МБОУ «Средняя школа города Багратионовска»
Скажи мне – и я это забуду.
покажи мне – и я,
может, запомню это.
Позволь мне сделать -
и я это буду знать!
Конфуций
Цель:
Создание комплекса условий для успешной реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта при интеграции общего и дополнительного образования.
Задачи:
- Рассмотреть ФГОС как условие слияния общего и дополнительного образования
- Выявить проблему слияния дополнительного и общего(базового) образования в рамках стандартов второго поколения
- Создать условия для повышени я качества дополнительного образования и обозначить возможности и потенциалы системы дополнительного образования детей
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка. Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований.
КОМПЕТЕНТНАЯ
ЛИЧНОСТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
ОБЩЕЕ(базовое)
ОБРАЗОВАНИЕ
При введении ФГОС роль дополнительного образования возрастает, так как
- Во-первых, дополнительное образование изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей.
- Во-вторых, учреждения дополнительного образования имеют кадровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.
- В-третьих, достаточно сложно образовательным учреждениям общего образования организовать в короткие сроки внеурочную деятельность, отвечающую всем требованиям ФГОС и не уступающую при этом качественным образовательным показателям таким учреждениям дополнительного образования.
Внутренние проблемы школ без решения которых невозможно внедрение федеральных государственных стандартов в условиях интеграции общего и дополнительного образования.
Наличие кадров
В школах недостаточно имеющихся ставок педагогов дополнительного образования, тем более подготовленных в этой области квалифицированных кадров. Те ставки которые имеются в основном распределены между учителями школы. Учителя сами не способны разработать программу дополнительного образования с учётом ФГОС и не хотят переходить на другой режим работы.
Проблема повышения эффективности освоения ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей в процессе реализации концептуальных положений федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является сегодня именно той узловой точкой развития, сконцентрированность на которой дает возможность наиболее рациональным образом соединить усилия учреждений общего и дополнительного образования детей в деле дальнейшего обеспечения качества воспитательной работы и внеурочной деятельности.
Охват дополнительным образованием вне школы
Охват дополнительным образованием в школе
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Цель: формировать у детей умения понимать произведения искусства, получать удовлетворение от творчества.
Задачи:
- повысить рост качества воспитанности через обмен опыта по включённости каждого учащегося в процессе обучения;
- развивать творческие навыки, через разнообразие форм и методов работы на уроках и во внеурочной деятельности;
- расширять возможности для самореализации ученика и учителя в школе;
- создать условия для разностороннего и свободного развития личности.
1. «Театральное обозрение» – Архипова Т.Е.
2. «Театр на английском» – Огнева О.В. 3. «Азбука театра» – Ордынская Н.Е..
4. «Танцевальный» – Архипова Р.С. Работа кружков художественно-эстетической направленности служит развитию творческих способностей обучающихся. Знакомству с произведениями искусств, духовному развитию личности, воспитанию мира чувств, его эмоциональной чуткости.
- Областной фестиваль песни на иностранном языке « My music world »- благодарность за участие
- Отборочный тур Кадетского бала военно- патриотического смотра- конкурса «Отчизны верные сыны»- благодарность за участие
- Областной фестиваль театральных коллективов на немецком языке (2 коллектива)- сертификаты за участие
- Областной фестиваль театральных коллективов на немецком языке « Играем- учимся»- лауреаты
«Театральное обозрение»
«Танцевальный»
ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЕ
Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Привлечь максимально возможное количество детей и подростков к систематическим занятиям.
2. Воспитывать физические качества: силу, быстроту, гибкость, ловкость для успешного овладения навыками игры.
3. Формировать организаторские навыки, воспитывать волевые качества, уважение к партнеру.
- «Баскетбол» – Трунов В.Н.
- «Баскетбол» – Шуваева О.В.
- «Единоборство» – Баранов И.В.
Целесообразность работы этой направленности продиктовано снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Данные кружки призваны сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Мир спорта охватывает и увлекает детей, формирует специальные знания, совершенствует функциональные возможности организма, формирует организаторские навыки, воспитывает волевые качества, уважение к партнеру.
