СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии"»



 Развитие коммуникативной компетенции учащихся

через дифференцированный подход на уроках химии      

 

Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

В последние годы перед учителем как никогда остро встала проблема достучаться до каждого ребенка, создать такие условия его пребывания в школе, чтобы он не потерял желание учиться, получил реальную возможность развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.

С 2000 года в нашей стране заговорили об изменении целей школьного обучения, в конечном счете, о приближении российской школы к общеевропейским и мировым стандартам. Учительство услышало новый термин: компетентность, смысл которого способность и готовность овладевать теми или иными способами деятельности и применять их на практике. Компетентностный подход был провозглашен приоритетным направлением в развитии образования наряду с внедрением информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс. Традиционно вся наша система образования ориентировалась на получение учениками знания как цель образования. На сегодняшний день результат нашего образования – овладение компетентностями. Компетенция – это не просто набор знаний и умений, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между знаниями, умениями и конкретной ситуацией. Главное в компетенции не знать и уметь, а мобилизовать приобретенные знания и умения в нужный момент.

Элементы компетентностного подхода введены в практику преподавания точных наук. Вот некоторые компетенции, реализуемые в работе с детьми в школе (помня, что компетенции выражаются через соответствующие умения):     умение извлекать пользу из опыта;     умение критически относиться к тому или иному вопросу или способу его решения;     умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;     умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, отношением к окружающей среде;     умение принимать решение и прогнозировать его последствия, нести ответственность.

Компетентностный подход, по мнению педагогов, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе. Одной из важнейших характеристик в системе принципов внедрения нового качества образования является отбор теоретического содержания, тщательный выбор наиболее приемлемых технологий обучения или их элементов, а также дифференциация технологий обучения.

Дифференциация обучения учащихся – один из ведущих принципов развивающего обучения. На основе дифференцированного подходов можно учесть особенности мышления, скорость протекания мыслительных процессов, уровень познавательного интереса, уровень развития ребенка. Предоставление учащимся возможности выбора, уже само по себе стимулирует возникновение интереса к предмету, способствует развитию индивидуальных склонностей. Такой подход позволяет активизировать учащихся на более углубленное изучение учебного материала и в этом смысле уровневая дифференциация отвечает задачам образования.  

Технология дифференцированного процесса обучения предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, т.е. группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу. Разделение учащихся на группы – существенный признак дифференциации, но не единственный. Другим, не менее важным аспектом, является различное построение процесса обучения в выделенных группах. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения. 

Дифференцированный подход в преподавании предмета осуществляем по следующим направлениям: 

  • диагностика способов восприятия учебной информации; 

  • мониторинг уровня овладения общеучебных навыков и универсальных действий;

  • мотивация к изучению предмета. 

Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху, его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы педагога. Результаты диагностики личностного развития учащихся, составленные психологами школы, позволяют определить, какой канал восприятия информации является ведущим для ученика, по результатам диагностики можно осуществлять деление учащихся класса на группы: кинестетики, аудиалы, визуалы. С учетом этих особенностей планируем и выстраиваем подачу информации в ходе учебного занятия. Изучая литературу, определили методы, отвечающие за восприятие информации ведущими каналам, которые относятся к практике преподавания предметов естественнонаучного направления это: мозговой штурм, просмотр фильма, предсказание результатов, творческие задания, выявление сходств и различий, сопоставление фактов, выделение сути. 

Например дифференцированный прием, который можно использовать на этапе организации контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.  

Контрольную работу составляем с учетом познавательных возможностей и способностей учащихся. Каждое задание оцениваем определенным количеством баллов в зависимости от числа операций, необходимых для его выполнения, и объема задания. Для этого задание разбиваем на элементы и оцениваем каждый. 

Для оценивания контрольной работы удобно проводить её поэлементарный анализ, который позволяет выявить имеющиеся пробелы в знаниях и умениях, а также ошибки, общие для большой группы учащихся и редко встречающиеся. При проверке контрольной работы ошибки не исправляем, а лишь указываем на них. После выполнения контрольной работы делим учащихся на две группы: достигшие полного усвоения материала и не достигшие этого уровня. В данном случае можно провести работу в паре или индивидуальную для каждой категории учащихся. Первая группа работает на повышенном уровне заданий, вторая – на усвоение пробелов.

Анализируя результаты контрольной работы, определяем группу учащихся, плохо усвоивших материал, по возможности стараемся установить психологические причины непонимания материала и соответственно изменить способ подачи материала. 

