Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Раково-Таврическая средняя общеобразовательная школа №6
(полное наименование образовательного учреждения)
Доклад:
«Учёт психологических особенностей младших школьников при проведении урока »
Учитель начальных классов Синякова Таиса Ивановна
2018год
Учет психологических особенностей младших школьников при проведении урока
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
Учебная мотивация младших школьников – это сложное образование, которое определяется комплексом факторов:
1) образовательной системой, образовательным учреждением;
2) организацией образовательного процесса в школе;
3)субъектными(психологическими)особенностями обучающегося;
4) спецификой школьных предметов.
Рассмотрим подробнее психологические особенности младших школьников, которые влияют на их обучение, воспитание и развитие.
1. Среди психологических особенностей младших школьников, которые влияют на успешность их в обучении – тип нервной системы (НС), которым обладает от рождения каждый ребенок.
Выделяют детей:
1) со слабым типом НС
2) с сильным типом НС [4]
Современная система образования предполагает взаимодействие учителя с неким среднестатистическим учеником, а индивидуальный подход в обучении, хоть и понимается как наиболее эффективный, по-прежнему не практикуется. Множество проблем в обучении связаны с несовершенством и несовременностью образования.
Например, всем детям в классе дают одно и то же домашнее задание. И двоечник, и отличник на контрольной работе решают одну и ту же задачку за одинаковый отрезок времени. Один ученик прекрасно знает тему, но просто не успевает ответить на все вопросы контрольной и получает плохую оценку, а другой, ничего не зная, подсматривает ответы в шпаргалке и получает высокую оценку. Если один ученик на уроке скучает от того, что все и без того знает, а второму очень тяжело понять даже название темы урока, это совсем не означает что первый умный, а второй глупый. В конце концов, ребенку может просто не нравится учитель и наоборот.
О недостатках и упущениях системы образования можно говорить долго. Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться к этой несовершенной системе.
Хорошие оценки не должны быть самоцелью, гораздо важнее для школьников усвоить необходимые для жизни знания, научиться учиться, определиться, какая область человеческих знаний наиболее интересна, чтобы позже выбрать профессию. Это можно сделать, только зная и понимая особенности личности.
Индивидуальный стиль учебы, подобранный под тип темперамента и другие личностные особенности ученика, помогает ему учиться. Родители, делающие уроки с ребенком дома, выступают в роли учителя, поэтому должны знать его типологические особенности и отталкиваться от этого знания при выборе методов и времени обучения.
В связи с данными типами нервной системы различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Темперамент, и лежащий в его основе тип нервной системы в значительной мере определяющий стиль деятельности ребенка.
Типы темперамента
Одной из составляющих личности школьника, определяющей успеваемость, является темперамент – врожденная совокупность психофизиологических особенностей, связанных с возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет не только эмоциональность и чувствительность, но и стиль деятельности, способ реагирования и поведения.
Темперамент, в отличие от характера, является врожденной характеристикой и лишь в незначительной степени поддается изменениям в течение жизни. Характер воспитывается в детстве и может меняться в процессе самовоспитания во взрослом возрасте. Он, как правило, компенсирует негативные стороны темперамента.
Например, медлительность, свойственная флегматикам, часто компенсируется такой чертой характера как усидчивость, что помогает таким детям остаться в классе и делать задание, даже если другие, более шустрые ученики уже резвятся на переменке.
Темперамент обнаруживается очень скоро после рождения малыша, в течение первого года его жизни. И хотя чистых типов темперамента не бывает (чаще всего наблюдаются смешанные типы), все же какой-то один из них преобладает.
Выделяется четыре типа темперамента:
1 ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА – МЕЛАНХОЛИК.
Меланхолик – слабый тип. Такой ребенок не уверен в себе, застенчив, склонен к мнительности, обидчивости. У него развиваются повышенная ранимость, замкнутость. Не сразу входит в групповую деятельность, чаще наблюдает со стороны.
Учителям, которые обучают данных детей, необходимо помнить, что дети меланхолики остро реагируют на крики и повышенный тон голоса. В связи с этим, учителю необходимо стремиться наладить доброжелательные отношения с ними или они могут замкнуться в себе. Дети с данным типом темперамента требуют особого внимания, их следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие.
Дети с данным типом нервной деятельности быстро переутомляются, имеют низкую выносливость, поэтому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых вовлечённым в процесс нервным клеткам и сохранить оптимальную работоспособность.
Детям со слабым типом НС необходимы перерывы в работе, тишина.
