ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
Доклад
«Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности: новые подходы и пути решения»
совещание при директоре
Подготовила:
Прохорова Т.В.
Март 2024г.
Воспитательная работа в нашей школе-интернат –традиционно одно из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива.
Рабочая программа воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» разработана с учетом ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 годах, Стратегия национальной безопасности РФ, среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413).
Закон конкретизировал определение образовательной программы и примерной основной образовательной программы. В качестве структурных компонентов в них входит рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
Ведение таких документов по организации воспитательной работы, как:
«рабочая программа воспитания»
«календарный план воспитательной работы».
Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку этих документов.
На основе примерной программы воспитания мы разработали три программы, соответствующие трем уровням образования.
Хотелось бы подробнее остановиться на Рабочей программе воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования . Она предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»;
разработана с участием коллегиальных органов управления ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат», в том числе Совета обучающихся, и утверждена педагогическим советом школы-интерната;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
В соответствии с особенностями ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» внесены изменения в содержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны с особенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей, направленностью адаптированной образовательной программы, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
Школа в праве включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал.
Остановлюсь на содержательном разделе, пункте 2.2.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Все воспитательные мероприятия разбиваются по инвариативным модулям. Они реализуются в каждой школе. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания.
Новая программа воспитания изменила систему работы воспитателей, появились новые модули. Ранее в программу были включены инвариативные и вариативные модули, сейчас только инвариативные. Часть вариативных модулей теперь включена в инвариативные, видоизменились их названия, виды, формы и содержание, а некоторые упразднились.
Модули «Ключевые общешкольные дела» — «Основные школьные дела», «Школьный урок» — «Урочная деятельность», «Курсы внеурочной деятельности» — «Внеурочная деятельность», «Работа с родителями» — «Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Ценности человеческой жизни. Безопасность жизнедеятельности» — «Профилактика и безопасность», «Организация предметно-эстетической среды» — «Предметно-пространственная среда» были преобразованы в новые.
Остались без изменений модули «Профориентация», «Классное руководство», «Самоуправление».
Добавились новые модули: «Внешкольные мероприятия», «Социальное партнерство».
Упразднили модуль «Детские общественные объединения».
Утвержденная программа воспитания школы включает в себя 11 инвариативных модулей:
«Основные школьные дела»;
«Классное руководство»;
«Урочная деятельность»;
«Внеурочная деятельность»;
«Внешкольные мероприятия»;
«Предметно-пространственная среда»;
«Работа с родителями»;
«Самоуправление»;
«Профилактика и безопасность»;
«Социальное партнерство»;
«Профориентация».
Все модули выстроены в соответствии с приоритетами школы-интерната.
В модуле могут быть объединены мероприятия разного уровня, например, воспитатель, может работать со всем классом, группой, отдельными обучающимися, родителями и учителями, преподающими в классе.
Воспитатели старшего звена работают по модулям:
«Основные школьные дела»
Согласно Программе реализуются в полном объеме. Кроме традиционных форм проведения мероприятий воспитатели используют новые формы проведения: виртуальные экскурсии, онлайн-беседы, онлайн-викторины, онлайн-конкурсы и выставки творческих работ, мастер-классы, занятие – презентация. В нашей школе ОШД проводятся по различным направлениям.
Гражданское воспитание - час правовой культуры «Правовая грамотность обучающихся», ондайн-беседа «Горжусь тобой, моя Россия!»;
Патриотическое - игра-путешествие «Я люблю тебя, Россия!», музейный урок «Город, освобожденный в Крещение», онлайн-выставка рисунков «Доблесть и честь»;
Духовно-нравственное – ко Дню города «Валуйский городок родной земли», единый онлайн-урок нравственности «С любовью к животным», тематический онлайн-урок «Язык- живая душа народа»;
Эстетическое воспитание – общешкольные онлайн - выставки рисунков «Осенний букет учителю», «Я рисую мамочку свою», «Краски жизни через творчество», и т.д.
Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – урок здоровья «Быть здоровым - это модно», онлайн - информационный час «Никто кроме нас!», инструктаж-презентация, онлайн – беседа по профилактике правонарушений, по охране здоровья, по ПБ;
Трудовое воспитание – онлайн - акция «Помоги пернатому другу», онлайн - мастерская «Мы изобретатели!».
«Внешкольные мероприятия»
В связи с дистанционным обучением в данные момент внешкольные мероприятия не реализуются.
«Предметно-пространственная среда»
Осуществляется через такие формы работы как: оформление интерьера спален, классов, холлов, коридоров. Оформление холла и коридоров стендами с актуальной информацией, творческими экспозициями, патриотическими фотогалереями.
«Работа с родителями»
В связи с дистанционным обучением формы работы с родителями проходят в онлайн-режиме. Индивидуальные консультации, беседы, диагностики. Реализуются согласно КТП.
«Самоуправление»
В начале каждого учебного года в классе выбирается актив: староста и ответственные по различным направлениям. Медицинское (санитар), хозяйственное (трудовик), творческое (художник, организатор), оздоровительное (физорг), цветовод. В связи с переходом на дистанционное обучение детское самоуправление не реализуется.
«Профилактика и безопасность»
Воспитателями школы ведется систематическая работа по профилактике суицида, вредных привычек, употреблению ПАВ, правила поведения в ЧС и т.п. Данное направление реализуется через ряд воспитательных мероприятий и инструктажей-презентаций, онлайн – бесед по профилактике правонарушений и ПБ.
Онлайн-беседа по профилактике правонарушений «Поступок и ответственность», онлайн – беседа «Действия в случае ЧС», информационный онлайн - час «Никто кроме нас!» о мерах первой до врачебной помощи, правила спасения в экстренных ситуациях, онлайн – урок по ПБ «Давайте не ссориться с огнем».
«Социальное партнерство»
В связи с дистанционным обучением в данные момент внешкольные мероприятия не реализуются.
«Профориентация»
Воспитателями проводятся мероприятий согласно плану работы 2023-2024 учебный год. Из-за дистанционного обучения по данному модулю запланированные воспитательные мероприятия проводятся не в полном объеме. В онлайн - формате проведены: профориентационная онлайн-игра «Я в мире профессий», познавательная беседа «Дороги которые мы выбираем», единый день профориентации «Сто дорог-одна твоя»
Также к программе прилагается КТП с названиями мероприятий, сроками проведения и ответственными педагогами.
Таким образом, в школе реализуется программа воспитания. И вышесказанного можно сделать вывод: на пути ее реализации встречаются положительные моменты, есть и сложности, есть над чем задуматься, есть над чем работать.