СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные педагогические технологии. Методический приём «Ромашка Блума»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение приема "Ромашка Блума" на уроках русского языка и летературы

Просмотр содержимого документа
«доклад приём ромашка блума»

«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска СОШ №63 Белкина Анна Сергеевна

Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной и коммуникативной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?

На мой взгляд, эту проблему может решить технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМЧП), которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Критическое мышление формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации .Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это: «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями; искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации.

Эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках литературы и русского языка.    На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

В средней и старшей школе можно работать над формированием стратегий чтения, среди которых можно выделить прогнозирование содержания по заголовку,  рассечение вопроса, мозговой штурм, диалог с текстом, чтение с пометками, «тонкие» и «толстые» вопросы, чтение с остановками, дерево предсказаний, ромашка Блума и т.д.

 

В том потоке информации, в котором живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов «Ромашка Блума»

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») . Лепесток-вопрос.

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума». Но подстерегало разочарование: зачастую было сложно четко и однозначно определить, к какому типу — по таксономии Б. Блума — относится тот или иной вопрос. Кроме того многие учителя говорили: «Это все красиво, но для нас полезнее активное изучение практического материала».

Начался этап модификаций: уточнялись формулировки вопросов, придумывались различные способы использования на занятиях самой формы «ромашки». В результате была создана «Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума». Сам же перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс. Уместно спросить: «Кто же автор этого приема?

  1. Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь ?



1.Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д. 1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?». Простые вопросы или «тонкие» вопросы. Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала , ориентированы на работу памяти.

2.Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», Ты так считаешь?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о… «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…».Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что. Их задают с целью что-то уточнить.

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. Объясняющие вопросы или «толстые» вопросы. Обычно начинаются со слова Почему?. Они направлены на установление причинно-следственных связей. Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?).

4.Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, фантазии мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» . «Что будет, если….». – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

5.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», Чем один герой отличается от другого?. т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем.Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

6.Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. Начинают их со слов «Как бы вы поступили на месте героя рассказа.: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?». Они направлены на установление взаимосвязи между

теорией и практикой.

Такая классификация помогает мне научить детей задавать вопросы к тексту

самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к

произведению (на любом этапе работы), работу я провожу в парах, группах и

индивидуально. - Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, осмысления или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.

Использование приема «Ромашка Блума» позволяет мне осуществить дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе . Таксономия Блума - как одна из форм работы по развитию критического мышления.

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Если использовать «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

Как показывает практика, педагогов, в основном, не смущает «детская» форма этой стратегии. Очень часто ее используют для повторения материала. Обучающиеся составляют вопросы, а затем сами ищут на них ответы, используя различные источники информации. После этой работы попросила их ответить на два вопроса: «Какие вопросы были наиболее сложными?» и «Насколько эта работа была для вас полезна?».

Вот основные результаты этого исследования.

Труднее всего учащимся даются творческие и практические вопросы. Все 56 опрошенных отметили, что работа была для них по-настоящему полезна, и аргументировали это тем, что формулируя вопросы, они лучше поняли и запомнили материал. Благодаря вопросам мы можем научиться лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения.

Рассмотрим несколько примеров.

Вот пример использования ромашки «Блума» на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский». 1 глава Из опыта работы.

1. Простые вопросы. С кем из героев мы знакомимся в 1 главе? Что мы узнаем об их жизни?

2. Уточняющий вопрос. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему власть?

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?

4. Творческие вопросы. Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры между

Троекуровым и Дубровским.

5. Оценочные вопросы. Как характеризует Дубровского случай на псарне?

