Доклад на тему « Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочное время».
Поскольку одной из целей современной школы является подготовка ученика, способного к успешному продолжению учебы в вузе , а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний ,требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.
Поэтому я ставлю прежде всего перед собой следующие учебные и воспитательные задачи :
- развитие творческих способностей учащихся и выработку у них исследовательских навыков;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных заданий;
-выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала.
Организация исследовательской деятельности у меня, как и у всех, проходит на разных уровнях, в различных формах и проявлениях.
Прежде всего, это урочная деятельность. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений , поиск ответов на те или иные вопросы для одноклассников, подготовка кроссвордов.
К числу примеров урочной учебной деятельности относим проблемные уроки (9-11 кл.), урочные проекты (5-11 кл.)
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся , которая является логическим продолжением урочной деятельности , выражается в
-проектной работе по интересам(5-11 кл.);
-учебно-исследовательской работе (10-11 кл.);
-интеллектуальных марафонах;
-олимпиадах по предметам.
Если подробно говорить о домашних творческих заданиях, то мы знаем, что творческая деятельность начинается с начальной школы, обучение учащихся навыкам учебно-исследовательской работы происходит на этом этапе на уроке и вне урока.
Эту работу мы продолжаем в среднем звене, у меня подход традиционный: творческие задания на уроках , подбираемые для каждого ученика индивидуально.
(Лингвистические сказки, литературные сказки).
В 8-9 классах у учащихся оформляются исследовательские интересы, работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер.
(Сборники стихов).
В 10-11 классах основное внимание уделяется профессиональному самоопределению , глубине и фундаментальности исследования. Широко используем метод проектов, поскольку у старшеклассников имеется опыт и нужные навыки для исследовательской работы, у них есть навыки проблемного мышления.
В своей практике реализую мини-проекты, рассчитанные на урок или его часть. Поэтому хочется обратить внимание на эту форму исследовательской деятельности учащихся, связывающую теорию и практику, имеющую важное значение для профессионального самоопределения .
По характеру проектной деятельности использую следующие виды проектов:
- творческие работы;
-информативно-исследовательские работы.
Так, изучая в старших классах современную литературу, знакомясь с понятиями постмодернизм, интертекстуальность, даем творческие задания хорошо подготовленным учащимся , чтобы попробовали силы в сочинении
( Нуштайкин Степан, 10 Б класс, сочинение.)
Я говорила о профессиональном самоопределении, интересах, этот выпускник продолжает заниматься подобной творческой работой и сейчас, учась в вузе.
(Фрагмент будущего произведения.)
Или пример информационного проекта: изучаем в старшем звене тему
« Авторская песня», составляем алгоритм работы:
-проблема: Сохранила ли авторская песня свое значение?
-обоснование: достаточно ли сведений по этой проблеме, об авторах, каково отношение к авторской песне в современном обществе?
-что делать? Собрать сведения об авторах и их песнях, уметь кратко рассказать о них, создать презентации ;
-что получить? Результат, презентации об авторах, подготовить устное выступление перед аудиторией по выбранной теме, можно и вокальное выступление.
Так мы формируем у ученика коммуникативные, исследовательские умения и навыки, что позволяет успешно, по мнению выпускников , справляться с курсовыми и дипломными работами, позволяет не бояться публичных выступлений, отстаивать свое мнение и позицию.