СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я как учитель информатики на уроке ставлю перед собой такие задачи:

1.      организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они твердо усвоили программу курса;

2.      выработать у учащихся умения формулировать новые задачи и решать задачи повышенной сложности, используя методы решения более простых задач;

3.      формировать у учащихся умение разрабатывать алгоритмы решения задач:

~        умение проверять правильность алгоритма,

~        умение выбирать методы самоконтроля,

~        выбирать методы оформления и обоснования алгоритма.

4.       развивать:

~        умение работать с учебниками;

~        умение конспектировать.

5.      воспитывать настойчивость в поиске решения задач

6.      обучать обобщению задач и поиску различных методов решения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики»

Формирование познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Факторы, формирующие познавательный интерес учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность-Интерес-Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса.

Развитие познавательных интересов на уроках информатики я обеспечиваю, ежеурочно ставя перед собой и решая следующие задачи:

- содержание учебного материала;

- виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект "привыкания", шаблона);

- активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;

- искусство учителя, как лектора, оратора;

- искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);

  • создание благоприятного психологического климата.

Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью.

Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательной цели, отсроченная задача.

При изложении нового материала привожу яркие примеры-образы, которые обязательно запечатлеются в памяти учащихся своеобразным опорным сигналом.

Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт учащихся. Например, характеристики такого сложного устройства, как процессор становятся предельно простыми, когда их сравниваем с характеристиками стиральной машины-автомата: загрузка белья - разрядность, скорость вращения - тактовая частота; оперативную память можно сравнить с камерой хранения в супермаркете; простое электронное письмо - с открыткой, вложенное - с письмом в конверте и т.д.

Самостоятельная работа учащихся - один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся.

При построении системы заданий я ориентируюсь на самостоятельное выполнение учащимися заданий.

Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий:

- составление задач учащимися;

- конструирование обратных задач;

- творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);

- реферат;

- доклад;

- составление кроссворда по теме;

  • разгадывание ребусов по информатике.


Классификация творческих заданий по информатике

1. ПО СОДЕРЖАНИЮ

1.1

Занимательные задачи (задачи- рассказы, задачи- парадоксы и т.д.).

1.2

Интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам).

1.3

Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний).

1.4

Задачи, допускающие несколько способов решения.

 

2. ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ

2.1

Составление задач учащимися.

2.2

Конструирование обратных задач.

2.3

Составление кроссвордов, ребусов по теме.

2.4

Разгадывание кроссвордов, ребусов.

2.5

Написание рефератов, докладов.

2.6

Разработка презентаций по теме.

2.7

Проектная деятельность

2.8

Творческая практическая работа (сказки, сочинения, рисунки и др.)

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок-спектакль, урок-интервью, урок-экскурсию, видеоурок, урок-игру и т.д. Такие уроки особенно благотворно влияют на развитие творческих умений учащихся.

     Например, одним из видов занимательной проверочной работы может быть кроссворд, составленный из понятий, терминов и определений информатики. Кроссворд можно использовать следующим образом: на одного ученика, на парту, на ряд (группу), на весь класс.

    Игра содействует развитию познавательных сил учащихся; стимулирует творческие процессы их деятельности; способствует разрядке напряженности; снимает утомление; создает благополучную атмосферу учебной деятельности; отслеживает учебную деятельность; содействует развитию интереса к учению.

    Самым надёжным свидетельством освоения информатики является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае проводится урок-интервью. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.







Я как учитель информатики на уроке ставлю перед собой такие задачи:

1.      организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они твердо усвоили программу курса;

2.      выработать у учащихся умения формулировать новые задачи и решать задачи повышенной сложности, используя методы решения более простых задач;

3.      формировать у учащихся умение разрабатывать алгоритмы решения задач:

~        умение проверять правильность алгоритма,

~        умение выбирать методы самоконтроля,

~        выбирать методы оформления и обоснования алгоритма.

4.       развивать:

~        умение работать с учебниками;

~        умение конспектировать.

5.      воспитывать настойчивость в поиске решения задач

6.      обучать обобщению задач и поиску различных методов решения.

 В процессе своей педагогической деятельности я применяю различные подходы и технологии в организации обучения учащихся информатике.

Основными направлениями в своей работе считаю:

              I. Личностно-ориентированный, дифференцированный подход в обучении, который обеспечивает успешное усвоение учащимися учебного материала посредством использования на уроке:

-                индивидуальных заданий, учитывающих учебные возможности по предмету отдельных групп учащихся;

-                создание на уроке ситуации успеха;

-                использование групповой формы работы, позволяющей оказание помощи слабому со стороны сильного ученика;

-                применение на уроке обучающих карточек;

-               проведение контрольных, самостоятельных, практических работ по индивидуальным карточкам;

-                использование индивидуальных домашних заданий.

           II. Проблемное обучение осуществляю через создание проблемных ситуаций, организацию дискуссий по обсуждению различных точек зрения на один и тот же вопрос, выполнение учащимися заданий с проблемным содержанием, постановку вопроса с противоречивыми данными или заведомо допущенными ошибками и т. п.

