«Проект программы развития воспитательной системы школы на 2011-2016гг».
Согласно составленной нами программе развития, концепция воспитательной системы школы построена как открытая система для реально действующих и потенциально возможных участников реализации Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Закона РБ «Об образовании», Концепции модернизации развития российского образования, Программы развития МБОУ СОШ с. Субханкулово.
В основу данной программы были положены следующие принципы:
- личностная ориентация;
- системность;
- диалогичность и толерантность;
- творческая самодеятельность и развитие интересов;
- воспитание на успехе;
- природосообразность.
В рамках реализации данного проекта программы развития воспитательной системы школы предполагается работа школы по следующим направлениям:
- здоровьесберегающее;
- спортивно-техническое;
- художественно-эстетическое;
- познавательное;
- патриотическое.
Данная программа развития воспитательной системы школы рассчитана на 5 лет.
Цель: формирование социально адаптированной, воспитанной, творчески мыслящей личности, способной к целеполаганию, самообразованию, самореализации.
Задачи:
Создание условий для самопознания, саморазвития, самореализация ребёнка в процессе творческой деятельности;
Совершенствование системы школьного самоуправления;
Организация внеурочной занятости учащихся, обеспечивающей разностороннее развитие личности;
Переживание ситуации успеха в различных видах деятельности;
Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурных сфер;
Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
Социальная адаптация детей через практико-деятельностную основу всего воспитательного процесса, формирование активной гражданской позиции.
Методами педагогического воздействия, решающими данные воспитательные задачи, могут являться следующие:
- методы формирования сознания личности ( рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
К доминирующим (приоритетным) направлениям деятельности относятся:
- гражданско – патриотическое и нравственное воспитание ( через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, обществознания, ОБЖ, классные часы «Символы России»), способствующие осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;
- художественно – эстетическое развитие (через систему фестивалей, праздников, конкурсов и т.д.), способствующие развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре, развитие умения найти своё место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;
- сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства, способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;
- приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребёнка, развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей;
- здоровьесберегающее направление;
- кадровое обеспечение воспитательного процесса – создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания ( через работу МО классных руководителей, педагогические советы);
- методическое обеспечение воспитательного процесса. Внедрение в практическую деятельность передовой педагогической науки; способствование инновационной деятельности;
- развитие системы самоуправления;
- сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у школьников чувства гордости за свою школу, повышение ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающую высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов;
- психолого – педагогическая поддержка процесса развития личности ребёнка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимися в самореализации и самовыражении, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Это прежде всего то, что 1/ школьное самоуправление станет основой деятельности ученического коллектива;
2/ 100% охват обучающихся организованной досуговой деятельностью во внеурочное время;
3/ повышение профессионального мастерства классных руководителей;
4/ внедрение в практику деятельности классных руководителей экспериментально-исследовательской работы;
5/ системный мониторинг оценки степени воспитанности учащихся.
ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ.
1 этап – становление системы 2011 – 2012 гг:
- прогностическая стадия;
- разработка модели ВС;
- формирование коллектива;
- педагогический поиск;
- наработка технологий;
- зарождение традиций;
- установление взаимосвязей с окружающей средой;
- решение проблем материально – технического и нормативно-методического обеспечения;
2 этап – практический 2012-2014 гг:
- развитие школьного коллектива;
- развитие органов самоуправления;
- определение ведущих видов деятельности;
- определение приоритетных направлений;
- обработка педагогических технологий;
- качественное закрепление достигнутых результатов;
- повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания;
- оформление воспитательных систем класса.
3 этап – окончательное оформление системы 2014-2015 гг:
- накапливание традиций и их передача;
- взаимодействие школы и села;
- обобщение опыта работы участников воспитательной системы;
- в центре внимания – индивидуальное развитие личности.
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
Согласно данного Проекта развития, воспитательная система школы призвана выполнять следующие функции:
- развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребёнка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
- интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
- регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влиянием на формирование личности ребёнка, ученического и педагогического коллектива;
- защитную, направленную на повышение уровня социальной защищённости детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития;
- компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующую, заключающую в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребёнка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ФУНКЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОЗМОЖНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ТАКИХ КАК:
- формирование позитивной Я-концепции;
- актуализация потребностей в самоактуализации и самоутверждении;
- обеспечение формирования умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе;
Следует напомнить, что согласно данного проекта развития, основным значением воспитательной системы является развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.
Поэтому основами принципов воспитательной системы являются:
Принцип вариативности | Право каждого ребёнка на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках, студиях НОУ. |
Принцип сотрудничества | Право ребёнка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. право решать проблему «с двух сторон» - и взрослыми, и детьми |
Принцип инновационный | Право на активный инновационный поиск ребёнком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования |
Принцип комфортности | Право ребёнка развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях |
Принцип программности | Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей |
Принцип самоуправления | Право на самоуправление школой |
Принцип заинтересованности | Право на познание ребёнком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме |
Принцип адекватности | Право ребёнка выбирать из предложенного максимального объёма информации столько, сколько он может усвоить |
Принцип коммуникативности | Право расширять круг делового и дружеского общения ребёнка со сверстниками и взрослыми |
Принцип адаптивности | Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребёнка в сложную обстановку нестабильного общества |
Реализация функций и принципов ВС возможна при осуществлении таких педагогических условий, как:
- поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально- психологического климата в школе, наличие у детей и педагогов чувства комфортности, защищённости;
- обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребёнка и взрослого;
- существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;
-восприятие и детьми, и взрослыми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;
- создание системы психолого-педагогической поддержки личности ребёнка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;
- использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приёмов, методов воспитания;
- моделирование и построение воспитательных систем в кружках, секциях, сориентированных на участие личности в деятельности по формированию и проявлению своих уникальных свойств и качеств;
- создание системы мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели её эффективности.
Первый критерий – самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребёнка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворённость детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
Третий критерий – конкурентноспособность нашего учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в своём учреждений, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования района.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Кадровое обеспечение
Повышение квалификации педагогических кадров происходит дифференцированно. В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, развития творческих способностей детей, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д.
Программно-методическое обеспечение:
- разработка программ и их апробация;
- разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
- разработка образцов текущей документации и их оформление;
- подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;
- разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.
- разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.
Развитие материально-технической базы. Приобретение нового и сохранение имеющегося оборудования.
Информационное обеспечение. Пополнение библиотечного фонда, проведение тематических выставок литературы, методических разработок и программ.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
Дальнейшее развитие воспитания и образования детей мы видим через реализацию приоритетных задач, в том числе:
- совершенствование ВС школы;
- разработку и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;
- совершенствование системы самоуправления в школе;
- расширение спектра предлагаемых кружков и секций;
- обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса учреждения;
- апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения.
Мы считаем, что разработанный нами проект Программы развития воспитательной системы школы, реально выполним, доступен для всего коллектива в условиях нашей школы, ученического и педагогического коллективов.
Министерство образования Республики Башкортостан
Управление образования администрации Муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Доклад по теме:
««Проект программы развития воспитательной системы школы на 2011-2016гг».»
ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МБОУ СОШ С. СУБХАНКУЛОВО
ХАЛИКОВА ДИАНА ФАРИТОВНА
ТУЙМАЗЫ – 2011