СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад : Сжатое изложение в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном семинаре – практикуме по русскому языку для учителей начальных классов по теме: «Место русского языка в речевом развитии школьника в соответствии с требованиями ФГОС»

 «Совершенствование смыслового восприятия текста при обучении сжатому изложению»

(слайд №1)

       При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…» С.Ожегов

      Одной из закономерностей овладения родной речью состоит в том, что ребенок усваивает нормы употребления элементов языка в процессе подражания образцовой речи: он запоминает речевую норму непроизвольно, неосознанно. О человеке, который помнит, как принято употреблять элементы языка в речи и безошибочно следует традиционно принятой норме в своей речи, говорят, как о человеке с чувством языка или с языковым чутьем.

       Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения.

        Что же положено в основу системы работы над изложением? Необходимо подчеркнуть, что, говоря о системе, « имеется в виду не порядок работы над  изложением, а такая последовательность обучения речемыслительной деятельности в целом, в котором предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи» (Ладыженская Т.А.).

     Изложение - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования УУД, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос чему обучать, работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным УУД. Формирование таких действий и составляет содержание работы над изложениями разных видов.

       В Федеральном государственном образовательном стандарте именно этому  придается особое значение. Этими умениями школьник овладевает, если приобретает способность к адекватному восприятию речи. Пониманию речи содействует работа над сжатым изложением текста.

(слайд №2)

        Сжатое изложение – это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания воспринятого текста.

       В школьной практике сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию, т.е. сжатие воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Для этого необходимо уметь выделять микротемы в тексте. Микротема – наименьшая составная часть темы целого. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

(слайд №3)

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно – речевые умения: умение вычленять главное в информации, раскрывать тему и основную мысль текста, умение сокращать текст разными способами, умение правильно, логично и лаконично излагать основные идеи автора, сохранять последовательность событий, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

(слайд №4)

      С точки зрения логики  - это очень ценная методика, но эта работа требует много времени и  утомляет детей, поэтому в настоящее время доста­точно редко используется учителями-практиками. Что неправильно.  В практической жизни важно запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене в 9 классе предпочтение отдано именно сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно в отличие от подробного пересказа, в большинстве случаев требующего от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста.

(слайд №5)

 

Алгоритм работы над сжатым изложением

1.Прочитайте исходный текст.

2.Определите тип текста, докажите.

3.Сформулируйте основную тему, главную мысль.

4.Выделите в тексте части: вступление, основную часть, заключение.

 5.Выделите микротемы, ключевые слова.

6.Составьте план изложения.

7.Используя различные способы сжатия, сократите текст.

8.Проверьте наличие в тексте всех микротем, их последовательность.

9.Проверьте связь между частями изложения.

10.Проверьте наличие авторского замысла.

11. Лексико – орфографическая подготовка.

12. Пересказ.

13. Написание изложения.

16. Проверка и самооценка. Редактирование.

(слайд №6)

 

     Важно до начала систематической рабо­ты над сжатым изложением на специаль­ных подготовительных упражнениях учить школьников способам и приемам компрес­сии текста на уроках русского языка, т.е. использовать синтаксические приемы сокращения текста:

1.Сокращение отдельных членов предложения (определений, обстоятельств),

однородных членов предложения.

2.Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений.

3.Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части,

 разбивка сложного предложения на сокращенные простые.

4. Перевод прямой речи в косвенную.

5. Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

6. Пропуск предложений с описанием и рассуждением.

    На уроках литературного чтения необходимо использовать такие виды работ: выборочное чтение, составление характеристики героя, деление текста на смысловые части, их озаглавливание, составление плана, краткий пересказ фрагментов, текстов произведений.

Для успешного сжатия необходим тща­тельный подбор текстов. Каковы требования к текстам?

•   доступность;

•   соответствие возрастным особеннос­тям и интересам учащихся;

•   познавательная и воспитательная цен­ность;

•   ясность и несложность композиции, небольшое количество действующих лиц;

•   безупречность в языковом отношении;

•   повествовательный, сюжетный харак­тер (могут быть элементы описания и рассуждения);

•   наличие диалогов (по возможности);

•   наличие второстепенной (несущест­венной) информации (пространных описаний природы, настроений и чувств героев и т.п.).

 

(слайд №7)

 Известны три способа компрес­сии текста: 1) исключение подробностей, деталей;

 2) обобщение конкретных, единич­ных явлений; 3) упрощение текста.

    Сжатое изложение по самостоятельно составленному плану в IV классе может быть облегчено, если перед учениками име­ется текст, который они могут перечиты­вать и перерабатывать. В качестве помощи учащимся при самостоятельном написании сжатого изложения рекомендуем использо­вать алгоритм, в котором в определенной последовательности указывается, что нуж­но делать, чтобы подготовить сжатое изло­жение текста.

Вместе с тем, предлагая учащимся напи­сать сжатое изложение, нужно предоста­вить им возможность проявить максимум самостоятельности в отборе главного и де­талей.

(слайды)

 - Что предлагаю сделать сейчас и вам. Практическая часть по группам.

      Итак, главная дидактическая задача сжатого изложения – научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию. От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи – таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм работы над сжатым изложением в начальных классах

 

1. Прочитайте исходный текст.

2. Определите тип текста, докажите.

3. Сформулируйте основную тему, главную мысль.

4. Выделите в тексте части: вступление, основную часть, заключение.

 5. Выделите микротемы, ключевые слова.

6. Составьте план изложения.

7. Используя различные способы сжатия, сократите текст.

8. Проверьте наличие в тексте всех микротем, их последовательность.

9. Проверьте связь между частями изложения.

10. Проверьте наличие авторского замысла.

11. Лексико – орфографическая подготовка.

12. Пересказ.

13. Написание изложения.

16. Проверка и самооценка. Редактирование.

 

 

 

Памятка для анализа изложения

1. Передайте общее впечатление от выполненных работ учащихся.

2. Охарактеризуйте полноту передачи содержания исходного текста.

3. Рассмотрите последовательность в передаче содержания, обратите внимание, нет ли логических ошибок.

4. Проверьте, нет ли искажения фактического материала, ненужных добавлений.

5. Посмотрите, как используются советы по проведению языкового анализа.

6. Отметьте речевые ошибки, особенно наиболее типичные из них.

7. Назовите случаи самостоятельного решения речевых задач («соавторские слова» и «свои слова»).

8. Охарактеризуйте качество редакторской правки.

9. Назовите орфографические и пунктуационные ошибки, объясните их причины.

10. Охарактеризуйте внешнее оформление работ.