Для ученика со слабым типом НС проверочная работа или ответ у доски должны происходить в определённое, ожидаемое время, так как ему нужно настроиться на ответ или контрольную. Непредвиденная ситуация, вопросы, требующие быстрого ответа, могут привести к распаду деятельности. Иногда следует предоставить ему возможность изложить свои мысли в письменной форме.
2 тип темперамента – флегматик.
Дети-флегматики - уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок, но чрезмерно медлительный.
Ребенок характеризуется высокой степенью работоспособности, аккуратен и педантичен. Флегматик легко идет на контакт со своими сверстниками и взрослыми. Если же он замечает насмешки над ним со стороны – замыкается. Они глубоко переживают свое свойство медлительности, но сделать с этим ничего не могут.
Учителю, обучающему таких детей необходимо знать, что они предпочитают однообразные, монотонные занятия. В деятельности соблюдают порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение.
Флегматика нужно вовлечь в деятельность и заинтересовать. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.
3 ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА - ХОЛЕРИК
Холерик - сильный, но неуравновешенный тип. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, склонен к резким сменам настроений. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден.
Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны.
Учителям, которые обучают данных детей, необходимо помнить, что дети склонны к завышенной самооценки, если их часто хвалить. Не заострять внимание на «промахе». Если задание им интересно, способны на многое за короткий срок, в таком случае их продуктивность чрезвычайно высока. Они настоящие « Стахановцы»: не бояться объёма , органиченности времени и сложности заданий.
Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.
4 ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА – САНГВИНИК
Сангвиник -уравновешенный, с повышенной работоспособностью. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Они склонны не доводить начатое дело до конца. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Стоит избегать длительной монотонной, эмоционально не окрашенной работы: она снижает внимание, вызывает истощение. Нужно менять виды деятельности, предоставлять возможность выполнять задания своими способами, помогать формировать самоконтроль результатов, планировать свои действия [5]
2. Учет сенсорно-перцептивных особенностей детей.
Все дети – разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает рисунки, предметы.
Для аудиала важно то, что он слышит, для кинестетика – то, что он чувствует, для визуала главной оказывается зрительная информация.
Эти особенности влияют на восприятие учащимися учебного материала.
Ребенок воспринимает мир всеми пятью чувствами, но, сталкиваясь с новой информацией, он часто прибегает к какой-то одной, наиболее удобной для него модели восприятия.
Если способ подачи информации, выбранный учителем, совпадает с ведущей модальностью ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает.
Рекомендации по учету доминантной сенсорной модальности ребенка
1. Дети-кинестетики.
Познают окружающий мир тактильным способом, т.е. путем прикосновения или движения.
Эти дети наиболее успешны при выполнении тестовых заданий.
Особенности запоминания: помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь.
Стратегия сопровождения при работе с детьми-кинестетиками - должна быть двигательная активность, т.е. создание условий для свободного перемещения детей по кабинету и тактильной деятельности.
На занятиях не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно; обязательно следует давать им возможность моторной разрядки (принести книгу, оборудование, записать что-либо на доске); запоминание материала у них легче происходит во время движения.
2. Дети-аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят рассказывать, задают множество вопросов, как правило, правильно говорят. Легко запоминают то, что слышат.
Стратегия сопровождения: при обучении аудиалов акцент делается на восприятии информации на слух (уделяя особое внимание интонации, мелодичности, тембру голоса). Для быстрого приобретения необходимых навыков предложите детям комментировать то, что они делают.
3. Дети-визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Они быстро схватывают и запоминают такие характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Любят рассматривать картинки – им интереснее смотреть на иллюстрации, чем слушать.
Особенности запоминания: помнят то, что видели, запоминают картинами.
Учителю на занятиях рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами.
Таким образом, учет сенсорно-перцептивных особенностей детей позволит учителю избежать многих трудностей при обучении.
3. На успешность детей в обучении влияет наличие у них стремления к успеху или неудаче.
Без ощущения успеха пропадает интерес к учебным занятиям. При наличии стремления к неуспеху (ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения учебной деятельности), необходимо создавать для учеников ситуации успеха – то есть субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере одобрения, создаваемые речевыми и не вербальными средствами.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ученику справиться с поставленной перед ними задачей.
4. Социометрический статус, который занимает ученик в классе влияет на успешность его в обучении.
Если ученик нормально общается с классом, имеет благоприятные межличностные отношения с ними и тем самым обладает положительным статусом в группе (лидер, предпочитаемый, принимаемый), то это положительно влияет не только на их психическое состояние, физическую активность, но и на его успеваемость, познавательную деятельность.
