СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Создание условий для развития исследовательских способностей учащихся на уроках биологии и

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

процесс развития творческих способностей школьников осуществляется в исследовательской деятельности при условиях реализации системно- деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«доклад "Создание условий для развития исследовательских способностей учащихся на уроках биологии и»

Создание условий для развития исследовательских способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе.

Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от современного человека умения принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений. Школьные программы насыщаются новой информацией, в результате чего учащиеся не могут сосредоточиться на процессе приобретения знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока. Преодолеть этот недостаток призвано обучение, среди основных целей которого — развитие у школьников способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности, которая способствует развитию творческого мышления, формированию умений давать объективную оценку действительности и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний.

Ведущая идея: процесс развития творческих способностей школьников осуществляется успешнее в исследовательской деятельности при условиях реализации личностно - деятельностного подхода и создания комплекса условий, обеспечивающих творческую направленность учебного процесса (организация творческой среды, внедрение исследовательских заданий, стимулирующих творческую активность и поиск нестандартных решений).

Новизна опыта

Систематическое использование личностно-деятельностного подхода на уроках биологии и во внеклассной работе, создающего условия для развития творческих способностей учащихся в ходе овладения навыками исследовательской деятельности.

Основная цель

В рамках методической системы создать условия для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности путем развития творческих способностей и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Основные задачи

  1. формирование биологической культуры на основе исследования основных закономерностей развития жизни;

  2. формирование умений работы с учебной информацией и самоорганизации познавательной деятельности;

  3. развитие комплекса интеллектуальных умений;

  4. развитие опыта исследовательской деятельности для дальнейшего его развития и применения;

  5. развитие умений защищать свои убеждения и давать нравственную оценку деятельности человека в природе.

Формы организации исследовательской деятельности

  • Проблемное ведение уроков базисного и регионального компонентов учебного плана общеобразовательной школы с использованием творческих заданий.

  • Система интегрированных уроков биологии и информатики (сравнительно-аналитическая работа с предварительно отобранной учителем информацией средствами электронного документа MSWORD).

  • Внеурочная деятельность (факультативы, кружковая работа), которая строится на основе выполнения исследовательских проектов.

  • Участие в конференциях и конкурсах как формы презентации исследовательской деятельности.

Большее внимание в работе уделяю решению проблемы здоровье сбережения на основе личностно-ориентированного подхода к обучению. Разработаны система мер по снятию перегрузок (модернизация урока, в результате которой сокращается время выполнения домашних заданий, эмоционально-смысловые разрядки и физминутки во время занятий), включение вопросов здорового образа жизни в содержательную часть урока.

Условиями реализации разработанной методической системы являются: кабинет, оборудованный интерактивной доской, позволяющей оперативно работать с информацией; компьютер с выходом в Интернет; наглядный материал (таблицы); лабораторное оборудование (микроскопы, микропрепараты, гербарий, муляжи, коллекции, фиксированные препараты).

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки для проектирования работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся. Проблеме изучения посвящены труды многих философов, психологов и педагогов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, П. Я. Гальперин,А. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и др.).

Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира и подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат.

Входе учебного исследования школьники не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, используют различные источники информации. Школьные исследования отличаются тематикой, которая определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся реализуется, если:

1) исследовательская деятельность учащегося направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей;

2) организация исследовательской деятельности основана

- на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации;

- на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого само проектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

3) формирование исследовательской деятельности строится как поэтапный процесс;

4) для стимулирования исследовательской деятельности последовательно используются действия, требующая постепенного усложнения исследовательских процедур, что позволит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить учащихся к поиску оптимальных выходов из нестандартных ситуаций.

Формирование исследовательских навыков у учащихся осуществляется поэтапно.

Элементы исследования на уроках применяются строго в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения и безопасностью образовательного процесса:

  1. на этапе первоначального самостоятельного изучения темы школьниками;

  2. при закреплении изученного материала;

  3. в качестве самостоятельной работы.

При организации учебного процесса, обеспечивающего развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимо создавать условия для проявления творческих возможностей:

  • интеллектуальное творчество - творческие задания с использованием дополнительных источников информации, составление задач самими учащимися, подготовка сообщений, докладов и т.п.;

  • социальное творчество - отношения учащихся друг с другом, учащихся и учителя на основе взаимного уважения, уверенности в успехе, педагогической поддержки.

Успешность развития потенциальных возможностей учащихся и формирование мировоззрения зависит от сотрудничества учителя и учеников.

мои педагогические принципы:

  • педагогический гуманизм (принятие всех учащихся, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);

  • эмпатическое понимание учеников, которое предполагает стремление и умение «чувствовать другого как себя»;

  • сотрудничество-установка на доверительное общение с детьми, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;

  • диалогизм - умение слушать ребёнка, интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия и взаимного уважения;

  • принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся);

  • принцип выбора (педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора).