         III. Много внимания уделяю вопросу сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, используя различные приемы и элементы здоровьесберегающих технологий:

-         психологический настрой в начале урока и создание благоприятного психологического климата в течение всего урока;

-         физкультминутки для сохранности зрения, осанки;

-         снятие стрессовых ситуаций при контроле знаний через использование различных форм их организации, позволяющих ученику исправить оценку;

-         широкое использование наглядного демонстрационного материала, таблиц, памяток и т. д. в ходе самостоятельной деятельности учащихся.

  IV.      Систематически работаю над понятиями, терминами. Использую разнообразный дидактический материал практически на каждом уроке.

     V.      Использую в организации учебно-воспитательного процесса на уроке, как традиционные формы обучения, так и нетрадиционные.

 

Нетрадиционным формам обучения я уделяю в большей мере внимание. Ведь    интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязанности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.

  Я ведут поиск эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. На уроках надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, именно в этот момент возникает развитие любознательности и познавательный интерес.

    Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал.

В школьном учебно-воспитательном плане я это делаю на групповых занятиях, уроках, неделях наук.

И хочу поделиться с используемыми мною средствами и методами для реализации, данной идеи:

     Кроссворды

Кроссворды можно разбить по разным признакам на такие группы:

1.      по специфике используемых вопросов (стандартные, занимательные)

Если в кроссворде вопрос ставится в необычной форме, например, выполнен в виде рисунка, в форме занимательной задачи, загадки, это занимательный кроссворд, иначе стандартный.

2.      для активизации деятельности (познавательные, мотивационные, актуализирующие, развивающие). Если в кроссворде через вопросы предполагается сформировать у обучаемых новые знания, то это кроссворд познавательного характера. Если вопросы призваны привлечь обучаемых к изучению нового материала или направлены на повышение интереса к предмету, то это мотивационный. Если же через них с опорой на изученный материал предполагается подготовить учащихся к восприятию нового материала, то это актуализирующий кроссворд.

3.      для контроля знаний (кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки). Кроссворды для текущей проверки направлены на проверку базовых знаний обучаемых по текущему материалу. Кроссворды для тематической проверки направлены на проверку базовых  и дополнительно полученных знаний по определенной теме. Кроссворды для общей проверки направлены на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год).

4.      по предметной области (по математике, информатике, литературе, биологии и т.д.);

5.      по содержанию (терминологические, на знание определёний, на знание дат).

 

 Средством реализации является графический редактор Paint (создают кроссворды учащиеся 5-7 классов, отрабатываются такие навыки как перемещение, копирование, создание объектов, вставка надписи), и текстовый редактор Word (работают учащиеся боле старших классов, при данной работе отрабатываются навыки работы с таблицами). В процессе работы с кроссвордами у ребят также формируется логическое, творческое мышление, вырабатываются такие качества как терпение, аккуратность, сосредоточенность.

           Викторины

При объяснении материала или его контроля учитель часто использует систему вопросов. Вопросы могут быть выражены нестандартным способом, например, в виде викторины. К формулированию вопросов можно привлекать самих же учащихся.

           Игра

Учебные игры на уроках информатики в школе могут быть эффективным инструментом повышения интереса учащихся к предмету. Их можно использовать как облегченную и увлекательную форму проведения контрольных мероприятий. Играя на уроках информатики, можно выиграть не только в мотивации учеников, но и в знаниях.

             Урок-игра

Детям интересны игровые уроки. Во время проведения таких уроков появляется возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры вырабатывается у детей умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.

Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы.

           Ребусы

Важной задачей курса информатики является усвоение учащимися правильной терминологии. Для этого и используют всевозможные тематические ребусы. Такие упражнения развивают логическое мышление, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, позволяют отрабатывать грамотное написание терминов по информатике.

К разработке ребусов я привлекаю учеников старших классов. Творчески мыслящие ребята делают это с огромным удовольствием.

           Практикум

Одна из задач учителя информатики состоит в формировании у учеников устойчивых навыков в использовании компьютера для научных и бытовых задач.

Утверждение «Компьютер – инструмент человека в его информационной деятельности» становится осознанным для ребёнка лишь тогда, когда подтверждается собственным опытом.

Для приобретения такого опыта можно использовать небольшие практикумы. Перед ребятами ставится задача, решение которой заинтересует их. Выполнение задачи разбито на этапы и рассчитано на несколько учебных недель.

Пример практикума «Круг наших интересов».

            Доклады и сообщения

Доклады и сообщения используются для выработки у учащихся навыков работы с дополнительной литературой.

Сообщение исторических сведений по информатике является одной из форм воспитания материалистического мировоззрения. Систематически и правильно поставленная работа способствует лучшему усвоению науки, возбуждает к ней интерес.

Экскурсы в историческое прошлое оживляют урок, дают разрядку умственному напряжению, повышают интерес к  изучаемому материалу и способствуют прочному его усвоению.

В процессе работы у ребят расширяется кругозор, приобретаются навыки работы с библиотечными каталогами и самой литературой.

Ребята учатся выделять главное и систематизировать.

           Недели наук

В рамках учебно-воспитательного плана школы проводятся недели образовательных наук. Моя роль – организовать активное участие учеников в подготовке этих недель.

    Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.








Воинская общеобразовательная школа I- III ступеней















Д О К Л А Д

на тему:

« Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках информатики».







Учитель информатики

Гаркуша Н.Н.









2014-2015 уч. год