Рудный қаласы әкімдігің Коммуналдық Мемлекеттік
Қазыналық Кәсіпорны «№9 балабақшасы»
КГКП «Ясли-сад №9» акимата города Рудного
Доклад по теме:
«Развитие экспериментальной деятельности в средней группе»
Составила методист: Скудина О.А.
Рудный .қ
Доклад по теме:
«Развитие экспериментальной деятельности в средней группе»
Закружится мой день неугомонный,
И я люблю всю эту чехарду.
В нём колокольчик радости бездонной
В нём детский смех, вопросы «Почему?
Зачем да как? Когда? А раньше было?»
И всем ответь, всем помоги понять.
Чтоб не погасло, чтобы не остыло,
Желанье знать, исследовать, искать.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
Основными задачами проектной деятельности, как средства развития познавательной активности у дошкольников являются:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
в непосредственно образовательной деятельности:
- проектная деятельность;
- занятия-путешествия;
- занятия в форме игр
в повседневной деятельности:
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
Детям интересно всё: сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.
Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача.
Моя группа называется « Росточек», это мой самый главный проект и я стараюсь расти и развиваться вместе со своими детьми. Расскажу немного о том, какие проекты нами были созданы.
Мною был разработан проект, лэпбук «Путешествие в сказку»
Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к работе , как можно больше детей были созданы и разработаны такие опыты как: «Как растет семечко», «Как цветок дает корешки».
Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян цветы, лук, помидоры, огурцы. Именно проектная деятельность наиболее эффективна для развития познавательно-исследовательской деятельности.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает детскую лабораторию.
Подборку литературы, карточки-схемы;
Дидактические игры, различные картотеки;
Различные коллекции.
Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.
Дети росли, и рос их познавательный интерес. Более интересным направлением стали опыты и эксперименты. Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения.
Свойства песка дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и глина - наши помощники», «Песчаный конус». Задачей опыта было выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод, (что вся вода ушла в песок, а у глины частички ближе друг к другу, и не пропускают воду).
«Воздух вокруг нас», в этом опыте моей задачей было показать детям, что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство- невидимость.
При опытах с магнитом, дети определяют свойства магнита.
Проведённые опыты помогут детям по-другому взглянуть на свойства сахара и приобрести новые знания.
В ходе работы я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:
- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);
- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);
- с литературой (чтение познавательных книг: «Почемучка», «Галилео») отвечать на вопросы, описывать эксперименты, формулировать выводы);
- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью)
- с игровой (игры с песком, снегом, водой).
Я хочу показать вам опыт «Круговорот воды в природе»
После предыстории я предлагаю сделать опыт. Набираем воду в пакет, чтобы было лучше видно в воду можем добавить немного синей краски. Далее герметично заклеиваем пакет и наблюдаем. Вода испаряется, пар поднимается вверх, соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды соединяются между собой, отрываются и падают. Получается круговорот воды в пакете.
И закончить свое выступление я хочу высказыванием:
«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)
Спасибо за внимание!