СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале подробно рассматривается вопрос о формировании коммуникативной компетенции учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка»»

МБОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа»









Доклад

«Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка»







Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Букина И.В.

2018г.





Развитие коммуникативной компетенции наших школьников волнует каждого учителя. На уроках мы часто наблюдаем такую ситуацию, когда ученики затрудняются в создании самостоятельных, связных устных и письменных высказываний. У многих детей орфографическая и пунктуационная грамотность находится на очень низком уровне. Некоторые школьники не проявляют интереса к изучению «великого и могучего» родного русского языка. Как же справиться с безграмотностью не только языковой, но и общекультурной, от которой зависит воспитание нравственных качеств личности, ее способности к самостоятельному мышлению. Решению этой проблемы способствует формирование коммуникативной компетенции, составляющей основу практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника.

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.

Кратко охарактеризую содержание компетенции каждого типа.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого акта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, благодаря которым воспитывается устойчивый и постоянный интерес к предмету, чувство уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.

Современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к кумулятивной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к мировой и национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно - нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий: стили и типы речи, строение текстов описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации.


Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль здесь отводится именно урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесса приобретения знаний о языке и процесса овладения языком. 
Когда учитель начинает работу по формированию коммуникативной компетенции учащихся, перед ним встаёт ряд задач:

Задачи: определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;

- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;

- повысить результативность обучения;

- включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;

- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах;

И когда он решит эти задачи, то достигнет своей цели: найдёт те методы и технологии, которые позволят наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы .

Готовясь к этому сообщения , в интернете я нашла книгу "Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности" И.С.Сергеева и В.И. Блинова, которые выделяют основные методы, ориентированные на устную и письменную коммуникацию.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка

Компетенции:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Коммуникативная компетенция

  • все формы учебного диалога;

  • доклады и сообщения;

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;

  • обсуждения, дискуссии, диспуты;

  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;

  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);

  • телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;

  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;

  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.



Рассмотрим некоторые из них.

Монолог и диалог.

Умение грамотно и лаконично излагать свои мысли - одно из главных требований современной жизни и ФГОС. Самая важная и самая первая характеристика монолога - целенаправленность. Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни человек хорошо понимает, зачем он это делает и произносит его только в том случае, если действительно считает это необходимым. На уроке же необходимо создать речевую ситуацию, чтобы монолог был целенаправленным.

Любой монолог должен обладать следующими характеристиками:

  • целенаправленность;

  • непрерывность;

  • логичность;

  • смысловая законченность;

  • самостоятельность;

  • выразительность.

Ключевая роль в формировании этого учебного действия принадлежит учителю.

Учитель должен:

1. Сделать анализ услышанного.

2. Исправить все недочеты.

3. Оказать помощь в выборе правильных слов и терминов.

Учащийся должен знать, какие требования предъявляются к речи:

1. Грамотность (научность) речи.

2. Ясность и точность, чистота речи (избегать слов-паразитов).

3. Выразительность и богатство языка.

Обучение диалогу.

В формировании коммуникативных учебных действий в использовании на уроке монолога и диалога есть общее, но на уроке диалог представляет для учащихся больше трудностей, чем монолог. Безусловно, многое зависит от особенностей ситуации, психологических особенностей личности учащихся, множества других факторов, но объективные трудности овладения диалогической речью обусловлены характеристиками диалога.

Можно выделить следующие характеристики диалога:

1. Реактивность - умение спонтанно реагировать на реплики партнера, умение реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств.

2. Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Будь то монолог или диалог, именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.

Совместная деятельность -

еще один метод формирования коммуникативных действия .Одним из видов совместной деятельности является работа в парах. Пара - это работа двух учеников. В парной форме организационно-учебной работы осуществляется сотрудничество и товарищеская взаимопомощь. При таком виде деятельности учащиеся сплачиваются между собой, действуя согласованно и испытывая чувство ответственности за результат совместной деятельности. Деятельность учащихся в паре на уроке складывается из следующих компонентов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению задания.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в паре.

3. Работа по выполнению задания.

4. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в паре.

