СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Данный доклад раскрывает проблему по теме : "Формирование мотивации учебной деятельности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии". К докладу прилагается презентация ,и видеоурок для обучающихся  с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии в 5 классе по теме "Овощи".

           Для детей с ТМНР  длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра, в основном примитивная. Чтобы избежать непосильной         и неприятной для них деятельности связанной с  учением, дети с ТМНР прибегают к отказу от заданий, от посещения школы.

          Чтобы сформировать учебную мотивацию у обучающихся с ТМНР, необходимо проводить комплексную работу в системе, в динамике  в работу должны включаться не только учитель , но и все участники образовательного процесса6 воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, родители (законные представители), а также сам ребенок должен желать получить новые знания, понимать их значимость и уметь применять их в повседневной жизни.      

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации"»

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 5» г. Хабаровска





Доклад

на методическом объединении

учителей-предметников

Тема:

«Формирование учебной мотивации

обучающихся с тяжёлыми множественными

нарушениями развития»





Выполнила

Дорошенко Л.Г.

Учитель географии и естествознания

I квалификационной

категории




г. Хабаровск

2015г.




Тема: Формирование учебной мотивации обучающихся с ТМНР. (слайд1 )


Как вы понимаете , что такое мотивация?


Мoтивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения к продуктивной познавательной деятельности. (слайд 2) Мотивация одна из основных движущих сил учения!

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. (слайд3)

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.               

 Следует  различать понятия мотив и цель.

Мотив - побуждение к достижению цели. (слайд4)

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.



Посмотрите на слайд (слайд5)

Для достижения цели, педагогу приходиться направлять ребёнка на промежуточных этапах, используя приёмы, методы, средства, мотивы, похвалу. Промежуток между мотивом и целью должен быть максимально коротким, чтобы ребёнок не потерял интерес к деятельности по достижению к цели.

Инструкция для большинства детей 1-2 ступенчатая:

- простая (понятная детям) «Встань», «Возьми ручку или карандаш», «Положи на стол».

- короткая по продолжительности выполнения достижения цели, выполнима.

У детей с ТМНР присутствует мотив, зачастую он задаётся педагогом, а достижение цели всегда затруднено, ввиду несформированности ВПФ.



Глaвная зaдaчa педагога в формировании мoтивaции учeния - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика,с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей , способствовала формированию положительной мотивации к обучению.


Почему ученику трудно усваивать материал? (слайд6)

(В аудиторио – к педагогам)

  • Несформированность ВПФ

  • Особенности мотивационной сферы

  • Соматические нарушения

  • Нарушение эмоционально волевой сферы

Это требует от педагога большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика. Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей помощи, доброжелательной атмосферы на уроке с широким применением методов и мотивационных приемов, предполагающих:  

  • гуманное отношение к детям;

  • удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;

  • обогащение мышления эмоциями, чувствами;

  • стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей;

  • формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;

  • воспитание ответственного отношения к учебному труду.

определяющим условием, конечно же, является взаимоотношение ребенка и учителя. Чтобы каждый ребёнок смогпочувствовать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, небольшое продвижение вперёд.

Для детей с ТМНР длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра, в основном примитивная. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них деятельности связанной с учением, дети с ТМНР прибегают к отказу от заданий, от посещения школы.

Чтобы сформировать учебную мотивацию у обучающихся с ТМНР, необходимо проводить комплексную работу в системе, в динамике в работу должны включаться не только учитель , но и все участники образовательного процесса6 воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, родители (законные представители), а также сам ребенок должен желать получить новые знания, понимать их значимость и уметь применять их в повседневной жизни.

С детьми, имеющими низкую учебную мотивацию, необходимо проводить


работу по формированию:

-активной позиции школьника;

-положительного отношения к обучению;

- познавательного интереса.


Что же составляет мотивационную основу учебной деятельности?


Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:(слайд 7)

·  сосредоточение внимания на учебной ситуации

·  осознание смысла предстоящей деятельности

·  осознанный выбор мотива

·  целеполагание

·  стремление к цели (осуществление учебных действий)

·  стремление к достижению успеха

·  самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).



Развитие учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей с ТМНР формируется через организацию учебной деятельности в таких формах: (слайд8)

  • уроков-путешествий,

  • уроков-игр,

  • уроков-викторин,

  • уроков – исследований,

  • уроков встреч, сюжетных уроков,

  • в тематических неделях,

  • внеклассные мероприятия,

  • интегрированные уроки,

  • участие в тематических неделях.



Развивать и сохранять учебную мотивацию, можно используя:

(слайд 9)

  • -   Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.);

  • -   Участие в конкурсах;

  • -   Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).

  • -   Дифференциация (разноуровневые задания).

  • -   Практическая направленность;

  • -Упрощение материала до доступного ;

  • -Работа с наглядностью;

  • -Использование опорных схем, (10слайд)

карточек-инструкций, таблиц;

  • -Работа в малых группах;

  • -Создание проблемной ситуации;

  • -Поиск правильного ответа;

  • -Сравнение, обобщение;

  • -Самостоятельная работа;

  • -Занимательные задания, загадки, ребусы.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов работы формирует учебную мотивацию, укрепляет желание детей овладеть знаниями.

Как именно я формирую на своих уроках мотивацию к учебе?  Начиная работу по данной теме, прежде всего я провела:

  • наблюдения за учащимися, которые   показали, что все дети в классе безразлично относятся к своим достижениям, к неудачам. Не проявляют интерес к наглядным и ярким картинкам, оцениванию своей деятельности

  • проконсультировалась у школьного психолога, получила результаты обследования школьной мотивации, ее рекомендации. Обследования  показали, что все дети в классе относятся положительно к школе. Однако они посещают школу в основном из – за интересов связанных с внеучебной стороной. Познавательные интересы сформированы в малой степени.

Как же я непосредственно работаю на уроках с детьми?

  • Я использую любую  возможность, чтобы на уроке каждый ученик получил поддержку своим  словом, взглядом или прикосновением.

На начальном этапе урока, при включении учащихся в учебную деятельность ,для создания положительного эмоционального настроя у учеников, использую стихотворения с положительным настроем на урок, на весь учебный день, свои положительные эмоции.Сообщаю ребятам цель нашей работы,к которую мы должны достичь к концу урока,тем самым повышаю интерес к предстоящей работе.

На этапе : повторение пройденного материала, на уроке географии эффективен приём работы с наглядностью, где учащиеся могут найти заданный материк на карте, на глобусе, в приложении учебника, сравнить его очертания.

  • Использую средство: игровых ситуаций на уроке. Например: дети становятся в круг ,передавая мяч друг другу «Назови домашних животных,диких животных», «Назови лиственные деревья,хвойные».

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет мне удерживать внимание детей на уроке, активизирует словарный запас, расширяется их кругозор, развивается  фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – ни одного невнимательного ребенка на уроке! Всем интересно.

ФРАГМЕНТ УРОКА





Очень эффективны в повышении школьной мотивации , бывает использование:

  • Похвалы

  • поощрения

  • Создание ситуации успеха и др.

Очень важно! Похвалить ребенка с утра, и как можно раньше. Это- аванс на весь долгий и трудный день).

Для формирования учебной активности  создаю на уроках ситуацию

успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение.

В повышении качества знаний важную роль играет семья. Родители должны повышать авторитет школы в глазах ребёнка, участвовать в формировании правильного отношения к учебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышесказанному хочется заметить, что научить нельзя – научиться можно!

Целенаправленное, систематическое и терпеливое применение разнообразных форм и приёмов в работе с обучающимися с ТМНР, способствует не только формированию мотивационно – потребностной сферы личности, но и укрепляет желание детей приобретать новые знания, формирует устойчивый интерес к новому, повышает качество обучения.