«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска СОШ №63 Белкина Анна Сергеевна
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной и коммуникативной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?
На мой взгляд, эту проблему может решить технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМЧП), которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Критическое мышление формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации .Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это: «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями; искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации.
Эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках литературы и русского языка. На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.
В средней и старшей школе можно работать над формированием стратегий чтения, среди которых можно выделить прогнозирование содержания по заголовку, рассечение вопроса, мозговой штурм, диалог с текстом, чтение с пометками, «тонкие» и «толстые» вопросы, чтение с остановками, дерево предсказаний, ромашка Блума и т.д.
В том потоке информации, в котором живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.
Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов «Ромашка Блума»
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») . Лепесток-вопрос.
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума». Но подстерегало разочарование: зачастую было сложно четко и однозначно определить, к какому типу — по таксономии Б. Блума — относится тот или иной вопрос. Кроме того многие учителя говорили: «Это все красиво, но для нас полезнее активное изучение практического материала».
Начался этап модификаций: уточнялись формулировки вопросов, придумывались различные способы использования на занятиях самой формы «ромашки». В результате была создана «Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума». Сам же перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс. Уместно спросить: «Кто же автор этого приема?
Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Воспроизведение | Простые | Кто? Когда? Где? Как? |
Понимание | Уточняющие | Правильно ли я понял..? |
Применение | Практические | Как можно применить..? Что можно сделать из..? |
Анализ | Интерпретационные | Почему? |
Синтез | Творческие вопросы | Что будет, если..? |
Оценка | Оценочные | Как вы относитесь ? |
1.Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д. 1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?». Простые вопросы или «тонкие» вопросы. Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала , ориентированы на работу памяти.
2.Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», Ты так считаешь?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о… «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…».Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что. Их задают с целью что-то уточнить.
3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. Объясняющие вопросы или «толстые» вопросы. Обычно начинаются со слова Почему?. Они направлены на установление причинно-следственных связей. Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?).
4.Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, фантазии мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» . «Что будет, если….». – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
5.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», Чем один герой отличается от другого?. т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем.Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
6.Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. Начинают их со слов «Как бы вы поступили на месте героя рассказа.: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?». Они направлены на установление взаимосвязи между
теорией и практикой.
Такая классификация помогает мне научить детей задавать вопросы к тексту
самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к
произведению (на любом этапе работы), работу я провожу в парах, группах и
индивидуально. - Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, осмысления или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.
Использование приема «Ромашка Блума» позволяет мне осуществить дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе . Таксономия Блума - как одна из форм работы по развитию критического мышления.
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
Если использовать «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».
Как показывает практика, педагогов, в основном, не смущает «детская» форма этой стратегии. Очень часто ее используют для повторения материала. Обучающиеся составляют вопросы, а затем сами ищут на них ответы, используя различные источники информации. После этой работы попросила их ответить на два вопроса: «Какие вопросы были наиболее сложными?» и «Насколько эта работа была для вас полезна?».
Вот основные результаты этого исследования.
Труднее всего учащимся даются творческие и практические вопросы. Все 56 опрошенных отметили, что работа была для них по-настоящему полезна, и аргументировали это тем, что формулируя вопросы, они лучше поняли и запомнили материал. Благодаря вопросам мы можем научиться лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения.

Рассмотрим несколько примеров.
Вот пример использования ромашки «Блума» на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский». 1 глава Из опыта работы.
1. Простые вопросы. С кем из героев мы знакомимся в 1 главе? Что мы узнаем об их жизни?
2. Уточняющий вопрос. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему власть?
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?
4. Творческие вопросы. Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры между
Троекуровым и Дубровским.
5. Оценочные вопросы. Как характеризует Дубровского случай на псарне?
6. Практические вопросы. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?
Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками. Этот прием требует подготовительной работы: 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
1. Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - Динамичный, событийный сюжет; - Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Познакомимся со стратегией на материале рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу». (Презентация )
1. Где происходят события рассказа? (СЛАЙД ) Простой вопрос
2. Если мы правильно поняли, то Нина чувствовала себя красивой потому, что ребята говорили о ней красивые слова? (СЛАЙД ) Уточняющий вопрос
3. Почему Нина стала ходить следом за появившимся во дворе мальчиком? (СЛАЙД ) Объясняющий вопрос
4. Как вы думаете, что изменилось в сознании Нины, когда она услышала те же слова в адрес нового участника «игры в красавицу»? (СЛАЙД ) Творческий вопрос
5. Как характеризует такое поведение по отношению к новенькому и к Нине ребят со двора? (СЛАЙД ) Оценочный вопрос
6. Как бы вы поступили на месте Нины (мамы, нового героя)? (СЛАЙД ) Практический вопрос
«Ромашка Блума» («Ромашка вопросов» ) на уроках русского языка.
«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
1.Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие – это самостоятельная часть речи?»
2. Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»
3.Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно - следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»
4.Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»
5.Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»
6.Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»
Прием формирует умение ставить различные вопросы к теме, систематизировать их.
Для оценивания учащимися своей активности и качества работы на уроке предлагаю на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
« | » - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты наблюдений, учащиеся смогут сами объективно оценить свою активность и качество работы.
. Свое выступление позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».
Список литературы:
1.Алимбекова . Как писать изложение в школе? //Русский язык в школе «Первое сентября» 2002. - №29
2.Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
3.Загашев И.О. Умение задавать вопросы // Библиотека в школе.- 2001.- №12
4.Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17
5.Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления. // Библиотека в школе.- 2004.- №18
6.Загашев И.О. Как научиться вести диалог с текстом? // Библиотека в школе.- 2004.- №19
7.Загашев И.О. Стратегии обучения умению решать проблемы. // Библиотека в школе.- 2004.- №20
8.Загашев И.О. Ученик – исследователь. // Библиотека в школе.- 2004.- №21
9.Загашев И.О. Групповые и парные работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №22
10.Загашев И.О. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №23
11. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПБ, 2003.
12.Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2001.- №12
13.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.
14.Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
15.Либерцева В.В. Перекрестная дискуссия как средство развития критического мышления. // Русский язык в школе «Первое сентября». – 2003. -№11
16.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование под редакцией Степановой Е,Н., - М.:- Изд-во «Творческий центр», 2003.
17.Остренко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе. // Перемена. – 2002.- №3
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998.
19.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; — М.: Генезис, 1999. — 272 с.
20Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19
21.Халперн Д. Психология критического мышления, - СПбб.: Изд-во «Питер».2000.
22.Хаузенблас О. Чтение, письмо, критическое мышление и слоны. // Библиотека в школе.- 2001.- №22