5. Общая дискуссия.

Игровые методы и приемы, ИКТ эффективны при формировании коммуникативных учебных действий независимо от возраста учащихся.

Во время игры формируются следующие коммуникативные способности и качества учащегося:

• умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

• позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

• умение сопереживать, т.е. радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

• умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

• умение взаимодействовать и сотрудничать;

• умение оценивать себя и своих товарищей.

Также важным способом в формировании коммуникативных универсальных учебных действий являются ИКТ. Для этого, согласно требованиям Стандарта, на уроках должны организовываться следующие виды деятельности:

• обмен гипермедиа сообщениями. Гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст и ссылки.

• выступление с аудиовизуальной поддержкой;

• фиксация хода коллективной и личной коммуникации;

• общение в цифровой среде: электронная почта, чат, видеоконференция, форум.

Современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе. ИКТ - это будущее образовательного процесса нового столетия, которые дадут возможность не только получить качественное образование, но и свободно чувствовать себя в информационном обществе.


Работа с текстом.

Для формирования умения грамотно выражать свои мысли, интерпретировать чье-либо устное или письменное высказывания, безусловно, необходима работа с текстом. При работе с текстом дети учатся сравнивать, логически мыслить, овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи. Текст – основная дидактическая единица на уроке русского языка. На уроках учащихся должны знакомиться с яркими текстами, понимать их, видеть и слышать изображенное в них. Они должны непроизвольно запоминать образцовые тексты , уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи как образцы.

В методической литературе указывается более 20 приёмов работы с текстами. Наиболее результативными являются следующие формы и методы:

• комплексная работа с текстом;

• лингвостилистический анализ текста;

• «самодиктанты»;

• сочинение-рассуждение;

• редактирование текста;

• различные виды диктантов;

• интеллектуально-лингвистические упражнения;

• работа с текстами-миниатюрами;

• коммуникативные и игровые ситуации.

И мы их с вами почти все используем в своей работе.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Комплексный анализ текста - удобная, экономная форма проверки знаний и умений обучающихся, которая даёт возможность на уроке обеспечить взаимосвязь изучения нового материала и повторения, создавая условия для реализации межпредметных связей.

Анализ текста может быть полным и частичным. Полный анализ предполагает разбор текста с учётом всех его речеведческих характеристик.

Частичный анализ характеризует текст с какой-то одной стороны: со стороны темы и основной мысли, стиля, типа речи, способов и средств связи. Предлагая, к примеру, ученикам упражнение на определение стиля текста, уместно, особенно в начале работы, давать для наблюдения тематически однородные, но контрастные по стилю тексты

Для того, чтобы работа с текстом была продуктивной, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Творческий подход в работе с текстом

  • Целенаправленный отбор текстов

  • Включение каждого урока в систему работы

  • Исследовательский характер работы

  • Продуманная система заданий



Существуют различные типы заданий к текстам:



Типы заданий

Перечень заданий

Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.

1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чём (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения.

2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь дальше (какие события последуют, какие мысли будут высказаны…).

3. Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте своё продолжение рассказа, а затем сравните его с авторским.

Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).

1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте её самостоятельно.

2. Найдите главное событие.

3. Расположите события по степени важности.

4. Вынесите самую важную информацию на первое место. Содержание остальных частей передайте сжато (или выборочно).

Задания, направленные на интерпретацию текста.

1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что …

2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что …

3. выскажите своё мнение в связи с прочитанным (напишите о своём понимании события).

4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.

5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

Задания, направленные на творческую переработку текста.

1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о ….

2. Дополните текст похожими примерами.

3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).

4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, являющий собой общее рассуждение.

5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.

6. Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите её подробно. Остальные части текста перескажите сжато.



В 5-6 классах желательнее проводить частичный анализ текстов, так как учащиеся только начинают овладевать теоретическими знаниями и практическими умениями в этом виде работы. В 7-9 классах задания подбираются в соответствии с приобретаемыми знаниями. В 10-11 классах - это глубокая работа, требующая высокой подготовленности учащихся. И тексты удобнее брать из пособий для подготовки к ЕГЭ. К ним желательно прилагать разноуровневые задания, и особенно важен тот момент, что ученик имеет возможность выбора (можно выполнять не все задания). Разноуровневые вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам. Это позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать с одноклассниками. Главное в работе - школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов, развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность.

