СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Самообразование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра как вид познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Самообразование"»

ГБОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат №2


«Согласовано»

Рук. МО учителей специальных классов

Пинигина Е.Т.___________














Тема: «Самообразование. Игра - вид познавательной деятельности»



















Учитель начальных классов:

Батуева Л.Д.










2019 г.

Игра - вид познавательной деятельности


Батуева Л.Д
учитель начальных классов
СКОШИ № 2

г. Улан-Удэ


ВВЕДЕНИЕ

Коррекционная работа в специальной коррекционной школе занимает важное место в процессе развития умственно отсталого ребенка.  Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.            

Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью.

Известно, есть дети, обладающие огромной энергией, не всегда стремящиеся к знаниям, не имеющие того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебно-воспитательного процесса. Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно, и тогда выступает важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок коррекционно-развивающих заданий, упражнений, игр. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Присутствие в коррекционно-развивающих упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала - вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволяет решить в практике обучения и задачу формирования прочных знаний, умений и навыков и задачу развития познавательных способностей учащихся.

Элементы занимательности и новизны, игры, встречи с любимыми героями, несложные, но интересные наглядные пособия вызывают у детей чувство удивления, радости, интерес к работе.Ученики чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и вместе с учителем добиваются положительных результатов в ходе урока.

Создание благоприятной психологической атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно, с интересом приступают к выполнению упражнения.

Из всего вышесказанного следует, что коррекционно-развивающие упражнения, задания, игры позволяют не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Коррекционно-развивающие задания могут быть использованы, как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Они должны в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Практическая работа

Непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса, способствующего формированию толерантного поведения, стало нормой моей профессиональной деятельности.

Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются коррекционно-развивающие и игровые формы, влияющие на исправление свойственных учащимся с УУО, недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, становлению личности, называют коррекционно - направленным.

Осуществление коррекции недостатков психофизического развития учащихся путём использования системы коррекционно-развивающих и игровых форм, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей имеющих недостатки в развитии. Не существует отдельной программы коррекционно-развивающей работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.

Педагогические приёмы коррекционной работы, отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития детей с ограниченными возможностями здоровья и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционно-развивающей и игровой работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, формируются навыки толерантного поведения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий.

Используя коррекционно-развивающие и игровые формы, я применяю такие приёмы работы, как дидактическая игра, психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика и другие приёмы. В младших классах с детьми УУО, одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, развивает все средства языка. В практике моей работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место. У меня сформировались определённые представления по методике её проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности умственно отсталых детей.

3.Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Эффективность дидактической игры, во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому я в процессе игровой деятельности, помогаю детям. Стараюсь, чтобы эта помощь, по возможности, была скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия. Для того, чтобы при неоднократном использовании игры, интерес к ней не снижался, я усложняю игру, модифицирую за счёт замены оборудования. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения, поэтому она не может быть только развлекательным элементом урока. Дидактическую игру я использую на различных этапах урока.

Очень важным приёмом работы по коррекционно-развивающему обучению, являются упражнения на релаксацию. Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами, я учу детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3 – 5 минут. Приведу пример ряд таких упражнений:

«Роняем руки», «Стряхиваем воду с пальцев», «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Деревянные и тряпичные куклы», «Трясём кистями», правостороннее, левостороннее, перекрёстное расслабление и напряжение и т. д. Сами названия упражнений не требуют особого разъяснения по проведению, следует только применить фантазию.

Физкультминутка является одним из приёмов коррекционно-развивающего обучения. Она должна быть тесно связана с темой урока, и являться как бы переходным мостиком к следующей части урока. Основные задачи физкультминутки:

·  снять усталость и напряжение;

·  внести эмоциональный разряд;

·  совершенствовать общую моторику;

·  выбрать чёткие координированные действия по взаимосвязи с речью, способствующие толерантности.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Задачи пальчиковой гимнастики:

*стимуляция развития речи у детей раннего школьного возраста;

*подготовка руки к письму;

*тренировка внимания;

*координация движений.

В практике своей работы я применяю следующие упражнения:

- придумаем сказку ручками

- солнышко - вот помощники мои

- зайчики - в прятки мы играть хотим

- домик - вышел пальчик погулять

- замок - здравствуйте.

В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры для того, чтобы учить детей с ограниченными возможностями здоровья правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для общения. На уроках развития речи играем в настольные дидактические игры «Магазин», «Часть и целое», «Профессии». Н-р, игра «Профессии». Каждому ребёнку раздаю дидактическую карточку(показываю). В каждом домике должны быть сверху три человечка. Ребёнок находит соответствующий жетон и выкладывает на соответствующую карточку. Н-р, вверху карточка с изображением почтальона, снизу жетон с изображением сумки с газетами и письмами. Выигрывает тот игрок, который быстрее заполнит свою карточку жетонами. Можно во время игры работать в группе и индивидуально. Такие игры развивают память, речь, мелкую моторику и увеличивают словарный запас.

