СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Роль педагога в патриотическом воспитании учащихся»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Академик Д.С.Лихачёв

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Роль педагога в патриотическом воспитании учащихся»»


Доклад

«Роль педагога в патриотическом воспитании учащихся»


СЛАЙД 1-2

 Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Академик Д.С.Лихачёв.


Если мы обратимся к истории человечества, то обнаружим, что патриотизм, гражданственность и отношение к родному месту были важны для человека с давних времен. К этой теме обращались многие  философы, ученые, государственные деятели. В своих работах они пытались определить нравственный дух человека.

Исторические корни патриотизма уходят глубоко в многовековую историю. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери.

В России развитие патриотизма связано с историей развития государства Российского. Все годы существования, Россия защищала свое Отечество, и испокон веков человек считал это своей святой обязанностью и делом чести.

Русское общество считало, что патриотизм – это нравственно организующее начало жизни русского народа. В основе его лежит идея защиты своей Родины,  единство всего народа и  ответственность за судьбу своего государства.  

СЛАЙД 3

Патриотизм - (греч.πατριώτης - «соотечественник», πατρίς — «родина», «отечество») - политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы родины и своего народа.

 СЛАЙД 4

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Задачи:

  • утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

  • создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

СЛАЙД 5

 Содержание понятия патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;

  • защиту Отечества;

  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

  • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;

  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

СЛАЙД 6

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Патриотическое и гражданское воспитание школьников одна из основных задач современной школы. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается только воспитательным процессом в школе.  Важное значение имеет семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции.

СЛАЙД 7

Основным «строительным материалом» формирования личности (по определению С.Л. Рубинштейна), являются не мероприятия, которые проводит школа, а то психическое, чувственное состояния, которое пробуждается благодаря участию в них. Активное участие в общественно значимой патриотической деятельности, организованной учителями, дает возможность почувствовать личную причастность к делу защиты Отечества, открыть для себя ее новый смысл.  Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе учреждений образования РФ.

 СЛАЙД 8

Основная роль в этой сфере в образовательном учреждении отводится педагогу. От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского - патриотического воспитания, образования, характер уклада жизни этого заведения. Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.

У учителей должны быть  сформированы ключевые компетентности, необходимые для успешной реализации идей гражданского и патриотического воспитания и  образования.


Основные средства, формы, методы патриотического воспитания

 

  • Беседы, положительный пример, создание воспитывающих ситуаций;

  • убеждения, поощрения, дискуссии;

  • подбор репертуара патриотической направленности, изучение традиций и культуры своего народа;

  • участие в социально-значимых акциях, трудовых десантах, концертах;

  • учебно-исследовательская деятельность, участие в разработке и реализации социальных и учебных проектов и т.д.




СЛАЙД 9

О роли в сфере   патриотического  воспитания   учащихся  неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина  Федеральному собранию РФ.  В частности, в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ    сказал: «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». И с этим трудно не согласиться: да, ценности формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации.  Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.



Патриотическое воспитание, как и все направления воспитательной работы в школе, предполагает формирование и развитие личности учащегося. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешной реализации патриотического воспитания.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В наши дни содержание патриотического воспитания должно включать в себя несколько направлений. К ним относится духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эколого-краеведческое и историко-краеведческое, культурно-историческое, военно-патриотическое, социально-гражданское направления.        


СЛАЙД 10


Кроме того, существуют нормативные документы, которые нужно учитывать при организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

1.Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 №727  «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».

2.Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №551 «О военно - патриотических молодежных и детских объединениях»

3.Приказ Министра обороны Российской Федерации от 0201.2000 №6 «О поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно - патриотическому воспитанию молодежи».

4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2005 №03-1230   «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России».

5.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.03.2002 №30-51-131/16 «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации».

6.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.10.1999 №06-9ин/28-06 и Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации от 26.10.1999 №4036 «О военно-патриотическом воспитании молодежи».

7.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2003 №28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений"


СЛАЙД 11

В Новобрянской СКОШИ по военно-патриотическому направлению работает Згрирский В.Н.

Важные задачи военно-патриотического воспитания детей коррекционной школы:

1. Реализация государственной политики в области военного и патриотического, а также гражданского воспитания ребят;

2. Важно воспитывать патриотизм, формировать в подрастающем поколении верность к Отчизне, к Родине;

3. Изучение и углубление в историю, и культуру Отечества и родного региона, края;

4. Развитие и сохранение лучших традиций российских воинов;

5. Формирование здорового образа жизни, укрепление физического здоровья воспитанников.

Важным средством гражданско-патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа. Например, давно уже стало традицией чтить память погибших воинов. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни города, страны, всего народа.

На воспитательских часах по теме патриотического воспитания дети знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Разработанная ВН программа, позволяет привлекать материал по каждой теме из жизни воинов, как в мирных условиях, так и при ведении боевых действий и воспитывать в детях любовь к Вооруженным Силам.

Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берет на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.

Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку. Начало такого занятия – построение, затем доклад дежурного, приветствие команд, осмотр внешнего вида учащихся. Само занятие проходит согласно требованиям строевого устава, которые максимально приближены к армейским условиям.

Спортивным занятиям на воспитательских часах отводится особое место.

На занятиях ВН обучает детей доступным упражнениям оздоровительного и общеразвивающего характера. Учит школьников тем упражнениям, которые реально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию.

СЛАЙД 12

Закрепление полученных знаний, умений и навыков проходит на мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию. Такие соревнования проводятся на школьном уровне, также выезжают своей командой на районные и республиканские смотры-конкурсы.


СЛАЙД 13-14

В нашей школе ведется патриотическое воспитание, классные руководители, педагоги, воспитатели проводят:

  • спортивные мероприятия

  • военно - прикладные мероприятия

  • масленица, новый год, рождество (соблюдение традиций)

  • классные часы, разговоры о важном

  • поднятие и спуск флага

  • конкурсы рисунков, покатов….

  • сбор гуманитарной помощи «Подари тепло солдату»


Заключение.

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Эффективность формирования патриотических чувств, в образовательном процессе во многом определяется профессионализмом и личностью учителя. Только собственным примером, проявляя уважение к людям, к родной земле, взаимопониманием и уважением можно приблизить ученика к духовно- нравственным ценностям и воспитать патриота.  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!