СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Профилактика вредных привычек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете

«Профилактика вредных привычек – одно из направлений профилактической работы в школе - интернате».

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Профилактика вредных привычек"»

СОГБОУ «Духовщинская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Доклад на педагогическом совете

«Профилактика вредных привычек – одно из направлений профилактической работы в школе - интернате»


Докладчик:

учитель географии

ЛариковаО. А.










В жизни человека привычки играют важную роль, вполне оправдывая своё название, полезные – благоприятную, вредные – неблагоприятную. Поэтому нужно активно способствовать формированию полезных привычек, предупреждая формирование вредных.

«Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

В справедливости этих слов не приходится сомневаться. Действительно, характер определяет очень многое в судьбе человека. Известно, что наибольшего успеха в жизни достигают сплошь и рядом не те, от кого этого ожидали в детстве, в школьные годы. Порой явно способные люди так ничего особенного и не достигают.

Из своего педагогического опыта я могу привести несколько примеров таких учеников. Вот один из них. Это Семёнов Антон. Мальчик выгодно выделялся на фоне остальных детей класса, хорошо учится, занимал активную жизненную позицию. Но поступив в училище, он пристрастился к алкоголю. Стал плохо учиться, нарушать дисциплину и режим работы училища. В конце концов его исключили, в своей деревне по месту жительства он не работает, живёт за счёт матери – пенсионерки, ведёт аморальный образ жизни.

Напротив, другие, казалось бы, не блещущие какими-либо выдающимися способностями, достигают многого.

Пример такого ученика – Семёнов Степан – выпускник нашей школы. Мальчик не отличался хорошей учёбой, нарушал режим школьной жизни. Выпустившись из школы, он стал ездить на вахты в Москву. Со временем он стал бригадиром, завёл семью и работает по сей день.

В чём же дело? Если присмотреться, то почти всегда оказывается - в характере.

Благодаря таким чертам, качествам, свойствам характера, как настойчивость, воля, целеустремлённость, даже при средних способностях можно успеть в жизни сделать намного больше, чем при очень хороших способностях, не подкреплённых указанными чертами. В детстве, в школьные годы человека чаще всего оценивают по его способностям. В наличии некоторых убедиться легко. Один ученик, например, сходу решает любую математическую задачу, как Хамидова Карина, другой пишет отличные сочинения, как Новиков Денис. Этого достаточно, чтобы сделать вывод о наличии соответствующих способностей. Черты же характера выявить и правильно оценить сложнее. Характер наиболее отчётливо проявляется там, где человек самостоятельно организовывать свою деятельность. Всё это наиболее отчётливо проявляется в самостоятельной жизни, когда ответственность за свои действия несёт сам человек, а не одновременно и он, и его родители.

Какова же связь между привычкой и характером? Попробуем в этом разобраться.

Такие отрицательные черты характера, как недостаточная устойчивость и целеустремлённость, отсутствие выдержки и способности переносить большие усилия, неспособность ради достижения цели на время отказаться от каких-либо благ так или иначе связаны с привычками.

Рассмотрим простой пример. Стирать носки каждый вечер по – хорошая привычка, и обладающие ею делают это не задумываясь. Но некоторые, например Фитисов Иван, имеют привычку не стирать носки не вечером, а собирать из пока не закончатся чистые пары. И заставить себя стирать их с вечера они не в состоянии, хотя прекрасно сознают, что стирать всё равно придётся. Лишь объективная необходимость, связанная с невозможностью ходить в грязных носках, заставляет их постирать, когда уже нечего носить. Своевременно выработанная полезная привычка позволяет делать это без напряжения. Отсутствие такой привычки приводит к тому, что человеку приходится действовать как бы через силу, через «не хочу».

Чтобы помочь детям приобрести стойкие положительные привычки я провожу следующую работу: цикл классных часов «Порядок во всём – порядок в жизни», совместно со школьным психологом проводятся регулярные индивидуальные беседы и круглые столы, совместно с социальным педагогом проводятся экскурсии на предприятия.

