Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Костинская средняя общеобразовательная школа»
учитель физики: Федотова Галина Александровна
доклад по теме: Технология критического мышления
Развитие критического мышления – это, прежде всего, соотнесение своих знаний с опытом и их сравнение с другими источниками. Каждый человек вправе не доверять услышанной информации, проверять её достоверность и логику доказательств, а также рассматривать возможности решения тех проблем, с которыми он сталкивается ежедневно.
Критическое мышление обладает несколькими параметрами:
полученная информация является начальным пунктом критического мышления, но не конечным;
начало критического мышления характеризуется постановкой вопросов и выяснения проблем, которые необходимо решить;
критическое мышление всегда стремится к созданию убедительных аргументов;
критическое мышление является социальным видом мышления.
Технология критического мышления способствует развитию у учащихся умений и навыков самостоятельной работы, умения анализировать событие, аргументировать точку зрения, принимать решение;
-способствует выработке умений и навыков работы со, справочной литературой, учебником, посредством сочетания индивидуальной, групповой и коллективной работы
Одна из задач физики – формирование научного мировоззрения, без наличия которого не будет качественного развития критического мышления. Содержание курса физики способствует данному развитию.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это вид личностно-ориентированного обучения, направленный на формирование у детей навыков мыслительной деятельности: планирования, прогнозирования, анализа и структуризации информации и т. д
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Основа ТКМ - трехфазовая структура
«вызов» - проводится в форме «мозгового штурма», «погружения» в тему, постановки проблемы. На этом этапе важно заинтересовать темой, пробудить у учащихся интерес; «осмысление» -это основная часть урока, где возможны различные варианты, направленные на создание оптимальных условий для осмысления темы. Хорошо зарекомендовали себя такие формы работы: групповая, в парах, коллективная творческая деятельность, дискуссия, проектная, исследовательская;
«рефлексия»-закрепление и обобщение изученного материала через новые формы, побуждающие к творчеству. Это может быть составление синквейна, опорной итоговой схемы, логических цепочек и т.д.
Основные методические приемы развития критического мышления
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | ПРИЕМЫ/СПОСОБЫ | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА |
1 этап | Пробуждение познавательного интереса к теме Определение направления изучения Актуализация имеющихся знаний | Беседа - Прием «вопросы, очерчивающие содержательное поле проблемы» - Эссе - Ключевые фразы темы - Сводная таблица «Плюс минус интересно» -кубики Блума -ЗХУ - Корзина идей | Задания и упражнения на умение актуализации знаний |
2 этап | 1. Соотнесение имеющихся знаний с новой информацией 2. Активное восприятие нового материала 3. Выявление противоречий | - Инсёрт - Толстые и тонкие вопросы - Прием «Понятийно-терминологическая карта» - Личностно-ориентированный текст - Ключевые фразы темы - Денотатный граф - Прием Фишбоум - Информационный лабиринт (баскетметод) - Кластер | Задания и упражнения на умение объединять информацию, отображение взаимосвязи |
3 этап | 1. Самостоятельное обобщения изученного материала 2. Определение направлений развития изучаемой темы, предложение альтернативного способа | - Синквейн - Дискуссия - Кластеры - ЗХУ - 5 шляп мышления - Кубики Блума - Эссе | Задания и упражнения на умение интегрировать понятия, визуализировать мысли, принимать решения, умения самоанализа, самокорректировки |
Как видно многие приемы направлены сразу на несколько стадий, что является несомненным плюсом, так как преподаватель, не нагружая кадет правилами применения приема, может работать с ним на всех трех стадиях. С другой стороны, в виду содержания той или иной стадии можно использовать наиболее подходящий прием, не нарушая технологии.
Использование технологии критического мышления эффективно при обучении физике: оно развивает умение мыслить логично, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в конечную стадию мыслительного процесса.
Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, опробованы мной на протяжении нескольких лет и дали свои результаты. Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят. Главная задача учителя – организовать деятельность на уроке так, чтобы запустить механизмы развития обучающегося. Процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществляться.
Уровни развитости критического мышления учащихся
1. Недостаточный Низкий уровень развития критического мышления характеризуется либо отсутствием, либо очень слабым развитием качеств критического мышления, учащиеся не умеют тщательно взвешивать все доводы за и против своих гипотез и не подвергают их всесторонней проверке. Они принимают за истину каждое первое пришедшее им на ум утверждение. Они, как правило, несамокритичны, несамостоятельны в своих решениях.
2. Базовый Учащиеся умеют не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их. Пусть не всегда, но таким учащимся удается видеть сильные и слабые стороны высказываний и мнений и те ошибки, которые допущены в них. Но, к сожалению, данные учащиеся не всегда умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения, устанавливать множественные связи между явлениями, строить прогнозы и обосновывать их.
3. Продвинутый Данные учащиеся обладают гибкостью, самостоятельностью и критичностью ума. Они рассматривают проблемы с различных точек зрения, хорошо анализируют поставленные проблемы, предлагают конкретные решения.
В процессе применения технологии критического мышления:
вырабатываются учебные умения: умение работать в группе, умение графически оформлять текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости; умение обобщать полученные знания;
появляется возможность объединить остальные дисциплины;
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
вырабатывается собственная технология обучения.
Работа в направлении развития критического мышления учащихся на уроках физики приводит к следующим положительным результатам:
вырастает положительная мотивация учащихся к образовательному процессу, результаты учебной деятельности;
формируются мыслительные способности обучающихся: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, гибкость, мышление, переключение с одного типа мышления на другое, и т.д.; формируются умения анализировать информацию с позиции логики; ставить новые вопросы;
развивается навык самостоятельного конструирования понятий и оперирование ими; применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям
развивается способность передавать другим авторскую информацию, подвергать её коррекции, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Слайды п
резентации: