Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Доклад
Учебные проекты как средство развития исследовательских умений младших школьников во внеурочной работе
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель:
Керова К.А.,
студентка 4 «А» группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель психологических дисциплин
Камышлов, 2017
План
Актуальность, цель и задачи доклада
-
2. Исследовательские умения: подходы к пониманию понятия.
3. Психолого-педагогические основы развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
4. Учебный проект: подходы к пониманию понятия.
5. Особенности учебных проектов для развития исследовательских умений младших школьников.
6. Характеристика заданий для выполнения учебных проектов, направленных на развитие исследовательских умений у детей младшего. школьного возраста
7. Заключение.
8. Список литературы.
Актуальность, цель и задачи доклада
В ФГОС НОО формулируется идея реализации личностноориентированной модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения личности, на овладение способами познавательной деятельности. Это требует создания определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую [10].
Анализ исследований, посвященных проблеме развития исследовательских умений учащихся во внеурочной работе, показывает, что эта проблема в разных аспектах освещалась в психологической и педагогической научной литературе. Особенности формирования исследовательских умений рассматривались в работах В.А. Караковского, А.И. Савенкова, и др.
Однако, в образовательной практике многими методистами наблюдается бессистемный характер формирования исследовательских умений. Так, результаты ВПР свидетельствуют о том, что у 56% школьников сформированность исследовательских умений находится на низком уровне, у 43% — на продуктивном и у 1%— на творческом уровне. Данные показатели находят отражение в острых проблемах школьного обучения [5].
Одним из условий развития исследовательских умений является обучение младших школьников умениям проектирования. Возможности учебных проектов для развития исследовательских умений рассматривались Дж. Дьюи, В.Х. Килпатриком. Метод проектов позволяет решать такие актуальные проблемы как: не способность информацию превращать в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации и др.
Исходя из этого, была поставлена следующая цель доклада: теоретически обосновать возможности учебных проектов во внеурочной деятельности, направленных на развитие исследовательских умений детей младшего школьного возраста.
Задачи отражают основные этапы доклада:
1. найти различные подходы к пониманию понятий: «исследовательские умения», «учебный проект»;
2. рассмотреть психолого-педагогические основы развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста;
3. выделить особенности учебных проектов для развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста;
4. обосновать задания для выполнения учебных проектов, направленных на развитие исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
Исследовательские умения: подходы к пониманию понятия
Несмотря на большую ценность, придаваемую развитию исследовательских умений, понятие «исследовательские умения» не имеет конкретного научного определения.
Например, Н.Л. Головизнина, И.А. Зимняя, В.В. Успенский [2,8] рассматривают исследовательские умения как результат исследовательской деятельности, то есть как способности к проведению самостоятельных наблюдений, приобретаемой в процессе решения исследовательских задач.
Авторы другого подхода М.Н. Поволяева, П.Ю. Романов, Н.В. Сычкова [1, 3] рассматривают исследовательские умения как способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности.
Итак, среди ученых нет единого мнения об определении понятия исследовательские умения. При этом общим для большинства понятий является то, что исследовательские умения представляют собой способность наблюдения в процессе решения исследовательских задач.
Психолого-педагогические основы развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста
Для младших школьников характерны некоторые возрастные психологические особенности, которые способствуют занятиям исследовательской деятельностью.
В этом возрасте у ребенка активно формируется речь и словарный запас [4]. Во время исследования от ребенка требуется работа над словом. Что способствует правильному развитию устной и письменной речи.
Одна из главных их особенностей - наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали. [7]
Другой особенностью маленьких исследователей являются их аккуратность и исполнительность.
Младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение.
Следующей характеристикой исследовательской деятельности учеников младших классов является недостаточность знаний, умений и навыков для правильного оформления своих исследований.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что младший школьный возраст - благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.
Учебный проект: подходы к пониманию понятия
Исследователи по-разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дж. Дьюи трактует метод проектов «как способ обучения через делание». Когда учащийся включён в познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, формируя знание[1].
А.С. Сиденко рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов [6].
Следовательно, есть множество подходов к пониманию понятия «метод проектов».
Особенности учебных проектов для развития исследовательских умений младших школьников
Важное место в формировании исследовательских умений занимает метод проектов, так как он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых проблемных методов.
Метод проектов позволяет сделать учёбу интересной, расширяет кругозор ребёнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность.
Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия развития исследовательских умений через выполнение учебных проектов.
Прежде всего, это изменение роли учителя.
В ходе работы над проектами нужно поддерживать детскую любознательность, а не блокировать её.
Рекомендуется оборудовать стенд в классе, где следует разместить материалы, помогающие осуществить учебное исследование
Овладение исследовательскими умениями будет эффективнее, если правильно организовать работу с родителями.
Одним из условий развития исследовательских умений является обучение младших школьников умениям проектирования
Обязательно должны создаваться педагогические ситуации, которые побуждают школьника защищать своё мнение, предоставлять аргументы своих предположений.
Характеристика заданий для выполнения учебных проектов, направленных на развитие исследовательских умений у детей младшего школьного возраста
Планирование организации формирования исследовательских умений во внеурочной деятельности возможно на основе специально подобранных заданий для выполнения учебных проектов, для каждого этапа их проведения.
Задания разработаны также на основе этапов выполнения учебных проектов, а именно: 1. формулировка темы; 2. составление плана исследования; 3. поиск и переработка информации; 4. обобщение полученных данных; 5.защита проекта; 6. подведение итогов.
Для проектирования заданий учитываются разделы календарно-тематического планирования учебного предмета русский язык для 3 класса [10].
Цель заданий – способствовать развитию исследовательских умений младших школьников.
Разработанные задания будут состоять из следующих частей: 1. титульный лист; 2. основная часть (задания для выполнения учебных проектов на основе этапов реализации учебного проекта и разделов календарно-тематического планирования по русскому языку (3 класс)); 3. список литературы.
Разработанные задания для выполнения учебных проектов по развитию исследовательских умений у детей младшего школьного возраста соответствует требованиям реализации учебного проекта, то есть учащиеся являются активными участниками исследования.
Заключение
Организация работы над развитием исследовательских умений через выполнение учебных проектов повышает уровень знаний, что проявляется в самостоятельности «открытия» новых знаний, установлении закономерностей изучаемых явлении, углублении своих знаний по интересующей проблеме [7].
Таким образом, формирование исследовательских умений через выполнение учебных проектов позволяет заложить основу для формирования учебной деятельности младшего школьника – систему учебно-познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Список литературы
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.
Афанасьев В.Г. Общество : системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996.
Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М. : МГУ, 1985.
Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград, 2013.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения // Директор школы. 1995. №6.
Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск-Москва, 2001.
Иодко А. Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии: Дис. канд. пед. наук. М., 1983.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. школьный учебник Русский язык 3 класс (1 и 2 части)/ М. Просвещение, 2011.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р). URL : http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 13.01.2017).