Особую группу вредных привычек представляют злоупотребление алкоголем и курение.

Будучи уверенными в том что их дети ничего не знают об алкоголе и табаке, взрослые не считают нужным специально объяснять, чем опасно знакомство с этими вредными веществами. Между тем установлено, что уже к 7-9 годам мальчики и девочки обнаруживают определённую осведомлённость об одурманивающих веществах. Младшие школьники могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они имеют представление о том, как действуют никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет: возникает головокружение, меняется настроение и т.д. А учитывая то, что большинство обучающихся в нашей школе – это дети из неблагополучных семей, то это проблема встаёт особенно остро. Например, проведя диагностику 5-11 классах, я сделала следующий вывод. 87% наших учеников имеют опыт употребления табака и алкоголя. Из этой группы детей особенно выделяется Новиков Семён. Поступивший к нам в 6 классе. Устойчивую привычку к табакокурению он приобрёл ещё в начальной школе. Но благодаря совместной работе педагогического коллектива, он исправился. Мы сумели заинтересовать его спортом, что несовместимо с курением.

С одной стороны, дети, конечно, знают, что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. С другой, они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чем конкретно заключается эта опасность, повторяя традиционные детские «страшилки» взрослых: «Если будешь курить - заболеешь, от вина живот будет болеть» и т.д. Дети почти ежедневно на каникулах дома оказываются свидетелем сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность». Этому способствует и реклама пива на экране телевизора, красивая дама с дымящейся сигаретой… В сознании ребёнка возникает так называемый когнитивный (информационный) диссонанс- одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе и курении. Именно этот когнитивный диссонанс является основой любопытства к одурманивающим веществам. Ребёнку становится интересно: а что на самом деле представляют эти таинственные вещества? Почти треть младших школьников утверждают, что хотели бы попробовать алкоголь, не прочь покурить. Сегодня возраст приобщения к одурманивающим веществам постоянно снижается. Есть дети, которые уже в 6-7 лет попробовали вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком курили в подъезде. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие алкоголю, курению.

Возрастные особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к алкоголю и курению.

В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис семи лет. Он связан с изменением социальной позиции ребёнка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей - учителями, одноклассниками и т.д. Считается, что кризис семи лет – это рождение социального «Я» ребёнка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для ребёнка представляет всё, что так или иначе связано со школой, - школьные успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т.д. Для ученика его ситуация в школе - мощный источник положительных и отрицательных эмоций. Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю и курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствует себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя атрибуты взрослости. Причём, если в младшем школьном возрасте - это просто демонстрация, то впоследствии для подростка это становится и способом получения положительных ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных, в том числе, и со школой.

Поэтому родителям и педагогам необходимо: во-первых, позаботиться о том, чтобы у ребёнка не формировался комплекс неполноценности (или сделать всё, чтобы избавить ребёнка от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. В нашей школе – это занятия в секциях спорт «Волейбол», Баскетбол», Пионербол», «Мини футбол» и т. д., опека младшего брата (а в нашей школе много многодетных семей), занятия в многочисленных кружках, занятиях по интересам. Важно замечать любые, даже малейшие, продвижения в учении. Если у ребёнка в стройном ряду «троек» появилась хотя бы одна «четвёрка»- это уже победа! При проведении классных часов я всегда обращаю на это внимание. Так – же я провожу кружки «Парикмахер», «Мир кожи», где дети с удовольствием занимаются и приобретают новые знания и навыки.

Эффективно и действенно сравнение сегодняшних результатов ученика со вчерашними.

Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Особенно это актуально для школ нашего типа, где дети живут круглосуточно. В каждом классе есть лидеры, на которых хотят быть похожи остальные дети. Через стадию «маленьких обезьянок» проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Часто таким образом для школьника являются его родители. И тут особое значение имеет отношение взрослого к одурманивающим веществам. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к курению.