Таким образом, система упражнений по комплексному анализу текста помогает ученикам заниматься русским языком продуктивно. Главный результат выполнения упражнений - это умение учащимися самостоятельно осуществлять:

- понимание замысла текста, близкое авторской идее;

- объяснение приёмов и средств, которыми автор достигает реализации своего замысла;

- объяснение влияния грамматических и стилистических средств выразительности для раскрытия содержания текста;

- сочинение собственных текстов, адекватных заданной речевой ситуации.

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие : творческий диктант со вставкой слов, , творческий диктант с заменами свободные, ,восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением).

Из всего этого многообразия видов диктантов выделяется творческий диктант.

Творческий диктант - одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, он как бы заполняет пробел между репродуктивным и продуктивным видами работ. Данный вид работы вооружает учеников как речевыми, так и орфографическими умениями: учащиеся при написании творческого диктанта проходят через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы.

А в целом применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.

Ну и последнее, на чём хочется заострить ваше внимание, это изложение - один из традиционных видов письменных работ в школе - в последние годы переживает настоящий бум. Достаточно сказать, что в 9-м классе изложение является первой частью экзаменационной работы.

По программе средней школы учащиеся с 1-го класса пишут изложения, поэтому данный вид работы привычен и для детей, и для учителей. Однако при кажущейся легкости многие ученики терпят неудачу на экзамене из-за принципиально неверной установки на изложение: «Дважды прослушал, запомнил и записал. Главное - без ошибок».

Сложившаяся практика написания изложения - медленное чтение исходного текста, нередко больше напоминающее диктовку, и разрешение делать записи - привела к тому, что главной задачей для наших учеников стало стремление записать как можно быстрее и больше. Если же лишить ученика такой возможности, с изложением справились бы единицы. Запоминание без понимания - вот что опасно.

Прежде всего прослушанный текст нужно понять, а этим умением обладают немногие. Правильно организованная работа по подготовке к изложению - это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят не полностью.



Задача учителя – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого непросто.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, нами выработан следующий алгоритм написания изложения:

1) Начинай активно слушать с первого чтения текста учителем, старайся всё запомнить и понять;

2) окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;

3) перескажи текст с целью: понять, что не запомнил;

4) помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;

5) при втором чтении слова-памятки каждого предложения записывай; между записями делай промежуток в две строчки для дополнений;

6) обрати внимание на те места, которые не запомнил во время первого чтения; 
7) после второго чтения вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;

8) перескажи текст ещё раз, обдумывая и составляя его план;

9)сформулируй главную мысль;

10) закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.

Работа по обучению сжатому изложению, столь актуальная во время подготовки к ОГЭ, должна вестись с 5 класса. Уже тогда дети усваивают памятку «Как писать сжатое изложение на основе прослушанного (прочитанного) текста».

К старшим классам учащиеся должны хорошо усвоить все виды компрессии текста

В методике последних лет разработано много полезных заданий на отработку умений сжатия текста:

-упражнения на обобщение частной информации,

-упражнения на исключение второстепенной информации,

-анализ и обработка текста-рассуждения,

-сжатие повествовательного текста,

-сравнение полного и сжатого текстов



На мой взгляд, такая многоаспектная работа позволит достичь следующих результатов:

• у большинства учащихся сформируется положительная мотивация изучения русского языка;

• более эффективно будет происходить развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся,с формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

• повысится культурный уровень, что позволит учащимся добиться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

• повысится уровень коммуникативной компетенции.

Таким образом, умелая организация работы по развитию речетворчества учащихся приведет как к качественному улучшению уровня подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, так и к формированию коммуникативной компетенции. Именно формирование коммуникативной компетенции создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, у учащихся формируются практические навыки. Использование текста при изучении русского языка позволяет решить такие проблемы, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, понимающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!