Реализация этих принципов внесла изменения в мой методический стиль. Условия достижения положительных результатов возможны лишь при наличии

  • самообладания, собранности учителя;

  • спокойной манеры держаться в сочетании с доброжелательностью;

  • последовательности и постоянства в предъявлении требований;

  • терпимости;

  • создания атмосферы сотворчества.

Стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и одноклассников.

Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

  • повышение мотивации к обучению;

  • установка на престижность знаний;

  • развитие творческого подхода к собственной деятельности;

  • развитие коммуникативной направленности;

  • освоение новых информационных технологий;

  • высокая социализация выпускников.

Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.

В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Концепция модернизации российского образования ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особенное значение формированию способности ученика к самостоятельному исследованию. От понимания феномена исследовательской деятельности и готовности к формированию соответствующих умений у учащихся зависят не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их социальной адаптации, а иногда и – физического выживания в условиях новизны и нестабильности современного общества.

Биология – тот школьный курс, в котором имеются реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Длительные наблюдения, эксперименты, самостоятельные учебные исследования…

Занятия учащихся исследовательской деятельностью позволяют разрешить ряд противоречий между:
1 – направлением образования в основном на подготовку простого исполнителя и необходимостью воспитания качеств творческой личности;
2 – сложившейся системой образования и возросшими требованиями к знаниям учащихся при поступлении в ВУЗ;
3 – потребностью инновационных образовательных заведений в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих умений школьников и уровнем изученности этого вопроса в педагогической науке.

Исследовательской работой учащиеся могут заниматься во внеурочное время. Для того чтобы развить у ребят навыки исследования, работа с ними должна быть систематической и планомерной, цель работы четко сформулирована и посильна для достижения.

В обучении методике исследований нами были выделены несколько этапов:

1 – выбор темы исследования, формулирование его цели;
2 – сбор предварительных данных об объекте изучения, приемах и методах работы;
3 – установление последовательности работ, составление плана, проектирование эксперимента;
4 – отбор необходимого оборудования, создание условий для достижения цели;
5 – выполнение и регистрация хода работ и наблюдений;
6 – анализ результатов наблюдений и формулировки выводов;
7 – уточнение плана и написание отчета (реферата);
8 – литературное оформление работ.

Выполнение работ с элементами исследовательской деятельности предполагает развитие у школьников творческих способностей, хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.

Можно рассмотреть несколько областей исследовательской деятельности учащихся и, соответственно, цели, которые она охватывает.

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изучаемого материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления.

3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, которые связаны с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации.

Создание надежной системы целей далеко не абстрактный вопрос, интересующий только теоретиков. Использование четкой упорядоченной, иерархической классификации целей важно, прежде всего, для педагога-практика по следующим причинам:

1) концентрация усилий в совместной работе учителя и ученика;
2) ясность и гласность в совместной работе учителя и ученика;
3) создание эталонов оценки результатов обучения .

Известно, что дети – прирожденные исследователи, поэтому найти контакт со школьниками на этой почве достаточно просто. Основные трудности возникают из-за дефицита у ребят аккуратности и усидчивости, необходимых при любом сборе и обработке материала.

Поэтому руководитель должен придерживаться следующих критериев при отборе учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью:

1 – наличие познавательного интереса к изучению биологии;
2 – общее развитие ребенка;
3 – глубокие знания по предмету, имеющийся запас знаний и умений;
4 – выбор будущей профессии.

Наш опыт преподавания указывает на то, что современный школьник не может быть только исполнителем, он должен быть творческой личностью, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.    

 Выполнение учащимися работ с элементами исследовательской деятельности дает следующие результаты:

  • способствует умению организовать запоминание, наблюдение, эксперимент;

  • формирует качества творческой личности;

  • прививаются навыки практической деятельности;

  • развиваются важные качества личности: работоспособность, сообразительность, эмоциональная устойчивость;

  • приводит к профессиональной ориентации;

  • влияет на экологизацию мировосприятия современного человека.

Результат занятий исследовательской деятельностью своеобразен и закономерен. Изменения происходят как в ученике, так и в учителе. Методологическая рефлексия выступает как условие профессионального роста. Постоянный самоанализ, выявление причин своих успехов и неудач позволяют совершенствовать педагогическую деятельность.

Мои ученики работали над следующими проектами:

- модификационная изменчивость у растений (9 класс);

- влияние условий на рост и развитие растительного организма (6 класс);

- влияние вредных факторов на растения (6 класс);

- влияние условий на рост и развитие комнатных растений (6 класс);

- стресс и депрессия (9 класс).

Учащимися было проведено исследование причин и форм проявления стресса и депрессии у людей. Анкетирование подводилось по возрастным группам, были построены диаграммы.

Мы, к великому нашему сожалению, сажая за парты и навязывая форму получения знаний, иногда отбиваем у ребенка желание учиться. Чтобы побудить детей к творчеству, развить интерес к изучению биологии, я на уроках и во внеурочной деятельности использую различные игры и игровые моменты.

Стратегия современного учителя заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Только в этом случае интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!