6. Практические вопросы. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками. Этот прием требует подготовительной работы: 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

1. Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - Динамичный, событийный сюжет; - Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Познакомимся со стратегией на материале  рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу». (Презентация )

1. Где происходят события рассказа? (СЛАЙД ) Простой вопрос

2. Если мы правильно поняли, то Нина чувствовала себя красивой потому, что ребята говорили о ней красивые слова? (СЛАЙД ) Уточняющий вопрос

3. Почему Нина стала ходить следом за появившимся во дворе мальчиком? (СЛАЙД ) Объясняющий вопрос

4. Как вы думаете, что изменилось в сознании Нины, когда она услышала те же слова в адрес нового участника «игры в красавицу»? (СЛАЙД ) Творческий вопрос

5. Как характеризует такое поведение по отношению к новенькому и к Нине ребят со двора? (СЛАЙД ) Оценочный вопрос

6. Как бы вы поступили на месте Нины (мамы, нового героя)? (СЛАЙД ) Практический вопрос


«Ромашка Блума» («Ромашка вопросов» ) на уроках русского языка.

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

1.Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие – это самостоятельная часть речи?»

2. Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»

3.Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно - следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»

4.Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»

5.Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»

6.Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

Прием формирует умение ставить различные вопросы к теме, систематизировать их.



Для оценивания учащимися своей активности и качества работы на уроке предлагаю на листочке условно отмечать свои ответы:

  • «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

  • «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

  • « | » - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

  • «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

  • «0» - не ответил.


Обсуждая в конце урока результаты наблюдений, учащиеся смогут сами объективно оценить свою активность и качество работы.

. Свое выступление позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».



Список литературы:

1.Алимбекова . Как писать изложение в школе? //Русский язык в школе «Первое сентября» 2002. - №29

2.Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12

3.Загашев И.О. Умение задавать вопросы // Библиотека в школе.- 2001.- №12

4.Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17

5.Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления. // Библиотека в школе.- 2004.- №18

6.Загашев И.О. Как научиться вести диалог с текстом? // Библиотека в школе.- 2004.- №19

7.Загашев И.О. Стратегии обучения умению решать проблемы. // Библиотека в школе.- 2004.- №20

8.Загашев И.О. Ученик – исследователь. // Библиотека в школе.- 2004.- №21

9.Загашев И.О. Групповые и парные работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №22

10.Загашев И.О. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №23

11. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПБ, 2003.

12.Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2001.- №12

13.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.

14.Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12

15.Либерцева В.В. Перекрестная дискуссия как средство развития критического мышления. // Русский язык в школе «Первое сентября». – 2003. -№11

16.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование под редакцией Степановой Е,Н., - М.:- Изд-во «Творческий центр», 2003.

17.Остренко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе. // Перемена. – 2002.- №3

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998.

19.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; — М.: Генезис, 1999. — 272 с.

20Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19

21.Халперн Д. Психология критического мышления, - СПбб.: Изд-во «Питер».2000.

22.Хаузенблас О. Чтение, письмо, критическое мышление и слоны. // Библиотека в школе.- 2001.- №22









Просмотр содержимого документа
«доклад ромашка вопросов или блума - копия»

«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума») Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска СОШ №63 Белкина Анна Сергеевна

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума». Но подстерегало разочарование: зачастую было сложно четко и однозначно определить, к какому типу — по таксономии Б. Блума — относится тот или иной вопрос. Кроме того многие учителя говорили: «Это все красиво, но для нас полезнее активное изучение практического материала».

Начался этап модификаций: уточнялись формулировки вопросов, придумывались различные способы использования на занятиях самой формы «ромашки». В результате была создана «Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума». Сам же перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс. Уместно спросить: «Кто же автор этого приема?

Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

  • Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

  • Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Если использовать «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

Как показывает практика, педагогов, в основном, не смущает «детская» форма этой стратегии. Очень часто ее используют для повторения материала. Обучающиеся составляют вопросы, а затем сами ищут на них ответы, используя различные источники информации. После этой работы попросила их ответить на два вопроса: «Какие вопросы были наиболее сложными?» и «Насколько эта работа была для вас полезна?».

Вот основные результаты этого исследования.