Если грамотно реализовывать элементы компетентностного подхода в обучении, то усвоение школьниками знаний, умений и навыков будет проходить быстрее и эффективнее».





Наиболее эффективный метод, позволяющий представлять для изучения самый сложный материал, – компьютерные презентации. Возможности программы «Power Point» позволяют построить учебно-воспитательный процесс с учетом типа канала восприятия информации учащимися. Подача материала с помощью мультимедийной презентации позволяет усилить мотивацию к учению у учащихся, устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный пробелами в знаниях. Химический язык, формулы, уравнения химических реакций – одна из причин трудного усвоения предмета химии. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.

Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет сделать преподавание химии содержательнее, интереснее, зрелищнее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Презентация органично вписывается в структуру урока, сопровождая лекцию, урок практической или лабораторной работы. 

Дифференцированный подход в процессе обучения применяем на таких типах уроков, как зачет, семинар, обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, практическая и лабораторная работа, а также на различных этапах урока изучения новой темы, когда это наиболее целесообразно. В классе всегда есть ученики, которые на «шаг впереди», поэтому на этапе актуализации знаний или при опросе домашнего задания для таких учащихся предлагаем индивидуальные разноуровневые задания с учетом развития их индивидуальных особенностей, при этом используем групповые и индивидуальные формы работы, работу в паре. 

Можно предложить трехуровневую дифференциацию заданий. Первый уровень можно назвать минимальным. Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта. Если учащиеся ориентируются в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание), выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно разобранные ранее задачи, то за выполнение таких заданий они получают отметку «3».

Если учащиеся при решении задания могут разделить его на микрозадачи и выполнить их решение, они получают отметку «4». Такой уровень овладения материалом и, соответственно, уровень заданий называют общим.

В любом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, нестандартно мыслить. Выполнение заданий такого уровня, называемого продвинутым, оценивается отметкой «5».

Развитие познавательных, творческих, индивидуальных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, стимулирование интереса ребят к определенным проблемам можно осуществлять через проектную деятельность. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни, он должен обладать практической, теоретической и познавательной значимостью. Например,  это может быть выпуск стенгазеты, посвященной здоровому образу жизни и отношению к нему учеников школы или отдельных классов.

При обучении химии следует использовать проектное обучение как дополнение к другим видам обучения. Технология проектного обучения предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. После определения темы проекта, его типа, количества участников, необходимо продумать возможные варианты проблем, которые предполагается исследовать при работе над данной темой. Проблемы выдвигаются учениками с моей подачи, можно использовать коллективное обсуждение по наводящим вопросам, обсуждение подходящих ситуаций и т.п. В процессе работы над проектом ребята обсуждают собранные данные на уроках, в индивидуальных консультациях, на занятиях кружка. Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде удобном и доступном  для представителей той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта. Поэтому итоговая работа представляется в форме аудиовидеоматериалов, журнала, стенда, листовки. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Цель проекта – углубить знания по какой-либо теме школьной программы, дифференцировать процесс обучения, достичь интеграции знаний в разных областях. Роль учителя – независимый консультант, который помогает учащимся в поисках источников информации, сам может являться источником информации, поддерживает и поощряет учеников для самостоятельного поиска в нужном направлении. 

При обучении химии следует использовать также методику КСО – коллективный способ обучения. Сущность коллективного способа обучения – это такая организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется в динамических (сменных) парах, когда каждый учит каждого. Перед учащимися ставится цель – научись сам и научи другого. Урок с использованием данной методики включает тестовый контроль усвоения знаний с разноуровневыми заданиями. Наилучшим образом метод КСО зарекомендовал себя при проведении практических работ, уроков-практикумов по решению задач, уроков обобщающего повторения. На данных уроках происходит интересное общение детей друг с другом, они больше успевают усвоить, лучше запоминается материал, укрепляются дружеские взаимоотношения в классе, есть возможность заработать хорошую оценку. В ученических диалогах вырабатываются навыки делового и социального общения, повышается эффективность усвоения материала. Выбор методов и приемов обучения во многом зависит от уровня познавательной активности и самостоятельности школьников.

Внедрение в практику преподавания химии описанных выше методик и методических приемов оказывает позитивное влияние на формирование ключевых компетентностей школьников, т. е уровень образованности, который оценивается степенью сформированности Одним из критериев оценки сфомированности  коммуникативных компетенций это качество знаний учащихся. Это и качественная успеваемость и абсолютная успеваемость, это и результаты ГИА и результаты ЕГЭ.