СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Организация активного отдыха на переменах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима активность. В данном сообщении раскрываются основные правила для организации подвижных перемен в школе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Организация активного отдыха на переменах"»

Организация активного отдыха на переменах

Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима активность.

При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности.

Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. Здоровье в значительной мере определяется уровнем привычной двигательной активности. Привычной считается активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности. На ее формирование указывают влияние биологические и социальные факторы. Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в движениях, являются возраст и пол. Важным социальным фактором, формирующим привычную двигательную активность, является пропаганда физкультуры и спорта.

Организация двигательной активности в школе может осуществляться в самых разнообразных формах. Одна из форм организации двигательной активности в школе – динамические перемены, которые проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками.

Уровень привычной двигательной активности может быть ниже биологической потребности организма в движениях и не соответствовать существующим возрастным нормам. Такое несоответствие часто встречается у детей школьного возраста и приводит к дисгармоничному развитию, нарушениям в состоянии здоровья в целом. Это связано, прежде всего, с тем, что двигательная активность резко уменьшается с началом обучения в школе.

Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движениях. Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены должны способствовать сохранению психического здоровья детей.

Ни для кого не секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У ребенка пропадает желание учиться. Он становиться агрессивным и злым, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей, педагогов и его самого. 0кружающий мир, которому он радовался, перестает быть для него интересным и занимательным. Маленький человечек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами.

Двигательные разминки дают возможность разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Существуют основные правила для организации двигательных перемен в школе:

  • Необходим учет возрастных особенностей детей.

  • Место проведения должно быть хорошо проветренным и произведена влажная уборка.

  • Подвижные перемены обычно проводят после третьего урока в течение 15 -20 минут, при этом необходимо оставить время для пассивного отдыха и подготовки к уроку.

  • Материал, предлагаемый учащимся на подвижной перемене, должен быть связан с программой по физической культуре.

  • Важно во время игр давать детям рекомендации, подбадривать их. Такие подвижные занятия будут проходить более эмоционально.

  • Надо учитывать, что с 11-12лет двигательные возможности девочек и мальчиков начинают различаться, поэтому следует предусмотреть как совместные, так и раздельные игры.

  • Для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, подбирают упражнения с небольшой нагрузкой.

  • Подвижные перемены не должны копировать уроки физической культуры. Перемена – это прежде всего время отдыха для учащихся, поэтому не следует держать их в строю. Школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, проявлять дисциплинированность и организованность.

По степени подвижности детей можно разделить на три группы: с большей подвижностью, средней и малой. Мы, как педагоги, используем игры с учетом подвижности детей. Для учащихся 1 -4 классов

Игры низкой интенсивности

«Точный расчет»

На полу чертят круг диаметром 50-60см. В круг с завязанными глазами становится играющий. Его задача – выйти из круга, сделать 5шагов и опять вернуться в круг.

«Два сигнала»

Играющие делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3-4м. Одна команда выполняет заранее указанные движения при назывании овощей, другая – при назывании фруктов. При каждой ошибке играющего его команда получает штрафное очко.




Игры средней интенсивности

«Шишки, желуди, орехи»

Играющие образуют три концентрических круга. Стоящие первыми – «шишки», вторыми – «желуди», третьими – «орехи». В центре находится водящий. По команде водящего, например: «орехи», участники этой команды должны переместиться на одно место вправо. Водящий в это время стремится занять чье – либо место. Если ему это удается, игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Для учащихся 5-7классов

Игры низкой интенсивности

«Запрещенное движение»

Называется запрещенное движение, например, «руки на пояс». Руководитель предлагает играющим поочередно выполнять различные движения. Играющие выполняют их. Когда предлагается запрещенное движение, оно не должно выполняться. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко. После игры отмечаются самые внимательные.

Игры средней интенсивности

«Пустое место»

Все участники стоят в кругу лицом к центру. Водящий находится за кругом. Он, перемещаясь, дотрагивается до одного из играющих и бежит в любую сторону, обегая круг. Тот, до кого дотронулся водящий, бежит в другую сторону. Каждый из них старается захватить пустое место. Оставшийся без места водит.

«В движущийся обруч»

Руководитель, поставив на землю обруч диаметром 70-80см, толкает его так, чтобы тот покатился. Играющий должен пробежать сквозь движущийся обруч, не задев и не уронив его.


Литература

  1. Исаева, С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе/Айрис Пресс, Москва, 2008/

  2. Советова, Е.В. Оздоровительные технологии в школе /Ростов на Дону «Феникс»-2006/

  3. Обухова, Л.А. Школа докторов природы /Москва, «Вако»,2010/






Смена номеров

Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.