замерзании разорвала кувшин? Ответ: при замерзании расстояние между молекулами воды увеличивается, молекулы располагаются в определенном порядке

Молекулярная физика в стихах и прозе

  • Басё /японская поэзия/:
  • С треском лопнул кувшин;
  • Ночью вода в нем замерзла,
  • Я пробудился вдруг.
  • Почему вода при замерзании разорвала кувшин?
  • Ответ: при замерзании расстояние между молекулами воды увеличивается, молекулы располагаются в определенном порядке
И. Северянин. Чайная роза. Есть небольшой уютный дом, И перед домом- роза чайная. Над нею веера стрекоз- Как опахала изумрудные; Вокруг цветы струят наркоз И сны летают непробудные. Какое физическое явление описано в этих поэтических строках? Ответ: Явлением диффузии можно объяснить распространение аромата роз .
  • И. Северянин. Чайная роза.
  • Есть небольшой уютный дом,
  • И перед домом- роза чайная.
  • Над нею веера стрекоз-
  • Как опахала изумрудные;
  • Вокруг цветы струят наркоз
  • И сны летают непробудные.
  • Какое физическое явление описано в этих поэтических строках?
  • Ответ: Явлением диффузии можно объяснить распространение аромата роз .

2. Коммуникативная компетенция – реализуется через использование различных коллективных приёмов работы (дискуссия, групповая работа, парная работа). Групповую форму можно использовать в различных звеньях учебного процесса: при проверке знаний, при изучении нового материала и его закреплении. 8 класс – тема «Примеры теплопередачи в природе и технике», 10 класс – тема «Виды деформаций твердых тел», 9 и 11 классы – «Различные типы самостоятельного разряда и техническое применение», 11 класс  - тема «Законы распространения света», «Производство и использование  электрической энергии»,  «Распространение радиоволн»  «Методы наблюдения и  регистрации элементарных частиц».

2. Коммуникативная компетенция – реализуется через использование различных коллективных приёмов работы (дискуссия, групповая работа, парная работа).

  • Групповую форму можно использовать в различных звеньях учебного процесса: при проверке знаний, при изучении нового материала и его закреплении.
  • 8 класс – тема «Примеры теплопередачи в природе и технике», 10 класс – тема «Виды деформаций твердых тел», 9 и 11 классы – «Различные типы самостоятельного разряда и техническое применение», 11 класс  - тема «Законы распространения света», «Производство и использование

электрической энергии»,

«Распространение радиоволн»

«Методы наблюдения и

регистрации элементарных частиц».

    3.Социально-трудовая компетенция  реализуется на уроках и внеклассных мероприятиях, где ученик выполняет роль гражданина, покупателя, клиента, главы семьи и т.д,то есть с применением знаний на практике .

3.Социально-трудовая компетенция реализуется на уроках и внеклассных мероприятиях, где ученик выполняет роль гражданина, покупателя, клиента, главы семьи и т.д,то есть с применением знаний на практике .

4.Компетенция личностного совершенствования  овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определённой жизненной ситуации: нестандартные и разноуровневые расчётные задачи; экспериментальные задачи;  комбинированные задачи; составлять задачи, причем облечь каждую из них в интересную форму (стихотворение, детективного рассказа и т.п.).

4.Компетенция личностного совершенствования

  • овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определённой жизненной ситуации:
  • нестандартные и разноуровневые расчётные задачи;
  • экспериментальные задачи;
  • комбинированные задачи;
  • составлять задачи, причем облечь каждую из них в интересную форму (стихотворение, детективного рассказа и т.п.).
5.Компетентность саморазвития и самообразования.  - Это самостоятельная работа в классе, направленная на формирование умения выделять и использовать информацию из разных источников;  -домашние задания: найти информацию о каких-нибудь процессах, явлениях, ученых;  -экспериментальные домашние задания

5.Компетентность саморазвития и самообразования.

- Это самостоятельная работа в классе, направленная на формирование умения выделять и использовать информацию из разных источников;

-домашние задания: найти информацию о каких-нибудь процессах, явлениях, ученых;

-экспериментальные домашние задания

6. ценностно-смысловая компетенция проведение предметных олимпиад, игр, конкурсов, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником предметной логики, а не материала школьного курса.

