СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Технологии интерактивного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Технологии интерактивного обучения"»

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

(ФГБОУ ВО БГПУ им. М.Акмуллы)

Колледж БГПУ им. М.Акмуллы






Доклад на тему: "Использование технологии интерактивного обучения в начальной школе"

по МДК.04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»




Выполнила

студентка группы ____________________ М.Р.Курбанова

(подпись)


Преподаватель _____________________ Герасимова И.С.

(подпись)




Работа защищена

«____» ____________ 2022 г.

Оценка _________________





Уфа 2021

ВВЕДЕНИЕ


Сейчас одной из самых важных задач в современной системе образования считается формирование универсальных учебных действий (УУД), которые дают школьникам возможность научиться учиться, развивают их способности саморазвития и самосовершенствования. Что может достричься только через сознательное и активное присвоение учащимися социального опыта. Формирование общеучебных умений начинается в начальной школе и является базой для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения. Развитие у младших школьников желания и способности самостоятельно, без учителя, получать знания – это самая главная задача для организаторов учебного процесса в школе, прописанная в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).

Готовы ли сегодня младшие школьники к самосовершенствованию и повышению уровня учебно-познавательной активности? Сегодня, когда научно-технический прогресс идет в гору, и информационный поток врывается в жизнь человека, ребенок не отстает от взрослого, а бывает и затмевает его в умении обращаться с компьютерами и другими техническими устройствами, так как для ребенка это интересно и, как он сам считает, жизненно необходимо. Иначе обстоит дело с учебой, которая оказывается для ребенка менее важной. Поэтому активизация познавательной деятельности учащихся по-прежнему является одной из важнейших проблем в школьном образовании.

Отличительная черта интерактивного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Если учитель будет использовать интерактивные технологии обучения на уроках в начальной школе, то это будет способствовать тому, что ученики научатся самостоятельной находить и обрабатывать информацию. Что положительно скажется на их дальнейшем обучении. Использование интерактивных технологий способствует лучшему восприятию информации детьми и развитию у них Универсальных учебных действий ‒ умения учиться (УУД).

Актуальность исследования определяется необходимостью научить детей учиться, развить их способности саморазвития и самосовершенствования, что возможно лишь при применении интерактивных технологий.

Цель исследования: отобрать интерактивные методы обучения, направленные на достижение учебных целей.

Предмет исследования: интерактивные технологии обучения, включающие научно-практические методы и педагогические приемы.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме.

  2. Определить интерактивные научно-практические методы и педагогические приемы, способствующие развитию познавательного интереса младших школьников.

  3. Выявить эффективность выбранных интерактивных методов обучения в развитии у детей познавательного интереса и росте уровня их знаний, умений и навыков.













В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

 Таким образом, цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.( 1. 40-51)

Чтобы достичь этой цели, учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими современными образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. 

Что же такое педагогические технологии?

Педагогические технологии – такая совокупность средств и методов организации образовательного процесса (процессов воспитания, обучения и развития личности), которая обеспечивает достижение поставленных целей образования по заранее обоснованным критериям. (Н.Ф. Маслова) (2)

Основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:

  • психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых;

  • изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;

  • обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;

  • возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого почерка) и достижение результата, независимо от уровня квалификации педагога.


В условиях реализации требований ФГОС НОО одной из наиболее актуальной технологией является Интерактивная технология.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. (3)

Интерактивная деятельность основывается на активной коммуникации участников образовательного процесса. «Сущность интерактивного обучения, - утверждают Н. Побирченко и Г. Коберник, - заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учащихся; учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения». (4)

Интерактивность образования способствует формированию как предметных умений, так и общеучебных, выработке жизненных ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, развития коммуникативных качеств личности. Такая технология, как утверждают исследователи, предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа соответствующей учебной ситуации и исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Поэтому во время такого обучения ученики и студенты учатся демократично общаться с другими людьми, критически и творчески мыслить, принимать обоснованные решения. При этом к работе привлекаются все участники процесса, которые работают в группах в обустроенном классе, по заранее подготовленному учителем материалу, с соблюдением процедуры и регламента, в атмосфере доверия.


Главная черта интерактивного обучения - использование собственного опыта учениками во время решения проблемных вопросов. Им предоставляется максимальная свобода мыслительной деятельности при построении логических цепей.

Интерактивное обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со своими ровесниками, позволяет реализовать естественное стремление человека к общению, способствует достижению учащимися высоких результатов усвоения знаний и формирования умений.

