Тема:
«Роль классного руководителя
в воспитании ученика»
Приготовила: Ведерникова Т.Г.,
Классный руководитель 10 а класса
2018 г
Начну свое выступление с предложения, взятого из собственного сочинения, написанного в 10 классе: «Учителя- это вторые твои родители, которые о тебе заботятся, направляют на путь истинный, любят, как собственное дитя». Являясь уже не ученицей, а классным руководителем 10 класса, я осталась верна своему мнению.
Каждый из нас когда- то был ребенком, и у каждого был свой классный руководитель, кто- то вспоминает о нем с любовью, а кто-то вообще не хочет говорить. Хотелось бы, чтобы наши воспитанники вспоминали о своих учителях только добрым словом. Поэтому считаю, что классный руководитель должен стать близким человеком ребенку, любящим его. И любовь эта не к избранным, а к каждому, к любому ребенку – покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.
Моя задача – видеть себя в детях, жить жизнью детей, помогать им становиться взрослыми, всегда помнить, что мир должен быть основан на любви, добре, милосердии, взаимопонимании.
Основная цель моей деятельности – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность.
Воспитание – это сложный, трудоемкий и кропотливый процесс.
Сейчас в 10 классе 10 учащихся, но не так давно их было более 20. Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Для реализации этой мечты мною были использованы различные формы работы с детьми: это и конкурсы, классные часы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, и выезд с учащимися на каток, лыжную базу, в бассейн; родительское собрание с участием детей, где они пели, рассказывали стихотворения , была сделана попытка выхода на природу, но, к сожалению, пошел дождь, свои продуктовые запасы решили домой не нести…Не пропадать же добру!
Выбор форм воспитательной работы зависит от педагогической ситуации.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, учитывает их интересы, способности, пожелания, взаимодействует с родителями.
На протяжении 5 лет стимулирую самопознание и самовоспитание детей, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности. Увлекаю их за собой своим собственным примером;
включаю детей в разнообразные виды деятельности: художественную, общественную, интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, физкультурную, игровую и др.
Раздаю поручения и организую детское самоуправление, и провожу совместную личностно-ориентированную коллективную творческую деятельность.
В 10 классе есть староста Настя Ткаченко (ее дети сами выбирают уже третий год подряд путем голосования), которая доносит до одноклассников информацию: решение Совета старшеклассников, задание, данное каким- либо учителем- предметником, изменение в расписании и т.д. Ранее в нашем коллективе была организована работа следующих секторов:
-УЧЕБНЫЙ;
-СПОРТИВНЫЙ
-КУЛЬТМАССОВЫЙ;
-ТРУДОВОЙ
У каждого ученика были обязанности, сейчас ребята выполняют все вместе, договариваются. Мне приятно смотреть на повзрослевших, ответственных ребят.
Планируя воспитательную работу с классным коллективом, руководствуюсь общешкольными направлениями воспитательной системы, на основании этого строю свою работу с детьми. Это следующие направления: социально- нравственное, обще интеллектуальное, общекультурное.
Особое место в моей деятельности как классного руководителя занимает классный час Учащиеся охотно идут на помощь в проведении этого мероприятия, предлагают свои темы.
Большое значение имеет сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
Сегодня почти у каждого ученика есть страницы в социальных сетях, ребята создали группу, в которую входят все учащиеся 10 класса, а также выпускники 9. Благодаря этому мы можем общаться с детьми в свободное от учебы времени. К каждому из воспитанников я стараюсь заходить на страницу раз в неделю, смотрю их ленту событий, лайки (классы). Это позволяет мне понять, что ребенок чувствует, так как не всегда хочется говорить взрослым о чем-то наболевшем: кому-то одиноко, кто-то влюблен, но безответно, у кого-то проблемы с родителями и т.д. Соответственно и подход к каждому индивидуален, стараешься помочь каждому. Если вижу большую проблему, связываюсь с родителями.
Я, классный руководитель, 10 класса придерживаюсь основополагающих принципов работы всех преподавателей:
- сделать человека способным жить полной жизнью - вот твоя обязанность;
- стремиться стать совершенным учителем, соединяя в себе любовь к делу и к ученикам;
- постоянно самой учиться;
- лучшее средство быть любимым детьми - самой любить их;
- хороший пример старших - лучший проводник нравственных начал в ученической среде. Будь во всём примером для учеников;
- опыт и профессионализм, смелость и поиск - составные творчества учителя;
- относись к себе критически. Чаще подводи итоги своей работы. В оценках стремись к объективности;
- относись к окружающим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе;
- воспитанного человека может воспитать только воспитанный человек;
Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего у нас не получится.