Труднее всего учащимся даются творческие и практические вопросы. Все 56 опрошенных отметили, что работа была для них по-настоящему полезна, и аргументировали это тем, что формулируя вопросы, они лучше поняли и запомнили материал. Благодаря вопросам мы можем научиться лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения.

Литература:

  1. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

  2. Вуджек Т. Как создать идею. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 288 с. — (Серия «Тренировка ума»).

  3. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; — М.: Генезис, 1999. — 272 с.

  4. Снетков В. М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие). СПб.: СПбГУ, 1999. — 116 с.

  5. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с., прил.

Просмотр содержимого презентации
«ромашка блума»

Инновационные педагогические технологии.  Методический приём  «Ромашка Блума» Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска СОШ №63 Белкина Анна Сергеевна

Инновационные педагогические технологии. Методический приём «Ромашка Блума»

Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска СОШ №63 Белкина Анна Сергеевна

Из истории создания ТРКМ В России эти идеи нашли отражение в методических пособиях Загашева.И.О., Заир-Бека С.И., Муштавинской И.В. и др. Её авторы - американские учёные и преподаватели Стил, Мередит, Темпл, Уолтер.

Из истории создания

ТРКМ

В России эти идеи нашли отражение в методических пособиях Загашева.И.О., Заир-Бека С.И., Муштавинской И.В. и др.

Её авторы - американские учёные и преподаватели Стил, Мередит, Темпл, Уолтер.

Цель технологии: развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться мыслить самостоятельно

Цель технологии:

развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться мыслить самостоятельно

РЕФЛЕКСИЯ  ВЫЗОВ Построение урока Позволяет обобщить полученную информацию, сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу. Позволяет актуализировать уже имеющиеся знания по данной теме, вызвать интерес к ней. Осмысление Позволяет получить новую информацию, осмыслить её и соотнести с уже имеющимися знаниями. 4

РЕФЛЕКСИЯ

ВЫЗОВ

Построение урока

Позволяет обобщить полученную информацию, сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу.

Позволяет актуализировать уже имеющиеся знания по данной теме, вызвать интерес к ней.

Осмысление

Позволяет получить новую информацию, осмыслить её и соотнести с уже имеющимися знаниями.

4

Приёмы, «работающие» на стадии вызова 1 Игра «Верите ли вы?» 2 Мозговой штурм 3 Ассоциация 4 Таблица «Знаю-Узнал»

Приёмы, «работающие» на стадии вызова

1

Игра «Верите ли вы?»

2

Мозговой штурм

3

Ассоциация

4

Таблица «Знаю-Узнал»

Приёмы, «работающие» на стадии осмысления 1 Чтение с остановками 2 Ромашка Блума 3 Дерево предсказаний 4 Двойной дневник

Приёмы, «работающие» на стадии осмысления

1

Чтение с остановками

2

Ромашка Блума

3

Дерево предсказаний

4

Двойной дневник

Приёмы, «работающие» на стадии  рефлексии 1 Самооценка 2 Письмо по кругу 3 Нарисуй счастье

Приёмы, «работающие» на стадии рефлексии

1

Самооценка

2

Письмо по кругу

3

Нарисуй счастье

Бенджамин Блум  (1913 – 1999 г) – американский психолог и педагог, создавший систематику вопросов («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.  Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов.

Бенджамин Блум

(1913 – 1999 г) – американский психолог и педагог, создавший систематику вопросов («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.

Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов.

Цель приёма : развитие мыслительных навыков, необходимых в учёбе и в жизни.

Цель приёма : развитие мыслительных навыков, необходимых в учёбе и в жизни.