Если же взаимоотношения с одноклассниками нарушены (он имеет статус пренебрегаемого, изолированного или отвергаемого), то он будет тратить свои силы не на повышение своей успешности в обучении, а на преодоление напряжения, дискомфорта, страха, которые возникают у него при общении с одноклассниками. Например, такой ученик не будет стремиться выступить у доски перед классом из-за боязни быть высмеянным, непонятым [2]
Для решения этой проблемы необходимо искать психолого-педагогические условия формирования благоприятных межличностных отношений в классе, повышать значимость учеников с неблагоприятным статусом в классе (например, через делегирование ему части полномочий классного руководителя), на уроках использовать методы групповой работы, работы в парах, включая, таким образом, данного ребенка в работу с одноклассниками [1]
Таким образом, при планировании, организации и проведении урока учителю необходимо помнить и соблюдать вышеперечисленные психологические особенности детей. Это позволит создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей в обучении, воспитании и развитии каждого ученика.
( Показать памятку)
Как учатся дети с разными типами темперамента
Темперамент проявляется в любой деятельности человека и, конечно же, в ведущем виде деятельности каждого возрастного этапа развития.
Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которой обуславливает формирование основных возрастных психологических новообразований и способствует дальнейшему развитию личности. Для младших школьников таким видом деятельности является учебная деятельность, то есть учеба.
Правильная организация учебы вырабатывает у школьника навыки труда. Учебный процесс должен восприниматься положительно, чтобы обучение имело смысл. Как недостаточная, так и чрезмерная нагрузка негативно воздействуют на физическое и психическое здоровье школьника.
Если говорить в общем, то в современной системе образования более успешными оказываются те ученики, чей темперамент преимущественно флегматический или меланхолический. У сангвиников и холериков оценки, как правило, ниже, чем у меланхоликов и флегматиков.
Сангвиник обладает молниеносной реакцией и умеет приспосабливаться к непредвиденной смене обстоятельств. Продуктивен в учебе, только если она осуществляется в интересной форме (например, игровой), в противном случае ему становится скучно, он ленится и всеми силами старается избежать выполнения задания. Учеба дается им легко, новый материал они усваивают быстро, но не стремятся его изучить глубже. Сангвиники способны делать несколько дел сразу, скорость переключения внимания у них высока, но такой многозадачный труд часто носит поверхностный характер. Возможно множество ошибок по невнимательности.
Сангвиники и холерики бодры, веселы, общительны, активны в школе, почти не бывают усталыми, вялыми или расслабленными. Они не испытывают какого-либо напряжения при усвоении нового материала, легко запоминают большой объем информации, быстро отвечают на вопросы и выполняют задания. Такие дети воспринимаются как непослушные, неуправляемые, слишком свободолюбивые.
Холерики и сангвиники не любят проверять выполненную работу на ошибки. Также они не любят анализировать, классифицировать, планировать, делать выводы, а эти умения очень важны в учебе. Но самая существенная проблема для таких учеников – отсутствие самоконтроля, усидчивости и недостаток концентрации внимания. Эти качества нужно развивать.
Флегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность с лихвой компенсируется прилежанием. Флегматик может долго «вклиниваться» в работу, но когда уже погружается в нее, то в серьез и надолго. Любят разбираться, анализировать, сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения. Это прилежные ученики, уважающие учителей.
Меланхолики очень старательны и скрупулезны, любят добираться до сути, они усердны так же, как и флегматики, но намного быстрее утомляются, им чаще приходится делать перерывы на отдых. Порой им не хватает упорства, уверенности в себе и силы воли (особенно если задание не нравится). Любят работать не по принуждению, а по вдохновению.
Флегматики и меланхолики ведут себя на занятиях спокойно и сдержанно, это послушные и любознательные дети. Они аккуратны и прилежны. Дома флегматики и меланхолики занимаются учебой большую часть времени. Родители рады, видя своего ребенка таким прилежным и послушным, но для гармоничного развития ему нужна не только учеба. Игры, общение со сверстниками, хобби не должны исключаться из жизни ребенка.
Сангвиникам и холерикам часто не хватает терпения и старательности. Проверка знаний в школе обычно осуществляется в письменном виде, а такие задания легче выполнять меланхоликам и флегматикам. Им труднее, нежели холерикам и сангвиникам усваивать новый учебный материал, но усидчивость и трудолюбие приводят к тому, что они становятся отличниками.
Важно помнить, что каждый тип темперамента в учебной деятельности может проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны в зависимости от выбранной методики, задания, стиля преподавания и личности учителя.
