Бондаренко Елена Владимировна,
учитель филиала МБОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП»
Ербинской ООШ № 4
Современный урок в условиях реализации ФГОС
Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. В его основе заложен принцип системно – деятельностного подхода.
Структура урока по технологии деятельностного метода:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Рассмотрим приемы, используемые на этапах мотивации и актуализации (из опыта работы).
Мотивирование на учебную деятельность.
Мотивация (побуждение, стимулирование) – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу. Если на уроке ученик переживает свои успехи– это мощный фактор развития мотивации.
В первую очередь должен быть доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому я использую такие приемы, которые лежат в основе интереса:
Обращение к жизненному опыту детей
«Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?»
«Главная» задача на проценты (урок математики, 6 класс)
Необычное начало урока
Вижу как-то я во сне
Компас, карту на стене.
Я на шхуне, я матрос,
Посылаю в эфир «sos».
Терпит бедствие «Беда» -
Шхуна так звалась моя.
Буду помощь смело ждать.
Свои координаты в эфир надо послать.
Что-то в школе я учил,
Но, увы, я все забыл.
Теперь пойдет «Беда» ко дну!
И я с ней вместе утону!
Просыпаюсь весь в поту
И к учебнику бегу.
Сегодня географии урок
И я все буду знать «на зубок».
«Географические координаты» (урок географии, 6 класс)
Элементы занимательности
Стоит гора,
В горе – дыра.
Гора гудит,
Дыра дымит,
Огонь горит,
Пепел летит,
А с той горы река бежит.
Но не вода журчит в реке,
А жидкий камень – быть беде!
«Вулканы, гейзеры, горячие источники» (урок географии, 6 класс)
К
россворды, ребусы (расшифровать тему урока)
«Решение задач с помощью уравнений» (урок алгебры, 7 класс)
Ситуация удивления. Опыт «Извержение вулкана».
«Вулканы, гейзеры, горячие источники» (урок географии, 6 класс)
Высказывания известных людей.
Поэт Роман Семёнович Сеф в шутливой форме писал:
“Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”.
А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать ...
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Важно все действия проговаривать вслух.
Цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои индивидуальные затруднения. Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут.
Подбирать упражнения для этого этапа надо такие, чтобы ученики могли:
- вспомнить то, что они уже умеют и знают по данной теме;
- активизировать мыслительные процессы;
- при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:
Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без нового материала.
Учащиеся выполняют устные задания на умножение натуральных чисел. Затем дается задача на нахождение периметра и площади квадрата со стороной 2,3 см. Учащиеся легко выполняют первую часть задания (нахождение периметра), а когда очередь доходит до площади возникает затруднение.
Побуждающий диалог: В чем возникли трудности? Чем это задание не похоже на предыдущее?» (Не умеем умножать десятичную дробь на дробь).
Каким образом можно попытаться решить данную проблему? (выдвигаются разные гипотезы: перевести десятичные дроби в обыкновенные и выполнить умножение, выполнить умножение не обращая внимание на запятые). Тем самым учащиеся учатся ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного).
«Умножение десятичных дробей» (урок математики, 6 класс)
Прием "Лови ошибку".
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты.
На южном полюсе, где 90 градусов с.ш., по тропическим пустыням важно гуляют грациозные птицы пингвины. Почувствовав опасность, они быстро взмывают в небо.
Природа Африки и Австралии похожа. В Африке вы можете встретить удивительных животных: кенгуру, жирафа, слона, утконоса. В Австралии тоже обитают эти животные. Также, как и в Африке, в Австралии много пустынь. Большую площадь занимает арктическая пустыня Сахара.
Тестирование. Тесты логические, сопоставительные, где требуется соотнести понятие и его определение или составить логическую цепочку. Например:
«Две окружности на плоскости» (урок математики, 6 класс)
Мини-опрос
«Ломаные и многоугольники» (урок математики, 5 класс)
Дидактические игры
Игра-соревнование «Восхождение на гору»
На двух склонах горы показаны остановки. Ученики получают карточки с пятью вопросами. Если ответы верные, ученики продвигают свой флажок к вершине. Выигрывает тот, кто первый водрузит флажок на вершине. Ответы дают попеременно. При неверном ответе дальше продвигаться нельзя.
Игра «Лабиринт»
В клетки вписаны понятия по теме. Клетки соединены стрелками «да» или «нет». Необходимо найти правильный путь, который приведет к финишу. Начинать игру можно с любой клетки лабиринта. Если суждение, вписанное в клетку, правильное, продолжают путь по стрелке «да», если суждение ошибочно – по стрелке «нет».
Игра «Поезд»
Учащимся по очереди задаются вопросы, требующие односложного ответа, на обдумывание которых отводится не более 10 секунд. Если учащийся даёт неверный ответ, вопрос переадресуется следующему.
Игра «Я знаю, что…»
Ученик дает определение того термина, который он знает. Это дает возможность ученику самому оценить уровень своих знаний и возможностей.
Задача учителя организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания; самостоятельное выполнение пробного учебного действия и фиксацию индивидуальных затруднений.
Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения пробных заданий.