Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 5» г. Хабаровска
Доклад
на методическом объединении
учителей-предметников
Тема:
«Формирование учебной мотивации
обучающихся с тяжёлыми множественными
нарушениями развития»
Выполнила
Дорошенко Л.Г.
Учитель географии и естествознания
I квалификационной
категории
г. Хабаровск
2015г.
Тема: Формирование учебной мотивации обучающихся с ТМНР. (слайд1 )
Как вы понимаете , что такое мотивация?
Мoтивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения к продуктивной познавательной деятельности. (слайд 2) Мотивация одна из основных движущих сил учения!
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. (слайд3)
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Следует различать понятия мотив и цель.
Мотив - побуждение к достижению цели. (слайд4)
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Посмотрите на слайд (слайд5)
Для достижения цели, педагогу приходиться направлять ребёнка на промежуточных этапах, используя приёмы, методы, средства, мотивы, похвалу. Промежуток между мотивом и целью должен быть максимально коротким, чтобы ребёнок не потерял интерес к деятельности по достижению к цели.
Инструкция для большинства детей 1-2 ступенчатая:
- простая (понятная детям) «Встань», «Возьми ручку или карандаш», «Положи на стол».
- короткая по продолжительности выполнения достижения цели, выполнима.
У детей с ТМНР присутствует мотив, зачастую он задаётся педагогом, а достижение цели всегда затруднено, ввиду несформированности ВПФ.
Глaвная зaдaчa педагога в формировании мoтивaции учeния - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика,с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей , способствовала формированию положительной мотивации к обучению.
Почему ученику трудно усваивать материал? (слайд6)
(В аудиторио – к педагогам)
Это требует от педагога большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика. Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей помощи, доброжелательной атмосферы на уроке с широким применением методов и мотивационных приемов, предполагающих:
гуманное отношение к детям;
удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;
обогащение мышления эмоциями, чувствами;
стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей;
формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;
воспитание ответственного отношения к учебному труду.
определяющим условием, конечно же, является взаимоотношение ребенка и учителя. Чтобы каждый ребёнок смогпочувствовать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, небольшое продвижение вперёд.
Для детей с ТМНР длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра, в основном примитивная. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них деятельности связанной с учением, дети с ТМНР прибегают к отказу от заданий, от посещения школы.
Чтобы сформировать учебную мотивацию у обучающихся с ТМНР, необходимо проводить комплексную работу в системе, в динамике в работу должны включаться не только учитель , но и все участники образовательного процесса6 воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, родители (законные представители), а также сам ребенок должен желать получить новые знания, понимать их значимость и уметь применять их в повседневной жизни.
С детьми, имеющими низкую учебную мотивацию, необходимо проводить
работу по формированию:
-активной позиции школьника;
-положительного отношения к обучению;
- познавательного интереса.
Что же составляет мотивационную основу учебной деятельности?
Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:(слайд 7)
· сосредоточение внимания на учебной ситуации
· осознание смысла предстоящей деятельности
· осознанный выбор мотива
· целеполагание
· стремление к цели (осуществление учебных действий)
· стремление к достижению успеха
· самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Развитие учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей с ТМНР формируется через организацию учебной деятельности в таких формах: (слайд8)
уроков-путешествий,
уроков-игр,
уроков-викторин,
уроков – исследований,
уроков встреч, сюжетных уроков,
в тематических неделях,
внеклассные мероприятия,
интегрированные уроки,
участие в тематических неделях.
Развивать и сохранять учебную мотивацию, можно используя:
(слайд 9)
- Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.);
- Участие в конкурсах;
- Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).
- Дифференциация (разноуровневые задания).
- Практическая направленность;
-Упрощение материала до доступного ;
-Работа с наглядностью;
-Использование опорных схем, (10слайд)
карточек-инструкций, таблиц;
-Создание проблемной ситуации;
-Поиск правильного ответа;
-Сравнение, обобщение;
-Самостоятельная работа;
-Занимательные задания, загадки, ребусы.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов работы формирует учебную мотивацию, укрепляет желание детей овладеть знаниями.
Как именно я формирую на своих уроках мотивацию к учебе? Начиная работу по данной теме, прежде всего я провела:
наблюдения за учащимися, которые показали, что все дети в классе безразлично относятся к своим достижениям, к неудачам. Не проявляют интерес к наглядным и ярким картинкам, оцениванию своей деятельности
проконсультировалась у школьного психолога, получила результаты обследования школьной мотивации, ее рекомендации. Обследования показали, что все дети в классе относятся положительно к школе. Однако они посещают школу в основном из – за интересов связанных с внеучебной стороной. Познавательные интересы сформированы в малой степени.
Как же я непосредственно работаю на уроках с детьми?
На начальном этапе урока, при включении учащихся в учебную деятельность ,для создания положительного эмоционального настроя у учеников, использую стихотворения с положительным настроем на урок, на весь учебный день, свои положительные эмоции.Сообщаю ребятам цель нашей работы,к которую мы должны достичь к концу урока,тем самым повышаю интерес к предстоящей работе.
На этапе : повторение пройденного материала, на уроке географии эффективен приём работы с наглядностью, где учащиеся могут найти заданный материк на карте, на глобусе, в приложении учебника, сравнить его очертания.
Использую средство: игровых ситуаций на уроке. Например: дети становятся в круг ,передавая мяч друг другу «Назови домашних животных,диких животных», «Назови лиственные деревья,хвойные».
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет мне удерживать внимание детей на уроке, активизирует словарный запас, расширяется их кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – ни одного невнимательного ребенка на уроке! Всем интересно.
ФРАГМЕНТ УРОКА
Очень эффективны в повышении школьной мотивации , бывает использование:
Очень важно! Похвалить ребенка с утра, и как можно раньше. Это- аванс на весь долгий и трудный день).
Для формирования учебной активности создаю на уроках ситуацию
успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение.
В повышении качества знаний важную роль играет семья. Родители должны повышать авторитет школы в глазах ребёнка, участвовать в формировании правильного отношения к учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному хочется заметить, что научить нельзя – научиться можно!
Целенаправленное, систематическое и терпеливое применение разнообразных форм и приёмов в работе с обучающимися с ТМНР, способствует не только формированию мотивационно – потребностной сферы личности, но и укрепляет желание детей приобретать новые знания, формирует устойчивый интерес к новому, повышает качество обучения.