Ещё одна поведенческая реакция - это демонстрация своей взрослости, отражающая стремление к самостоятельности. Зачастую способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем. Чтобы ребёнок выбрал другие способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значительность без вреда для здоровья. В моей практике я стараюсь привлекать детей к общественной жизни школы – участие в концертах, КВН, конкурсах и т. д.


Биологические, психологические, социальные факторы, повышающие риск курения и знакомство с алкоголем.

В настоящие время точно установлено, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме человека вырабатывается недостаточное количество эндорфинов - веществ, ответственных за возникновение положительно окрашенных ощущений (недаром эти вещества называются «веществами удовольствия»). Люди с такими нарушениям подсознательно постоянно ищут способ компенсировать недостаток эндорфинов, поэтому алкоголь, курение и наркотики могут представлять для них особую привлекательность. Что особенно актуально для наших детей из неблагополучных семей. В этом случае даже единственная проба того или иного одурманивающего вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется чрезвычайно быстро. Необходимо с раннего возраста учить ребенка иным – не наносящим ущерба здоровью – способам регуляции своего состояния. Особое значение здесь приобретают занятия спортом, закаливание, повышающие общий тонус организма и стимулирующие образование эндорфинов, беседы врача и мед. работников школы. Помимо биологических факторов риска негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребенка. В данном случае речь идет об акцентуации характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. В зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Это наши ученики, так как у всех есть диагноз умственная отсталость. Для них характерны быстрая переключаемость, неспособность длительное время сосредотачиваются на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при не очень сложной работе. Начиная какое-то дело, они часто не доводят его до конца. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на эксперименты с алкоголем и приобщаются к курению. Причём именно возникающий при этом эффект изменённого состояния для них чрезвычайно привлекателен. Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Их отличительной чертой является стремление постоянно быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они были темой разговора. Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют. Поэтому такие дети могут пробовать алкоголь и курить даже не потому, что им это нравится, а чтобы выделиться, подчеркнуть свою непохожесть, «взрослость». Ярким примером такого типа детей является Иванов Сергей и Левшин Андрей.

Меры избежания пассивного курения:

-в семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка;

-квартиру нужно часто и регулярно проветривать;

-научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей;

-объяснить ребёнку, почему кто-то из его домашних курит, а ему это делать ни в коем случае нельзя.

Соответственно проведение постоянной педагогической работы. В нашей школе с детьми проводятся постоянные беседы классных руководителей, психолога, социального педагога. Привлекаются работники ПДН и прокуратуры. Ведётся активная работа с семьями проблемных детей.

Сходным по характеру и последствиям, хотя и относительно менее пагубным, является курение. Оно прочно вошло в обиход человечества.

Распространению курения способствует пример родителей и других взрослых и снисходительное к нему отношение окружающих, и доступность табачных изделий, и наконец, их достаточно эффективная реклама, их привлекательная упаковка и привлекательные названия.

Важно объяснить ребёнку опасность алкоголя и курения для его здоровья. При этом главный акцент стоит делать на значимых для мальчика или девочки вещах. Все дети мечтают быстрее вырасти, поэтому расскажите им о том, как курение влияет на рост. Все дети (особенно девочки) хотят иметь привлекательную внешность - и тут можно объяснить, что курение быстро старит и делает человека менее привлекательным. Ну, а если ребёнок мечтает о спортивных рекордах, занимается в спортивной секции, расскажите, что ещё ни одному курящему человеку не удавалось достичь высот в спорте.


Вывод

Курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания - это вредные привычки, от которых можно и нужно отказаться, но не каждый подросток, к сожалению, может это сделать. Многим не хватает сил, чтоб "бросить" курить или пить, а наркоманам обратиться за помощью к старшим, им становится стыдно и страшно. Поэтому нам, как педагогам нужно внимательно изучать каждого ребёнка и находить правильные рычаги давления для ликвидации вредных привычек.

Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей, воспитателей, педагогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!