Постановка цели урока | – У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете. Представление гостей. а) Школа,дом,трава,земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? Учитель, врач, сосед. Что? Диван,велосипед. Бываю разного я рода: Тротуар,окно,природа. Изменяюсь по числам,по падежам. Спешу я в гости к ученикам. Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я ...(существительное). Как зовут нашего гостя?? -Посмотрите, какие предметы у существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы?(слайд) -Что обозначает существительное? На какие вопросы оно отвечает? - Встречайте второго гостя Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие. Оно с существительным живёт на редкость дружно, Изменит окончание, когда ему нужно. Оно его не бросит в воде и на земле: Стоит в одном с ним роде и в одном числе. – Как зовут нашего второго гостя? - А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному? - Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Встречайте третьего гостя Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю, Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю, Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто – пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. Как зовут нашего третьего гостя? - глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении. - Так какие действия выполняет глагол? - Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? - Какое общее название можно дать всем этим гостям? Значит, что мы будем сегодня повторять? Тема урока части речи | – Развитие устной и письменной речи. – Мы работали над темой «Части речи». – Получить хорошую оценку, закрепить знания. -- существительное Кто? Что? -Предмет - Прилагательное -Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая. ▪ Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое. ▪ Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый. - Признак предмета -Какой? Какая? Какое? Какие? Глагол Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает. - действие предмета - Что делать? Что сделать? -Части речи |
Актуализация знаний, УУД | Открыли тетради, записали дату, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки. - выполненим каллиграфическую минутку. С какой целью мы её проводим? Посмотрите запись на доске. зима – с холодная – п наступила – ? Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите. Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г Орф.минутка Ребята, прочитайте слова на доске.(Дек_брь, м_дведь, м_роз, в_рона, за_ц, сн_жный, с_льный, уд_рить ) – Обсудите с партнёром по плечу правописание данных слов. – Придумайте новое задание. – Какие задания вы придумали? -Найти главные члены предложения Расскажи о каждой части речи по алгоритму. Алгоритм Часть речи Вопрос Роль в речи Член предложения | – - Отрабатываем навык красивого письма -зима существит. - холодная прилагат. - наступила глагол Букву г спг Идет обсуждение, проверка работы по слайду. Каждый ребёнок «по цепочке» выходит к доске, проговаривает орфограмму. – Распределить слова на группы: сущ. прил. глагол – Составьте с ними предложения Декабрь был снежный. Ударил сильный мороз Работа в парах (2 человека). Самопроверка |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученных ЗУНов и УУД | Игра «Расставь по своим местам» Проблемная ситуация Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут. | – Работа в группах. Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух. |