Результаты участия в спортивных мероприятиях
Баскетбол
Зональные соревнования команд городских школ (юноши)– 5 место
Зональные соревнования команд городских школ (девушки)– 8 место
Муниципальный этап областного турнира «Янтарный мяч»- 1место
шахматы
Зональные соревнования команд городских школ – 1 место
Финальные соревнования команд городских школ – 7 место
Волейбол
Зональные соревнования команд городских школ (юноши)– 1 место
Финальные соревнования команд городских школ (юноши) – 7 место
Зональные соревнования команд городских школ (девушки)– 2 место
Зональные соревнования команд городских школ (девушки) «Летающий мяч»– 2 место
Кросс
Финальные соревнования команд городских школ – 19 место
Настольный теннис
Зональные соревнования команд городских школ – 6 место
Футбол
Муниципальный этап областного юношеского турнира «Кожаный мяч»- 1место
Зональные областные соревнования «Кожаный мяч»– 2место
«Баскетбол»
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ
Цель: расширить горизонты научных дисциплин, показать их практическое применение, воспитывать любовь к природе.
Задачи:
1. Научит любить природу, правильно её использовать.
2. Воспитывать понимание эстетической ценности природы.
3. Развивать любознательность и желание получать знания.
4. Формировать положительное отношение к окружающему миру.
5. Воспитывать трудолюбие, развивать умение работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Кружок «Гнездышко» – Белова Н.Д.
Реализация программы эколого-биологической направленности развивает у обучающихся логическое мышление, речь, исследовательские навыки, умение ставить задачи и находить им объяснения, воспитывать доброту и любовь к природе, эстетическое отношение к ней.
- Муниципальный конкурс рисунка «Моя историческая родина»
- Муниципальный конкурс рисунка «Синичкин день»
- Областные Бианковские чтения
- Встреча с детским писателем Соловьевой В.Б.
- Осенняя Акция по сбору желудей «Сохраним леса Куршской косы вместе»
Кружок «Гнездышко»
ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
Цель: развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Задачи:
1.Воспитывать у детей патриотизм, любовь к родному краю, уважительное отношение к истории Отечества, своей школе;
2. Пробуждать у ребят стремление познать историю рода, семьи, семейных традиций, культурного наследия предков.
3. Развивать у детей чувство доброты и милосердия к старшему поколению.
4. Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания.
- «Правопорядок» – Ладынина И.В.
- «Юный друг пограничника» – Ханеня Н.В.
- «Школьный музей» – Шульженко В.В.
- «Школьная республика» – Умнова И.А.
Воспитание детей на героике прошлого, боевых традициях своего народа было и есть одним из важнейших направлений. Оно помогает осмыслить глубинные связи поколений, культурные и духовные традиции своего народа, прошлое и настоящее Родины.
- Региональный молодежный конкурс «Доброволец КО»- участие
- Всероссийский конкурс «Чайка», в честь 50- летия полета в космос В. Терешковой»
- Региональный психолого- педагогический марафон «Твори. Выдумывай. Пробуй.»
- Региональная школа муниципальных лидеров «Заглавные»- обучение
- Итоговая конференция участников областного конкурса исследовательских работ «Юные исследователи природы и истории родного края»- победитель
- Муниципальный этап областного конкурса творческих работ «Вечное слово»:
Эссе «Моя семья- мой мир»-1 место
Исследовательская работа «Первая мировая война в истории нашего города»-1 место
- Областной этап областного конкурса творческих работ «Вечное слово»:
Эссе «Моя семья- мой мир»
Исследовательская работа «Первая мировая война в истории нашего города»
Военно- патриотическая игра «Граница»- 3 место
Военно- патриотическая игра «Зарница»-1 место
Акция «Подарок ветерану»
«Школьный музей»
«Школьная республика»
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
Цель: формирование навыков организации исследовательской и проектной деятельности учащихся с применением проектного метода, информационно-коммуникационных технологий в естественнонаучной области знаний.
Задачи:
1.Учить обучающихся более широко использовать интерактивные системы.
2. Развить умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.
3.Познакомить с элементарными методами естественнонаучного исследования.
- «КВН» - Петухова В.А.
- «Фотовзгляд» – Шарапов И.Б.
- «Школьная газета» – Стребкова О.П.