  • Ромашка состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса.
4. Творческие вопросы 6. Практические вопросы 1.Простые 3. Объясняющие вопросы вопросы Тема урока 5. Оценочные  вопросы 2. Уточняющие вопросы

4. Творческие

вопросы

6. Практические

вопросы

1.Простые

3. Объясняющие

вопросы

вопросы

Тема урока

5. Оценочные

вопросы

2. Уточняющие

вопросы

Ромашка Блума   Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы  (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»   10

Ромашка Блума

  • Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти
  • Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
  • Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации
  • Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
  • Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
  • Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

10

Простые вопросы

Простые вопросы

  • Отвечая на эти вопросы, нужно назвать факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию.
  • Что?
  • Где?
  • Когда?
  • Как?
Уточняющие вопросы

Уточняющие вопросы

  • Цель : предоставить обучающемуся возможность для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, которая отсутствует, но подразумевается.
  • То есть, ты говоришь, что…
  • Если я правильно понял, то…
  • Я могу ошибиться, но, по-моему, Вы сказали, что …
  • Я могу ошибиться, но, по-моему, Вы сказали, что …
  • Я могу ошибиться, но, по-моему, Вы сказали, что …
  • Я могу ошибиться, но, по-моему, Вы сказали, что …
  • Я могу ошибиться, но, по-моему, Вы сказали, что …
  • Я могу ошибиться, но, по-моему, Вы сказали, что …
Интерпретационные вопросы

Интерпретационные вопросы

  • Эти вопросы направлены на установление причинно-следственных связей.
  • Почему?
Творческие вопросы

Творческие вопросы

  • Вопросы содержат частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
  • Что изменилось бы, если…
  • Что будет, если…
  • Как будет развиваться сюжет после…
Оценочные вопросы

Оценочные вопросы

  • Цель: выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов.
  • Почему что-то хорошо, а что-то плохо?
  • Как вы относитесь к поступку главного героя?
Практические вопросы

Практические вопросы

  • Цель : установление взаимосвязи между теорией и практикой.
  • Что можно сделать…
  • Как можно применить…
  • Как бы вы поступили на месте героя?
  • Где в жизни это наблюдали?
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ  Что? Кто? Где? Когда? Как? ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ  Почему … хорошо, а …. плохо? ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ  Что было бы, если ..? ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ  Как бы ты поступил на месте….?  УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ  Если я правильно понял…? ОБЪЯСНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ  Почему?

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ Что? Кто? Где? Когда? Как?

ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ Почему … хорошо, а …. плохо?

ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Что было бы, если ..?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Как бы ты поступил на месте….?

УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ Если я правильно понял…?

ОБЪЯСНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ Почему?

Ромашка Блума Простой вопрос:  «Причастие – это самостоятельная часть речи?» Уточняющий вопрос:  «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?» Интерпретационный (объясняющий) вопрос:  «Почему причастия не имеют формы будущего времени?» Творческий вопрос:  «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?» Оценочный вопрос:  «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?» Практический вопрос:  «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

Ромашка Блума

Простой вопрос: «Причастие – это самостоятельная часть речи?»

Уточняющий вопрос: «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»

Интерпретационный (объясняющий) вопрос: «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»

Творческий вопрос: «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»

Оценочный вопрос: «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»

Практический вопрос: «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

Фразеологизмы.   Урок русского языка в  6 классе с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо.

Фразеологизмы.

Урок русского языка в 6 классе с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо.

Простой вопрос Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

Простой вопрос

Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

Уточняющий вопрос   Ты действительно думаешь, что фразеологизмы – устойчивые словосочетания, которые употребляются в переносном смысле?

Уточняющий вопрос

Ты действительно думаешь, что фразеологизмы – устойчивые словосочетания, которые употребляются в переносном смысле?

Интерпретационный вопрос   Почему фразеологизмы имеются во всех развитых языках мира?

Интерпретационный вопрос

Почему фразеологизмы имеются во всех развитых

языках мира?

Творческий вопрос Устно опишите рисунок (или рисунки), который можно выполнить к стихотворению с фразеологизмами. Не ссорьтесь! Помните о том, Что может быть беда: В дым разругаетесь, Потом Сгорите от стыда!

Творческий вопрос

Устно опишите рисунок (или рисунки), который можно выполнить к стихотворению с фразеологизмами.