6. ценностно-смысловая компетенция

  • проведение предметных олимпиад, игр, конкурсов, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником предметной логики, а не материала школьного курса.
  Качественная задача  Почему нагретая медицинская банка «присасывается» к телу человека?   Ответ: Введенный внутрь банки нагретый воздух, соприкасаясь с ее холодными стенками, охлаждается. Давление его становится меньше атмосферного, и банка «присасывается» к телу.

Качественная задача Почему нагретая медицинская банка «присасывается» к телу человека?

  • Ответ: Введенный внутрь банки нагретый воздух, соприкасаясь с ее холодными стенками, охлаждается. Давление его становится меньше атмосферного, и банка «присасывается» к телу.
  Качественная задача  Почему проколотый мячик не отскакивает при ударе им о пол?    Ответ. При сжатии резины воздух выходит из мячика. Вследствие этого не происходит накопления потенциальной энергии, необходимой для подъема.

Качественная задача Почему проколотый мячик не отскакивает при ударе им о пол?

  • Ответ. При сжатии резины воздух выходит из мячика. Вследствие этого не происходит накопления потенциальной энергии, необходимой для подъема.
6.Формирование информационной компетенции - овладение учениками информационных технологий, умение самостоятельно приобретать и использовать информацию.  Применение компьютера, при обучении физике по современным программам оказывается целесообразным лишь при изучении отдельных тем, где имеется очевидная возможность вариативности. Проектная технология новый педагогический прием:  применение электронных учебников и программ.

6.Формирование информационной компетенции -

  • овладение учениками информационных технологий, умение самостоятельно приобретать и использовать информацию.
  • Применение компьютера, при обучении физике по современным программам оказывается целесообразным лишь при изучении отдельных тем, где имеется очевидная возможность вариативности.
  • Проектная технология
  • новый педагогический прием:

применение электронных учебников и

программ.

Биология, экология  Лучше или хуже видит кошка чем мы?    Ответ: Днем зрение кошки в 4 раза хуже человеческого, а ночью в пять раз острее человека Представители каких профессий специально изучают редкостное умение кошки- падая с высоты, всегда приземляться на лапы? Ответ: Космонавты

Биология, экология Лучше или хуже видит кошка чем мы?

Ответ:

  • Днем зрение кошки в 4 раза хуже человеческого, а ночью в пять раз острее человека
  • Представители каких профессий специально изучают редкостное умение кошки- падая с высоты, всегда приземляться на лапы?
  • Ответ:
  • Космонавты
Химико-биологическая викторина В НАЗВАНИЯ КАКИХ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ВХОДЯТ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ  Мышьяк - мышь,як. Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе  Азот – «безжизненный»

Химико-биологическая викторина

  • В НАЗВАНИЯ КАКИХ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ВХОДЯТ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ

Мышьяк - мышь,як.

  • Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе

Азот – «безжизненный»

Помните : 1. Главное - не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. 3. Учите учеников учиться. 4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно. 5. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 7. Развивайте творческое мышление, чаще практикуйте творческие задачи. 8.Показывайте ученикам перспективы иx обучения. 9. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. 10. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 11. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету. 12. Поощряйте исследовательскую работу учеников. 13.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. 14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Помните :

  • 1. Главное - не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
  • 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.
  • 3. Учите учеников учиться.
  • 4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно.
  • 5. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • 7. Развивайте творческое мышление, чаще практикуйте творческие задачи.
  • 8.Показывайте ученикам перспективы иx обучения.
  • 9. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика.
  • 10. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  • 11. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  • 12. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  • 13.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • 14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
  Все вышесказанное будет работать, если у учителя, по словам Л.Н. Толстого есть очень важное качество: « Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Все вышесказанное будет работать, если у учителя, по словам Л.Н. Толстого есть очень важное качество: « Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

 Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.                                                    Я. – А.  Коменский

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. 

                                                 Я. – А.  Коменский