- Участие в региональных играх «Что? Где? Когда?»
- Всероссийский конкурс фотографий «Лето в формате макро»- лауреат
- Международный фестиваль «Детство без границ»- победитель
- Российский конкурс- акция «Займись спортом- стань первым»- 2 место
- Областной конкурс детского творчества «Природа. Творчество. Дети.»
- Областной конкурс мультфильмов «Волшебство»
- Всероссийский проект «Тест-драйф» в Питерской Вышке- победители
- Областная викторина «39 царство»
- Международный конкурс знаний о янтаре «След на великом янтарном пути»
«КВН»
«Школьная газета»
Участие учащихся МБОУ СОШ г. Багратионовска за 5 лет:
( количество участников/ количество призеров)
Уровень мероприятия
районные
2009-2010
840 - 45
2010-2011
областные
2011-2012
850 - 45
220 - 50
всероссийские
870 - 15
48 -
277 - 49
213 - 31
13 -
3 -
Уровень мероприятия
2012-2013
районные
2013-2014
областные
803 - 34
2014-2015
всероссийские
830 - 34
291 - 7
298 – 17
33 -
19 – 11
ДИАГРАММА
Участие учащихся МБОУ СОШ г. Багратионовска за 5 лет
Участие учащихся МБОУ СОШ г. Багратионовска
во внеклассных мероприятиях
Уровень мероприятия
2010-2011
общее количество конкурсов
районные
2011-2012
количество конкурсов, в которых есть победители
20
областные
общее количество конкурсов
6
всероссийские
52
2012-2013
количество конкурсов, в которых есть победители
19
9
5
7
общее количество конкурсов
0
44
17
количество конкурсов, в которых есть победители
4
8
9
1
29
7
6
1
Уровень мероприятия
2013-2014
районные
общее количество конкурсов
областные
2014-2015
количество конкурсов, в которых есть победители
18
общее количество конкурсов
всероссийские
14
39
количество конкурсов, в которых есть победители
2015-2016
6
8
общее количество конкурсов
4
количество конкурсов, в которых есть победители
ДИАГРАММА
Участие учащихся МБОУ СОШ г. Багратионовска
во внеклассных мероприятиях
Сопровождение детей во внеурочной деятельности
Если соблюдать право ребенка на свободу выбора направленности внеурочной деятельности, то велика вероятность возникновения одновременно нескольких групп, желающих заниматься разной направленностью. Возникает вопрос о том, кто будет выполнять сопровождение детей - классный руководитель? Тьютор, ставки которого еще нет в штатном расписании школ? Это большая нагрузка. А если и есть, то потенциальные возможности тьюторского сопровождения не конкретизированы в рамках задач дальнейшего совершенствования системы дополнительного образования детей.
Вопрос организации внеурочной деятельности
В рекомендациях по организации внеурочной деятельности указывается на обязательный 45-минутный перерыв между последним уроком и началом внеурочной деятельности. На практике это трудно осуществить, если ребёнок не посещает группу продлённого дня или его повсюду не сопровождают родители. Младший школьник, а особенно первоклассник, не сможет самостоятельно уйти из школы домой, пообедать и отдохнуть, а потом вернуться на занятие кружка. Какой выход предпочтут родители и учитель? Конечно, проведение факультатива (кружка, секции, клуба) сразу после уроков. И получится у детей не по 4-5 уроков ежедневно, а по 5-6 даже у 1 классов (10 часов в неделю, по 2 кружка в день). И где же здоровьесберегающие технологии и забота о снижении нагрузки на детей?
Тем самым как посещать кружки и секции приезжающим детям?
При всех положительных изменениях, происходящих в обязательном образовании, дополнительное образование находится в роли второстепенного. В новых стандартах прописано, что создание необходимых материально-технических условий является обязательным требованием для внедрение ФГОС. Однако механизм поступления ресурсов четко не определен, поэтому возникают определённые сложности в организации дополнительного образования на базе школы, связанные с обеспечением материально-технической базы.
Выводы:
- базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка.
- Решение данной проблемы - одна из первоочередных задач, которую необходимо решить в целях повышения качества образования.
- Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.
- Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной работы школы.
- Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение .