СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме исследовательская деятельность

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на городском МО учителей русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме исследовательская деятельность»

Доклад на тему « Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочное время».



Поскольку одной из целей современной школы является подготовка ученика, способного к успешному продолжению учебы в вузе , а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний ,требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

Поэтому я ставлю прежде всего перед собой следующие учебные и воспитательные задачи :

- развитие творческих способностей учащихся и выработку у них исследовательских навыков;

- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных заданий;

-выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала.

Организация исследовательской деятельности у меня, как и у всех, проходит на разных уровнях, в различных формах и проявлениях.

Прежде всего, это урочная деятельность. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений , поиск ответов на те или иные вопросы для одноклассников, подготовка кроссвордов.

К числу примеров урочной учебной деятельности относим проблемные уроки (9-11 кл.), урочные проекты (5-11 кл.)

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся , которая является логическим продолжением урочной деятельности , выражается в

-проектной работе по интересам(5-11 кл.);

-учебно-исследовательской работе (10-11 кл.);

-интеллектуальных марафонах;

-олимпиадах по предметам.

Если подробно говорить о домашних творческих заданиях, то мы знаем, что творческая деятельность начинается с начальной школы, обучение учащихся навыкам учебно-исследовательской работы происходит на этом этапе на уроке и вне урока.

Эту работу мы продолжаем в среднем звене, у меня подход традиционный: творческие задания на уроках , подбираемые для каждого ученика индивидуально.

(Лингвистические сказки, литературные сказки).

В 8-9 классах у учащихся оформляются исследовательские интересы, работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер.

(Сборники стихов).

В 10-11 классах основное внимание уделяется профессиональному самоопределению , глубине и фундаментальности исследования. Широко используем метод проектов, поскольку у старшеклассников имеется опыт и нужные навыки для исследовательской работы, у них есть навыки проблемного мышления.

В своей практике реализую мини-проекты, рассчитанные на урок или его часть. Поэтому хочется обратить внимание на эту форму исследовательской деятельности учащихся, связывающую теорию и практику, имеющую важное значение для профессионального самоопределения .

По характеру проектной деятельности использую следующие виды проектов:

- творческие работы;

-информативно-исследовательские работы.

Так, изучая в старших классах современную литературу, знакомясь с понятиями постмодернизм, интертекстуальность, даем творческие задания хорошо подготовленным учащимся , чтобы попробовали силы в сочинении

( Нуштайкин Степан, 10 Б класс, сочинение.)

Я говорила о профессиональном самоопределении, интересах, этот выпускник продолжает заниматься подобной творческой работой и сейчас, учась в вузе.

(Фрагмент будущего произведения.)

Или пример информационного проекта: изучаем в старшем звене тему

« Авторская песня», составляем алгоритм работы:

-проблема: Сохранила ли авторская песня свое значение?

-обоснование: достаточно ли сведений по этой проблеме, об авторах, каково отношение к авторской песне в современном обществе?

-что делать? Собрать сведения об авторах и их песнях, уметь кратко рассказать о них, создать презентации ;

-что получить? Результат, презентации об авторах, подготовить устное выступление перед аудиторией по выбранной теме, можно и вокальное выступление.

Так мы формируем у ученика коммуникативные, исследовательские умения и навыки, что позволяет успешно, по мнению выпускников , справляться с курсовыми и дипломными работами, позволяет не бояться публичных выступлений, отстаивать свое мнение и позицию.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!