Не ссорьтесь!

Помните о том,

Что может быть беда:

В дым разругаетесь,

Потом

Сгорите от стыда!

Оценочный вопрос   Как вы думаете, если из нашей речи  убрать фразеологизмы, то это будет хорошо  или плохо?

Оценочный вопрос

Как вы думаете,

если из нашей речи

убрать фразеологизмы,

то это будет хорошо

или плохо?

Практический вопрос В обычной жизни  вы и ваши близкие употребляете фразеологизмы?  Если «да», то при каких ситуациях?

Практический вопрос

В обычной жизни

вы и ваши близкие употребляете фразеологизмы?

Если «да»,

то при каких ситуациях?

Такая классификация помогает научить детей  самостоятельно  задавать  вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу обычно проводят в парах и группах. Познакомимся со стратегией на материале  рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу».

Такая классификация помогает научить детей  самостоятельно  задавать  вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу обычно проводят в парах и группах.

Познакомимся со стратегией на материале  рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу».

1 6 Ю. Яковлев «Игра в красавицу» 5 2 3 4

1

6

Ю. Яковлев

«Игра в красавицу»

5

2

3

4

Где происходят события рассказа?

Где происходят события рассказа?

Если мы правильно поняли, то Нина чувствовала себя красивой потому, что ребята говорили о ней красивые слова?

Если мы правильно поняли, то Нина чувствовала себя красивой потому, что ребята говорили о ней красивые слова?

Почему Нина стала ходить следом за появившимся во дворе мальчиком ?

Почему Нина стала ходить следом за появившимся во дворе мальчиком ?

Как вы думаете, что изменилось в сознании Нины, когда она услышала те же слова в адрес нового участника «игры в красавицу»?

Как вы думаете, что изменилось в сознании Нины, когда она услышала те же слова в адрес нового участника «игры в красавицу»?

Как характеризует такое поведение по отношению к новенькому и к Нине ребят со двора?

Как характеризует такое поведение по отношению к новенькому и к Нине ребят со двора?

6 . Как бы вы поступили на месте Нины (мамы, нового героя)?

6 . Как бы вы поступили на месте Нины (мамы, нового героя)?

По сказке-были М.М.Пришвина  «Кладовая Солнца» 1. Где происходят события, описанные в произведении? Когда происходят события? Назовите действующих лиц. В какой момент жизни они описаны? 2. Как автор относится к героям? Какие слова передают это отношение? Приведите примеры из текста. 3.Почему у жителей села дети вызывают добрые чувства?

По сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая Солнца»

1. Где происходят события, описанные в произведении?

Когда происходят события? Назовите действующих лиц.

В какой момент жизни они описаны?

2. Как автор относится к героям? Какие слова передают это отношение? Приведите примеры из текста.

3.Почему у жителей села дети вызывают добрые чувства?

По сказке-были М. М. Пришвина  «Кладовая Солнца» 4. Какие слова вы считаете ключевыми в первой части? Во второй? Прочитайте их. Почему вы их считаете ключевыми? 5. Как вы думаете, что из себя представляло заветное место, где росла клюква? 6. Как бы вы поступили, собираясь в лес за клюквой? Что бы вы взяли с собой?

По сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая Солнца»

4. Какие слова вы считаете ключевыми в первой части? Во второй? Прочитайте их. Почему вы их считаете ключевыми?

5. Как вы думаете, что из себя представляло заветное место, где росла клюква?

6. Как бы вы поступили, собираясь в лес за клюквой? Что бы вы взяли с собой?

ромашка «Блума» на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский

ромашка «Блума» на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский

Где и как использовать приём?

Где и как использовать приём?

  • Этот методический приём рекомендуется использовать на уроках русского языка и литературы, истории и биологии. Рекомендуется в любом возрасте использовать цветные лепестки.
«Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».   Колин Тернер:

«Добиться успеха не

означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».

Колин Тернер:

Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!