Тема: Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики
I. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности
В настоящее время перед школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, к постоянному саморазвитию и возможности получения дальнейшего образования, в том числе и с использованием современных информационных технологий обучения. Потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) учащихся, являющихся одной из основных составляющих универсальных учебных действий, или умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, обусловила научные исследования в этой области. Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных работах В. А. Канн-Калика, Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Актуальность данной темы нашла отражение в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как: Закон «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта [4,5,6,7,8]. В соответствии с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системнодеятельностного подхода [1] как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Реализация новых стандартов в образовательном процессе требует новой организации всего учебного процесса, в том числе и уроков информатики. Содержание обучения информатике в современных условиях не может быть ограничено только изучением стремительно меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителем информатики встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности. С точки зрения А. Г. Асмолова [2], коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности). С одной стороны государство и общество нуждается в выпускниках школ, которых развито умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, с другой стороны малокомплектная школа не в полной мере реализует образовательные технологии на уроках информатики, которые способствовали бы формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Выявление профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
Таким образом, выявляется профессиональная проблема готовности современного учителя информатики к реализации методов и приемов обучения как способов и действий, направленных на формирование коммуникативных УУД в условиях малокомплектной школы
Результат, направленный на решение профессиональной проблемы
В ГБОУ ООШ с.Тростянка информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин, а также условий, которые позволяют успешно формировать коммуникативные УУД: во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика (школа малокомплектная и наполняемость классов в среднем 4-5 учеников), а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств; во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом:
каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам;
ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);
в-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом; в-четвёртых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся.
Таблица 1
Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики
Коммуникативные УУД | Методы и приемы формирования | Результат сформированности КУУД |
общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | мозговой штурм; диспут; дискуссия; работа в парах; групповая работа. | умение слушать и слышать друг друга; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия | мозговой штурм; составление плана решения задачи в парах; ментальная карта; составление алгоритма в парах и определение результатов его выполнения. | понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. |
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | составление плана решения задачи в парах; совместное составление алгоритмов; обсуждение и заполнение пропусков; чтение алгоритма и определение результатов его выполнения; | определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); |
работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) | мозговой штурм; диспут; проект; поиск и исправление ошибок в парах; задание на сопоставление в парах; взаимоконтроль; ментальная карта. | умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников; умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий. |
следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. | задания на сопоставление в парах; взаимный диктант; составление вопросов в группах; взаимоконтроль. | уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. |
Таблица 2
Сравнительный результат уровня сформированности КУУД
Коммуникативные УУД | 2012-2013 | 2013-2014 |
Низкий уровень | Базовый уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Базовый уровень | Высокий уровень |
общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | 50% | 30% | 20% | 10% | 50% | 40%
|
способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия | 70% | 25% | 5% | 50% | 40% | 10% |
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | 70% | 30% | 0% | 40% | 40% | 20% |
работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) | 60% | 40% | 0% | 10% | 80% | 10% |
следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. | 40% | 50% | 10% | 0% | 50% | 50% |
Изменения в образовательном процессе
Опираясь на предложенные А. Г. Асмоловым типовые задания [3], мной были подобраны задания, которые по моему мнению, хорошо подходят с целью формирования коммуникативных УУД в условиях малокомплектных школ.
Таблица 3
Типовые задания на формирование коммуникативных УУД учащихся
Коммуникативная задача | Задание | Цель | Форма работы | Средства ИКТ |
Учёт позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках | «Общее мнение» по вопросу | Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. | Работа в парах или в группах по 2–3 человека | Совместная таблица |
На организацию и осуществление сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках | «Совместное рисование» | Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества | Работа в парах или в группах по 2–3 человека. | Совместный рисунок в графическом редакторе Paint |
На передачу информации и отображению предметного содержания | «Компьютерная презентация» | Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. | Работа в парах или в группах по 2–3 человека | Совместная презентация (Приложение1)
|
Групповые игры | Игра «Искатель сокровищ» | Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов. | Работа в 2–3 группах | Компьютер, мультимедиа- проектор |
Как показывает мой опыт, использование описанных выше методов и приемов на уроках информатики , а также данных типовых заданий позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия на уроках информатики.
Изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов
Я считаю, что для того, чтобы профессиональная проблема готовности современного учителя информатики к реализации методов и приемов обучения как способов и действий, направленных на формирование коммуникативных УУД была решена, необходимо изменить условия, которые помогут обеспечить достижение новых образовательных результатов.
Таблица 4
Характеристика условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов в ГБОУ ООШ с.Тростянка
Показатели | Условия, мешающие решению профессиональной проблемы | Качественные изменения |
Кадровые | большая нагрузка учителя, в том числе и информатики | Учитель информатики прошел обучение в СИПКРО по теме «ФГОС основного общего образования. Реализация ФГОС ООО на уроках различных предметных областей» в объеме 72 часа; курсы в объеме 24 часа по теме «Информационно-образовательная среда как средство реализации ФГОС ООО»; непрерывное повышение квалификации и самообразование. |
Научно-методическое | В малокомплектных школах не в полной мере развито научно методическое сопровождение учителей (нет МО учителей информатики, так как он в школе один, нет возможности делиться опытом и идеями). | Посещение всевозможных конференций, семинаров вне школы. |
Материально-техническое | Нет технического специалиста, который помогал бы учителю устранить некие поломки в компьютерном классе (нет такого специалиста и в районе, приходиться обращаться в округ или г.Самару, что очень не выгодно для школы). | Хорошо укомплектованный компьютерный класс (для малокомплектной школы: 6 ноутбуков ученических + моноблок учительский; сканер, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор). |
Нормативно-правовое | - | Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя информатики соблюдается |
Информационные | Малокомплектная школа не в состоянии самостоятельно приобрести дорогое лицензированное программное обеспечение для работы с детьми во внеурочное время. | Свободный доступ учителя к сети Интернет, позволяет заполнить пробелы в отсутствии некоторого ПО. |
Организационные | В условиях малокомплектной школы возможно самостоятельно оборудовать только один кабинет информатики на 12 учителей | С введение ФГОС были поставки одного комплекта учебно-лабораторного оборудования для начальных классов (ноутбуки ученические, ноутбук учительский, интерактивная доска, проектор. |
Список источников и литературы
1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.- СПб.: Реноме.-2012.- С. 140–142.
2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011.2.
3. Асмолов А. Г., Карабанова О. А. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E4%E5%F0%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%E5%ED%ED%FB%E9_%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%F2%E5%EB%FC%ED%FB%E9_%F1%F2%E0%ED%E4%E0%F0%F2 - Дата доступа: 25.10.2014 г.
4. Закон об образовании [Электронный ресурс]. — Министерство образования и науки — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 Дата доступа: 25.10.2014 г.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F_2020 Дата доступа: 25.10.2014 г.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Электронный ресурс]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ Дата доступа: 25.10.2014 г.
7. Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hse.ru/sci/publications/26134123.html Дата доступа: 25.10.2014 г.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. —— Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 Дата доступа: 25.10.2014 г.
14