23.08.21 в 10:00 семинар
Доклад
Выступление: Развитие ИКТ – компетенций учителей технологии в соответствии с профессиональным стандартом педагога и применение на практике.
Введение
В настоящее время проходит активный процесс информатизации, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы.
Информационно-коммуникационная технология- это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.
Интеграция современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса развития и обучения детей. Необходимым условием этой интеграции является формирование ИКТ-компетентности педагога.
Педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, которые предполагают:
обеспечение эмоционального благополучия детей;
поддержку их индивидуальности и инициативы;
установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В педагогической ИКТ-компетентности есть два уровня: знаниевый, так называемый уровень функциональной грамотности, и деятельностный, уровень применения ИКТ.
Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.
Использование ИКТ позволяет объяснить ребенку в доступной форме некоторые моменты, которые не понятны ему «на словах» (например, такое , как технология создания ткани становится доступным после просмотра презентации; нет возможности наблюдать в реальной действительности.
1. Условия эффективного применения современных цифровых обучающих средств обучающих средств вОУ.
Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Итак, чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство школьника, способствовало расширению и углублению его деятельности, нами должны быть установлены и соблюдены следующие условия применения интерактивных средств.
Первое – свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу.
Второе – обращение к «детским» видам деятельности. Хотя в школьном возрасте процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, школьное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Ребенок играет, рисует, конструирует, слушает сказки, читает, учит а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.
Третье условие – самостоятельность ребенка. В деятельности каждый школьник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа детей с тем или иным материалом.
Четвертое условие – педагогическое сопровождение, организация деятельности детей
Пятое условие – поддержка детского творчества. Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы.
2. Применение современного цифрового оборудования в деятельности педагога ОУ
В настоящее время использование ИКТ в практике педагогов ОУ в основном заключается в следующем:
подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
использование компьютера в делопроизводстве ОУ, создании различных баз данных.
создание электронной почты, ведение сайта ОУ.
Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.
Smart стол. Интерактивный стол — представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Этот стол может выполнять роль компьютера так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом.
Сенсорная комната — волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления.
Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе обучения составляет (15-30 минут), зависит от возраста детей.
Таким образом, педагог должен не только повышать свой уровень ИКТ-компетентности, но и уметь пользоваться современным мультимедийным оборудованием, создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, так как использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей доступным и эффективным; освободит его от рутинной ручной работы, способствует обогащению развивающей предметно-пространственной развивающей среды ОУ, откроет новые возможности для профессионального роста педагога.
Из опыта своей работы добавить самостоятельно: что есть, чем пользуетесь (дистанционное обучение) и т.д.