Современные информационные технологии на уроках английского языка
Стремление педагогов удовлетворить все возрастающие потребности общества в получении образования путем использования новых информационных технологий вызывает к жизни новые формы обучения. Одной из таких форм являются информационные технологии в обучении.
Благодаря информационно-коммуникативным технологиям занятия по английскому языку отличаются коммуникативно-прагматической направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка. Использование информационных технологий на уроках английского языка повышает мотивацию, познавательную активность, коммуникативную компетенцию и познавательный интерес учащихся, расширяет их кругозор.
Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводство, целостность), решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.
Информационные и коммуникационные технологии - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, мультимедийные средства, а также Интернет).
Использование новых информационно-коммуникативных технологий, Интернет-ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся, их уровня обученности и склонностей. Наиболее часто используемыми элементами информационных технологий в учебном процессе являются:
1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
2) интерактивные доски;
3) электронные энциклопедии и справочники;
4) тренажеры и программы тестирования;
5) образовательные ресурсы Интернета;
6) обучающие DVD и CD диски;
7) видео- и аудиотехника;
8) интерактивные карты и атласы;
9) материалы для дистанционного обучения.
Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификации процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала. Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматический структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий видеоматериал, зарубежную литературу.
На уроках английского языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того возможности Интернет-технологий расширяют кругозор школьников, учат налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.
Преимущества мультимедийного проектора перед традиционными наглядными пособиями очевидны, в первую очередь это - обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания.
1) учитель может легко менять слайды, поэтому количество иллюстраций к подаваемому материалу может быть достаточно большим. Это способствует максимальному соответствию между рассказами лектора и наглядным изображением;
2) демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет учителю, опираясь на воображение ученика, использовать его возможность домыслить промежуточные этапы и т.п [6].
Презентация, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе презентации используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Помимо интерактивной доски, Интернет-ресурсов, презентаций используются электронные учебники, достоинством которых является:
1) мобильность;
2) доступность в связи с развитием компьютерных сетей;
3) адекватность уровню развития современных научных знаний.
С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров c подробными иллюстрациями. Кроме того, при помощи электронных учебников может осуществляться контроль знаний учащихся, то есть компьютерное тестирование.
Примером таких электронных учебников служат комплексные обучающие пакеты (Bridge to English 1, 2; Профессор Хиггинс; Life in London) в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.
В данных программах используются элементы искусственного интеллекта. Программы способны воспринимать множество, иногда десятки тысяч вариантов решений.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают:
1) изучение лексики;
2) отработку произношения;
3) обучение диалогической и монологической речи;
4) обучение письму;
5) отработку грамматических явлений.
Программы Fvords, English Trainer, Lex! включают в себя всевозможные турниры и задания по грамматике, лексике, переводу и фонетике. А так же предоставляют возможность чтения произведений разных авторов на английском языке.
Итак, следует отметить, что применение современных информационных технологий на уроках английского языка создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
1) формировать навыки и умения чтения;
2) совершенствовать умения аудирования на основе текстов сети Интернет, также подготовленных учителем;
3) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
4) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы учащимся, участвуя в подготовке рефератов, сочинений;
5) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
6) знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
7) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.
Таким образом, современные информационные технологии способствуют усилению учебной мотивации изучения английского языка и совершенствованию знаний учащихся, владеющих разной степенью освоения учебного материала. Данные технологии направлены на интенсификацию процесса обучения, на совершенствование форм и методов организации учебного процесса.