СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. Применение ИКТ на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска

Просмотр содержимого документа
«Доклад. Применение ИКТ на уроках математики»



Тема выступления:


«Применение ИКТ

на уроках

математики»





Учитель МОУ Ростошинской СОШ

Эртильского района

Шестопалова Л.С






2010 г.


Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Ч. Дарвин

Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Процесс компьютеризации необратим, остановить его ничто не может. Функции компьютера в системе образования весьма разнообразны - от управления органами народного образования в целом и отдельной школы до средств развлечения учащихся во внеурочное время. Если же говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе, то он выступает как объект изучения и средство обучения. Каждой из этих функций соответствует свое направление компьютеризации обучения. Особую актуальность использования ИКТ на уроках математики приобретает при организации учебного процесса в предпрофильных и профильных классах.

Я работаю в классах информационно-технологического профиля. Ребята, выбирая этот профиль, рассуждали, что в современном мире им необходимо грамотное владение информатикой. Но усиление часов математики их удивило. Они интересовались, почему в этом профиле 6 часов в неделю математики. Отвечая, что эти науки очень взаимосвязаны поняла, что совсем их не убедила, поэтому старалась и стараюсь это доказать на уроках.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть Личностью.

Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой, то есть умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию во Всемирной паутине или в файловых архивах, участвовать в чатах и так далее. Так как у нас в школе подключён бесплатный доступ к Интернет, мы с ребятами на уроках математики учимся добывать и перерабатывать информацию, анализировать ее. Все это предполагает соблюдение определённых правил: отвечать на вопросы, не отклоняться от темы обсуждения и так далее.

Например такие сайты, как проект "Открытый Колледж": математика. Этот проект интегрирует содержание учебных компьютерных курсов компании "Открытая Математика. Планиметрия" и "Открытая Математика. Стереометрия", выпускаемых на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет-тестирование и электронные консультации. На сайте можно найти учебный материал по различным разделам математики – алгебра, планиметрия, стереометрия, функции и графики и другие. Программа eSolver – тренажер по решению алгебраических уравнений. Раздел Математика в Интернете содержит постоянно обновляющийся обзор интернет-ресурсов по математике. В Системе Дистанционного Обучения (СДО) можно получать индивидуальные тесты для самопроверки, которые генерируются с учетом темы и желаемого уровня сложности. Ведется постоянный мониторинг успехов.

Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Решая, компьютерные тесты учащийся получает объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка.

При изучении «Обратных тригонометрических функций» в курсе алгебры 10 класса перед учащимися ставлю проблему: как найти значения обратных «не табличных» тригонометрических функций, используя подручные средства. Чтобы вычислить такие выражения, как arcsin 0,1; arcos 0,85 или arctg (0,65) удобно воспользоваться MS Excel. С этой программой они уже знакомы из курса информатики. На своих уроках я предлагаю практические работы следующего вида:


Теория вероятности в курсе школьной математики «набирает обороты», в предпрофильных классах теоретический материал «переложенный» на тот же MS Excel показывает учащимся:

- взаимосвязь математики и информатики;

- другие способы решения задач;

- современные практические задачи экономики и статистики.

Например, вычисление среднего арифметического ряда чисел, размаха и моды (применяемых в статистике).

В профильных классах данные задачи реализуются с помощью языков программирования.

Умелое использование вычислительной техники приобретает в наши дни общегосударственное значение, и одна из важнейших задач школы – вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники. С компьютеризацией обучения во всем мире связаны надежды повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа.

Анализируя, требования к ЕГЭ по математике, пришла к выводу, что приобретение знаний с использование компьютера оправдано. Судите сами:







При подготовке к этому требованию, можно использовать MS Excel, т.к. с помощью этого табличного редактора наглядно и красочно (что способствует лучшему запоминанию у слабых учащихся и не только), можно добиться каких-то результатов. Современная молодёжь предпочитает использовать компьютер альтернативе карандашу и линейке. И их можно и нужно понять. Мы не имеем права отставать, а препятствовать этому эффективно не сможем.

Если рассмотреть конкретный пример из демо-версии ЕГЭ

То построение графика в MS Excel способствует более эффективному пониманию данной задачи, тем более что типовые задачи рассматриваются на уроках информатики.

Это достаточно убедительный пример связи математики и информатики.

Например, задание В5 тоже решать в MS Excel логически обосновано и способствует более детальному решению. Следовательно, способствует запоминанию.

Естественно, что возникает вопрос, как быть с заданиями, предполагающими развёрнутый ответ. Цитирую из кодификатора ЕГЭ: «

Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

8