Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 22

Создание условий
для формирования у обучающихся
положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
Курганская Альбина Анатольевна, учитель начальной школы,
первая квалификационная категория
Доброе утро, уважаемое жюри, доброе утро, уважаемые коллеги и гости!
Я учитель начальной школы № 22 Курганская Альбина Анатольевна.
Я не просто учитель, я первая учительница, которая входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня зависит, как сложится школьная жизнь ребенка.
В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению.
Меня как учителя постоянно волнует вопрос, как развить у ребёнка устойчивый интерес к знаниям, к учёбе; как формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребёнку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Мне импонирует высказывание Триона Эдвардса «Пробуждение интереса и разжигание энтузиазма – вот верный способ лёгкого и успешного обучения», (Слайд)
и я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения, поэтому стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю ребятам, что очень рада их снова видеть. Мне доставляют радость детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его радость – моей радостью.
При создании ситуации успеха учитываю следующее: (Слайд)
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Важно раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
Я не боюсь говорить школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу «молодец», « умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Мои одобряющие слова пробуждают интерес к знаниям, вселяют в него веру в свои силы, помогают ему твёрдым и крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.
На уроках я стараюсь создать такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.
Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах, таких как
– создание условий для возникновения проблемных ситуаций (к примеру, на уроке русского языка по теме «Роль имён прилагательных в языке» в 4 классе я предложила в группах вспомнить и обсудить известную информацию об имени прилагательном и составить ответ в виде схемы. (Слайд) Распределяя по ячейкам карточки- ответы, ребята увидели, что одна ячейка осталась пустая. Глаза детей надо было видеть! В недоумении, ребята стали говорить, что в конверте не хватает данных к схеме. Вот вам и проблема. Для чего же служит имя прилагательное? Исходя из данной ситуации, ребята формулируют тему урока, выявляют цель. Нам обязательно надо заполнить пустую ячейку. Потому я предлагаю разного рода задания, которые способствуют решению данной проблемы. Ребята с удовольствием работают, а в конце урока, при подведении итогов, заполняют пустую ячейку). (Слайд)
На данном уроке имеет место и такой метод как выбор частично-поисковых и исследовательских приемов, что так же способствует развитию устойчивого интереса к учебной деятельности.
Подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие ( я уже говорила, что никогда не скажу ребёнку, что он плохо подготовился к уроку или не работал на уроке, лучше я включу вот такой слайд , (Слайд). В результате, мы вместе посмеёмся, но в следующий раз ребёнок обязательно подготовится и ответит.
При проведении уроков я часто использую мультимедийные презентации, задания, включающие работу на интерактивной доске. (Слайд) Конечно, подготовка презентации или заданий для интерактивной доски требует большой подготовки, но такая работа позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности, сформировать учебно—познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.
– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;
– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях ( на уроке технологии в третьем классе ребята сами сшили кукол для спектакля, причём я сразу заинтриговала детей, что куклы нам нужны для урока литературного чтения. Ведь странно, какое отношение имеют куклы к чтению? Дети с нетерпением ждали этого урока, кукол шили с большим старанием, помогали дома закончить поделки родители (Хочу сказать, что с родителями мне повезло, всегда и во всём поддерживают меня, помогают мне) И вот наступил тот самый урок. – обобщающий урок за курс 3класса. Сначала мы провели «Брейн ринг», а затем команды показали свои кукольные спектакли по русским народным сказкам, причём команды не знали, какую сказку им предстоит показать, они обменивались друг с другом куклами. Я видела как горели ребячьи глаза, как им было интересно и весело. (Слайд) Сама смеялась от души! Какие они способные - мои дети! Сейчас в 4 классе, мы продолжаем инсценировать. По произведениям Виктора Драгунского урок прошёл на ура! В результате ребята изучили не только материал по учебнику, но и познакомились, благодаря своим одноклассникам, с другими юмористическими рассказами Драгунского).(Слайд)
Способ диалектического обучения так же создаёт ситуацию успеха
На своих уроках я ввожу элементы СДО. Ребятам нравится задавать друг другу вопросы - понятия, вопросы – суждения, отвечать на них. Повысить мотивацию ребят к процессу познания на уроке позволяет «Заявка на оценку». Ребята сами заявляют свои права на оценку. Сколько радости в их глазах, когда они получают ту оценку, на которую они себя заявили.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией; через разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, игровые программы, выставки, детские научно-практические конференции, заочные экскурсии по городам России.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. (это можно обобщить или убрать , т.к. дальше снова об этом говорите))
Но невозможно постоянно поддерживать общий интерес без учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Мало того я, как любой учитель хочу видеть динамику моих детей. И вот здесь огромную роль играет поддерживающее оценивание.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью каждым ребенком заводится индивидуальное портфолио, которое позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам. (Слайд)
Я провожу комплексный анализ всех результатов каждого ученика. Чтобы отследить уровень успешности и рост каждого ученика я ввела : «Листы оценивания предметных результатов», «Листы достижений метапредметных результатов», « Листы достижений личностных результатов» и другие рабочие материалы. Эту работу я начала задолго до того как пришли результаты диагностики из ЦОКО. Сравнивая диагностические результаты и свои листы достижений, я пришла к выводу, что результаты совпадают. На основе данных, я составила план работы с ребятами, которые испытывают те или иные трудности, карты трудностей и программу индивидуальной траектории преодоления трудностей. «Поддерживающее» оценивание направлено на поддержку ученика, учителя и родителя. С учётом листов достижений я организую работу на уроке и вне урока через деференцированный подход.
Родителям представляю результаты оценочных процедур,
даю рекомендации по результатам процедур,
составляю план совместной с родителями работы по коррекции проблем.
Такая работа тоже позволяет повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся.
Для тех ребят, которые не испытывают затруднений я составила Программу педагогической поддержки хорошо успевающего ученика. Моя задача— поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Способов работы с одарёнными детьми достаточно много, я хочу поделиться теми, которые предпочитают сами дети:
- Поручаю одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала другими учащимися.
- Учитывая, что новые стандарты предлагают как основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые учащиеся быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый результат учебного труда, их назначаю консультантами, проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим детям.
Я использую в работе разные формы и методы работы с одаренными детьми
- Интеллектуальные марафоны и КВН
- Участие в городских интеллектуальных играх, «Брейн-ринге», в конкурсе чтецов «На привале»
- Участие в олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных играх всероссийского уровня; («Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», «Золотое руно», «КИТ», «Пегас», «Британский бульдог») Во всех этих конкурсах есть победители, занявшие 1,2 места по школе.
Во всероссийской Онлайн олимпиаде плюс, способствующей развитию математического образования приняли участие 20 из 27 человек моего класса. По результатам олимпиады -4 победителя, они получили дипломы, 12 человек –похвальные грамоты.
В 2012 году в Краевом конкурсе исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье» работа Юшкиной Тамары вышла на краевой уровень, а затем 2 работы г. Канска, в том числе наша, вышла на Всероссийский уровень. Сейчас Тамара учится в восьмом классе, продолжает участвовать во многих конкурсах и занимает призовые места. А я горжусь, тем, что это моя ученица, именно я привила ей такую волю к победе!
В октябре 2015 года наша школа прошла аккредитацию. Меня мои ребятишки не подвели. По результатам контрольных срезов по математике и русскому языку успеваемость составила 100% (Слайд)
Нынче моим ребятам предстоит выполнять всероссийские проверочные и краевые контрольные работы. Во время пробных ВПР мои ребята показали следующие результаты-
Математика успеваемость -88%
качество - 37%
Русский язык успеваемость -88%
качество 44% (Слайд)
Это была информация к размышлению, и сейчас мы усиленно работаем над тем, чтобы успеваемость повысилась.
В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями. Для любого ребенка родители являются самыми дорогими людьми, поэтому я делаю все возможное, чтобы они стали моими союзниками. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. На родительских собраниях мы говорим только об общих проблемах класса,
о своём ребёнке каждый родитель узнаёт на индивидуальных консультациях. Так же информацию об учебных достижениях своих детей родители узнают через Электронный журнал.
Со временем внешняя привлекательность профессии сменилась осознанием того, что в нашей работе как в никакой другой, нужно каждый день, каждый урок доказывать, что ты достойна называться учителем. Для этого необходимо постоянно совершенствоваться. Я активно участвую в работе городской творческой группы «Изменение урока в условиях реализации ФГОС НОО». В 2012 г. приняла участие в 13-ых городских педагогических чтениях учителей начальных классов «Введение ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях: проблемы, решения, перспективы», в 2013 году я приняла участие в Педагогической конференции. Тема моего выступления: «Особенности оценки достижения планируемых результатов в первом классе начального общего образования», неоднократно принимала участие в конкурсе «Мой лучший урок», выступаю на ШМО, на педсоветах в школе. Это позволяет успешно овладевать инновационными педагогическими технологиями, личностно развиваться, ориентироваться в современных тенденциях образования. Самое любимое, и в то же время очень полезное увлечение - компьютер и интернет, которые являются незаменимыми помощниками в моей работе. В проекте Мультиурок у меня есть свой сайт, где я делюсь с коллегами своим опытом, выкладывая различные разработки уроков, презентации к урокам, рабочие программы и другие материалы. Для своих уроков я беру что-то и от других учителей.
Всю свою жизнь я работала в сельской школе. А вот в городской школе всего лишь пятый год. Переживала, как примут меня коллеги. Сразу оказалась в атмосфере дружелюбного отношения.
Я благодарю судьбу за то, что на моем пути встретились такие педагоги, как в нашей школе, поддержку и понимание которых я ощущаю всегда. Я в свою очередь никогда не отказываю в помощи, делюсь своими наработками, молодым специалистам посоветую как поступить в той или иной ситуации. Думаю, что меня уважают и ценят. Не просто же меня избрали председателем профсоюзного комитета школы. Ну, а о моей работе как председателя профкома, я думаю, может сказать Татьяна Анатольевна.
Для меня главное услышать от коллег, что им нравится работать с моим классом, от родителей слова благодарности, а от детей – «Спасибо за урок!»
Своё выступление я хочу закончить словами старой доброй песни «Учитель! Сколько надо любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди меня!»
А в заключении мне бы хотелось выразить слова благодарности всем, кто помогал мне в подготовке к конкурсу, и это прежде всего зам директору по УВР нашей школы Бирюковой Виктории Владимировне. Спасибо, уважаемые коллеги, за поддержку. Конкурсантам желаю успехов. Благодарю всех за внимание!