Государственное автономное профессиональное учреждение
Новосибирской области
«Карасукский политехнический лицей»
Доклад
Современные образовательные технологии в преподавании
русского языка и литературы
Преподаватель
русского языка и литературы
Крицкая Н.С.
Карасук
2018
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения (объяснительно-иллюстративная технология) , которые нам всем хорошо известны, преподаватели все больше используют современные образовательные технологии. Использование современных информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным.
Какие же образовательные технологии можно использовать на уроках, для того чтобы повысить качество образования?
1. Технология речевого развития (работа с текстом)
Работа с различными фразами. Философское обогащение других и расширение пространства осуществляется благодаря индивидуальной практике каждого. Существует несколько вариантов.
1.Обсуждение разных проблем на основе 1 текста.
2.обсуждение 1 проблемы на основе 1 текста.
3.Обсуждение 1 проблемы на основе разных текстов.
4.Обсуждение одной проблемы одного целого произведения.
5.Одна проблема обсуждается в разных жанрах.
6. Обсуждение нескольких проблем на основе разных частей 1 произведения.
7. На основе 1 текста формулируются несколько проблем.
8. Обсуждение альтернативных мнений.
Приведу примеры некоторых учебных тем по русскому языку, литературе и развитию речи.
Что есть истина? По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (Методика обсуждения одной проблемы). 2 курс.
Литература как искусство слова. (Методика обсуждения проблем). 1 курс.
Что такое свобода? Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Мастерская обсуждения одной проблемы на основе разных текстов). 1 курс
Философская лирика А.С. Пушкина. Можно ли определить, в чём смысл жизни человека? (Мастерская. Обсуждение одной проблемы на основе разных текстов). 1 курс
«Ошибка». Типология речевых и грамматических ошибок. 1,2 курс.
История и литература. Вводный урок 1,2 курс
Язык и общество. 1 курс
Сочинения по личным впечатлениям 1,2 курс
2. Технология проблемного обучения.
Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их студентами с помощью преподавателя.
Главные цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение студентами знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении
воспитание активной творческой личности студента, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
развитие профессионального проблемного мышления.
Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать:
активизация развивающего потенциала обучения;
самостоятельная поисковая деятельность;
высокий познавательный уровень;
личностная включенность всех участников в процесс обучения;
практическая направленность процесса обучения.
Как бы то ни было, но главным понятием проблемного обучения остается учебная проблема. Это понятие предлагается понимать, как диалектическое противоречие между известными студенту знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.
Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий студентов:
- выявление проблемы,
- формулирование,
- поиск решения;
- решение.
Современная дидактика предлагает несколько видов классификаций проблемных уроков.
В своей педагогической практике преподавания литературы использую уроки-диспуты, когда проблема решается в виде дискуссии с помощью логических аргументов, подтверждающих выдвинутую версию. Например, на 1 курсе при изучении драмы А.Островского «Гроза» перед студентами ставлю вопрос: «Представим, что Катерина уехала с Борисом. Как могла сложиться их жизнь?» или предлагаю студентам предложить свои версии развития сюжета, отличные от авторской. Такие уроки провожу, когда вижу, что у студентов остались вопросы, на которые в ходе урока они ответов не получили, а вопросы эти их волнуют. Ученики высказывают свои версии, подкрепляя своя мнения примерами из литературных произведений (Лесков «Очарованный странник», рассказы И.Бунина, Куприн «Олеся» и др.) или из жизни.
Проблемные уроки считаю удачными, если
1. студенты смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;
2. студенты смогли установить связи между явлениями;
3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все студенты;
4. если после окончания урока у студентов есть желание обсудить предложенную проблему с одногруппниками и преподавателем.
Часто после такого проблемного урока дома предлагаю письменно оформить свое мнение по проблеме. Эта работа имеет для студентов большое значение, т.к. именно такие умения требуются на экзамене по русскому языку.
3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Одной из наиболее перспективных, на мой взгляд, является технология развития критического мышления, при которой в центре образовательного процесса находится студент. В данной технологии привлекает развитие таких качеств студентов, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности. Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемым считаю такой приём, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Данный приём особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Например, интересно проходят уроки по роману Ф.М. Достоевского «Суд над Родионом Раскольниковым». Группа делится на 3 группы: «защитники» Раскольникова, «обвинители» и «присяжные заседатели». За собой я оставила роль «судьи». Цель сторон: убедить «судью» и «присяжных заседателей» в своей правоте, используя текст романа, исторический и литературоведческие комментарии, исторические и судебные прецеденты. В ходе обсуждения слово поочередно предоставлялось сторонам обвинения и защиты, «присяжные заседатели» готовили свои вопросы и делали выводы о силе и слабости позиций сторон, «судья» направляла обсуждение в нужное русло, комментируя и уточняя высказывания, иногда помогая четче выразить мысль.
Часто провожу также уроки с включением морально-этической проблемы. Дома предлагаю познакомиться с мнениями разных критиков. В ходе обсуждения проблемы на уроке студенты рассматривают разные точки зрения. Проблема решается в ходе дискуссии с опорой на жизненный опыт студента и с помощью психологических аргументов.
Прием «Синквейн»
Проблемный вопрос: Как война влияет на человека и его отношение к окружающему миру и людям.
Алгоритм
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
Несколько вариантов зачитываются
Война
Жестокая, братоубийственная
Ожесточает, угнетает, уничтожает
Война калечит судьбы людей
Трагедия
Данными синквейнами мы подводим итог урока и отвечаем на главный вопрос, что есть война .
В чём же его эффективность и значимость?
• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
• Во-вторых, в составлении синквейна каждый студент может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
• Синквейн является игровым приемом.
• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации
Прием “Составление кластера”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
(кластер Григорий Мелехов - Ответьте на вопрос: Каким предстает перед читателями романа Григорий Мелехов? (Ответ с использованием цитат из текста) (Ключевые слова записываются на доске, составляя кластер «Характерные черты образа Григория Мелехова»).
4. Информационные технологии в преподавании русского языка и литературы.
Применение учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, ресурсов сети Интернета. Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций-презентаций, программ для самообучения обучающихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК. Оказание помощи при подготовке электронных презентаций, проектов. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении,
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно – энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа (обучающие программы типа “Репетитор“, энциклопедии, развивающие программы)
Таким образом современные образовательные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию студентов к обучению и вовлекают студентов в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.