Также детям очень нравится настольный театр. На уроке я использую элементы театрализации. После прочтения сказки предлагаю её разыграть с помощью настольного театра. Учитель берёт слова автора, а дети выступают в роли героев сказки, меняются ролями.

На уроках развития речи я также использую дидактические карточки – это не просто карточки, они обучающие. Н-р, дидактические карточки «Игрушки», ребёнок называет то, что он видит на карточке. Рассказывает для чего предназначен этот предмет и описывает его. Дети сравнивают игрушки с реальными игрушками. Если ребёнок умеет читать, то я прячу руками название под картинкой, дети угадывают, что эта за игрушка. Либо отрезаю названия, перемешиваю и дети подбирают названия к карточкам.

На уроке письма провожу следующие коррекционно – развивающие упражнения: 
Упражнение на зрительную память. 
1. - Скажите, в каких буквах мы пишем этот элемент. Например: 
2. – Найди каждой букве пару. Работа с парными (печатная + прописная буква) буквами (по индивидуальным карточкам). 
Упражнение на зрительное внимание. 
1. Специальный коррекционный прием по формированию смыслового значения буквы, образа в коре головного мозга. (Папка «Таблицы коррекции зрительного внимания») 
- Запомни цвет, которым изображена данная буква. 
2. –Среди данных слогов найти слог су 
са су мы ло су хо су ны 
3. – Назови букву, которая повторяется несколько раз. 
Развитие слогового анализа и синтеза. 
1. Запиши только гласные буквы названных слов. 
2. Запиши только те слоги, которые начинаются с гласного звука; записать только те слоги, которые оканчиваются гласным звуком (ар, то, ын, ак, ку, он, ни, ко…). 
3. Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог: 
ло или ка: са…, соба…, мо…ток, музы…, мо…ток. 
4. Записать слова, в которых есть слоги жи, ши. 
На доске слова: лыжи, зима, мыши, лужа, жили, санки, шил. 
Применение описанных мною коррекционно – развивающих упраж- 
нений при обучении грамоте у умственно отсталых учащихся корригируются недостатки зрительного восприятия, мелкой моторики руки, устраняются дефекты произношения, уточняется словарь, преодолеваются ошибки в построении простого предложения, развиваются внимание, память, мыслительная операция. 

У учащихся возник интерес к изучению русского языка, изменилось письмо, уменьшилось количество ошибок, лучше стал пересказ и техника чтения. Выполнение домашнего задания стало нормой.

Подведение итогов урока сопровождается обязательным комментированием и оценкой работы каждого ученика. Если результат работы на уроке не устраивает учителя и учеников, всегда настраиваю учащихся на успех на следующем уроке.

Применение игровых приемов работы привёл к положительным результатам:

1)Позитивная динамика в коммуникативном развитии.

2)Обогащение содержания личностных контактов.

3)Повышение уровня :

  • речевой инициативы

  • интереса к предмету

  • улучшение техники чтения

4) Положительный эмоциональный настрой на урок.

В процессе использования коррекционно-развивающих игр и упражнений, используемых учителем на уроках развития речи повысилась активность детей, качество обучения, улучшилась техника чтения, мотивация к выполняемой учебной деятельности.

Организм ребёнка младшего школьного возраста, обучающегося в школе 8 вида, отличается незавершённостью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В этой связи использование коррекционно-развивающих и игровых форм обучения способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками, но и формированию толерантного поведения, благоприятному росту и развитию ребёнка, укреплению его здоровья.

Выводы.

Проведя самоанализ по данной теме, делаю вывод:

Самое главное для учителя коррекционного обучения – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

    Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

У детей моего класса заметно вырос словарный запас, они учатся общаться. Дети постепенно переходят от фразовой к связной речи. Несомненно, радует заметное развитие творческих способностей всех детей моего класса.

Именно в игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках письма и развитии речи ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

Системное применение коррекционно – развивающих упражнений и дидактических игр на уроке, правильная психолого - педагогическая диагностика позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать толерантное поведение, обеспечить успешность обучения. Сделав материал доступным, интересным, коррекционно – развивающая система обучения создаёт богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установления межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся уважения и понимания, влияет на отношение ученика и учителя, делая их более доброжелательными. Оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, поддерживает процесс преподавания на возможно более высоком научном уровне. Моя главная задача - непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!