Преимущество интерактивного обучения в том, что учащиеся усваивают все уровни познания (знание, понимание, применение, оценка), в классах увеличивается количество учащихся, которые сознательно усваивают учебный материал. Ученики занимают активную позицию в усвоении знаний, растет их интерес в получении знаний.


Интерактивное обучение делят на 4 группы:

  • парное обучение;

  • фронтальное обучение;

  • обучение в игре;

  • обучение в дискуссии.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.

Технологии интерактивного обучения.

1) Работа в парах.

2) Ротационные (сменные) тройки.

3) Карусель.

4) Работа в малых группах.

5) Аквариум.

6) Незаконченное предложение.

7) Мозговой штурм.

8) Броуновское движение.

9) АМО «Дерево решений».

10) Суд от своего имени.

11) Гражданские слушания.

12) Ролевая (деловая) игра

13) Метод пресс.

14) Займи позицию.

15) Дискуссия.

16) Дебаты.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

«Аквариум»

Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе»

Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса.

«Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обсуждение.

Метод «ПРЕСС»

Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

– Обоснование своей мысли («… Так как…»)

– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («…,например,…»)

– Обобщение, выводы («Итак…»).

«Обучая – учусь»

Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.

«Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

«Карусель»

Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Совместный проект»

Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения мы меняем взаимодействие учеников с учителем, следовательно:
- активность учителя уступает место активности учащихся;
- мы создаём условия для инициативы учеников;
- ученики выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего;
- мы не даём готовые знания, а побуждаем к самостоятельному поиску;
- мы организуем взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды;
- обращаемся к профессиональному опыту участников, помогаем искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.


Применение интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре уроков.

Структура интерактивного урока:

I. Организация класса.

1. Организационный момент.

2. Проверка готовности рабочих мест.

II. Итог фенологических наблюдений.

III. Мотивация учебной деятельности.

IV. Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов.

V. Предоставление необходимой информации.

VI. Интерактивные упражнения.

VII. Подведение итогов, оценивание результатов урока.

Цель этого урока - сфокусировать внимание учеников на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. Субъект обучения должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личностную, собственную заинтересованность, осознавать, что и зачем он сейчас будет делать.

Мотивация готовит учащихся к восприятию материала, настраивает их на решение определенных проблем и становится мостиком для представления темы урока.

Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов

Цель этого этапа -- обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности, того, чего они должны достичь на уроке и чего от них ждет учитель.

Формулировка ожидаемых результатов урока -- это по сути то, что традиционно называют дидактической целью урока. Результаты должны быть сформулированы с помощью соответствующих глаголов, например:

  • знания: объяснять суть явления, определять, характеризовать, сравнивать, различать и т.д.;

  • умения и навыки: дискутировать, аргументировать мнение, дать свою оценку, проанализировать и т.п.;

  • отношение: сформировать и высказывать свое отношение к...

Предоставление необходимой информации

Цель этого этапа -- дать детям достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задачи, но за минимально короткое время. Для овладения информацией часто используют технические средства обучения или подсказки.

Интерактивные упражнения

Интерактивное упражнение - центральная часть занятия. Она занимает около 50-60% его времени. Цель - усвоение учебного материала, достижение результатов урока.

Подведение итогов

Этот этап занимает около 20% времени. Он очень важный. На нем сравниваются полученные знания с ожидаемыми результатами, делаются выводы, закрепляется материал, анализируются собственные действия. Полученные результаты, составляется план дальнейших действий.

Например, на итоговом этапе интерактивного занятия на тему «К природе не неси вреда» необходимо:

1) выяснить, что сделано на уроке;

2) выявить причины, которые приводят к ухудшению условий жизни растений и животных;

3) найти возможности для улучшения экологической обстановки;

4) предложить ученикам:

a) подобрать свои примеры факторов, которые приводят к исчезновению растений, животных; обсудить в парах и представить свои мысли классовые;

b) создать рисунки, представляющие причины, вызывающие ухудшения условий существования предметов неживой и живой природы.


Заключение

Применение Технологий Интерактивного Обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как, учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа, а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

МНОГИЕ основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Статья в журнале «Ученные записки ИУО РАО» автор Кондратюк Людмила Николаевна г.2019 ст 40-51

  2. Понятие «Педагогическая «технология» в зарубежной и отечественной литературы автор Н.Ф. Маслова.

  3. Стать « Интерактивное обучение» Чолак В.В

  4. Понятие «Интерактивные технологии» Н. Побирченко и Г. Коберник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!