Успешность в жизни никак не связана с хорошей успеваемостью в школе, скорее, наоборот, наблюдается обратная картина: ученики, плохо учившиеся в школе или вовсе ее прогуливавшие, более успешны во взрослой жизни, нежели отличники. Школа – необходимый этап в жизни каждого человека, проходя который важно не потерять способность мыслить нестандартно и верить в себя.
Одним из таких методов взаимодействия типов темперамента на уроке является групповая работа
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до уровня ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это первый принцип, которым я руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Придерживаясь этого принципа, стараюсь чаще ставить себя на место детей. Душа ребёнка – это хрупкий мир, который очень легко можно разрушить. Ученик должен чувствовать любовь учителя, понимание, а главное – уважение. Необходимо помнить слова «любите ребёнка, уважайте, и это вернётся к вам».
Учитель – это ваятель души маленького человека. Важно научить детей верить в себя и ценить себя. И здесь необходимым условием будет педагогика сотрудничества, единение учителя и ученика.
Опытный учитель будет стремиться найти индивидуальный подход к каждому ученику, такой метод взаимодействия , который пробудил бы инициативу, любознательность, доверие и желание искать ответы на поставленные вопросы и способствовать принятию творческих решений. Одним из таких методов взаимодействия на уроке является групповая работа. Использование на уроках групповой работы убедит учителя в том, что: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; исчезает безразличие, приобретаются теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, ответственность, такт, умение вести себя с учетом позиций других людей.
Начинать обучение групповой работе легче с организации работы детей в парах. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких умений, как взаимоконтроль и взаимопомощь. При делении детей на пары необходимо учитывать и темперамент учеников. Если в группу объединять сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая. Если холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции. Найдут "общий язык" или будут разборки, дисциплины не будет. Если меланхолик + меланхолик - стимулирования не будет. Усидчивы, но нет взаимопонимания. Если флегматик + флегматик, будет заторможенность, не будет эмпатии. Итак, лучшие пары для совместной работы, по мнению психологов: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик.
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Детей, которые по каким бы то ни было причинам, отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".
Следует учесть, что нельзя заниматься совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
Таким образом, организуя групповую работу, нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения. Нужны время, практика, кропотливый труд учителя.
Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четверками парты расставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.
Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например:
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говорить всем сразу;
реагировать жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
обращаться друг к другу по имени.
На доске показать правила работы в группах и вспомнить правила перед тем, как учащиеся начнут работать в группах.
Во время групповой работы контролируем ход работы, отвечаем на вопросы, регулируем порядок работы, в случае необходимости оказываем помощь отдельным ученикам или группе в целом.
Соединяем детей в группы с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы.
При оценке работы группы подчеркиваем не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
Группы учащихся могут различаться по следующим признакам:
Если задания для всех групп одинаковы, то чаще всего учащиеся воспринимают это как ситуацию соревнования групп.
Но не стоит при организации групповой работы:
- принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать
один (а в каждом классе есть такие);
- давать для работы более15–20 минут в 1–2 классах, более 20–30 минут в 3–4 классах;
- требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить продукт совместного труда;
- наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается постепенно на практике. Не следует переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужны время, практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы
Исходя из этого, необходимо поставить перед собой цель – развивать в учащихся способности к сотрудничеству. Эту работу в группах использовать на уроках математики, русского языка, окружающего мира.
На протяжении практики были разработаны определенные правила работы в группе;
- стараться поощрять ту группу, которая работала в тесном сотрудничестве;
- как можно чаще привлекать к работе тех детей, к которым учащиеся испытывали неприязнь.
Ссылаясь на то, что учитель хорошо знает своих детей, необходимо поработать над созданием атмосферы сотрудничества в групповой работе.
При формировании групп необходимо использовать различные формы группировки: деление при помощи пазлов; при помощи шахматных фигурок; отгадывание загадок; по цвету фишек; рисунков. Стараться заинтересовать детей в работе. Делать акцент на то, что все дети равны и все могут высказать свое мнение. Учитывать то, чтобы все дети могли пообщаться в разных группах, психологически настраивать всех на работу.
Первыми постараться выслушивать тех учащихся, которые чувствуют ,что не уверенны в своих ответах, а после слушать детей более способных и талантливых.
Одаренный ученик отличается остротой мышления, любознательностью, легко учится, обнаруживает практическую смекалку. Своей задачей необходимо ставить не только выявить это, но и совершенствовать, развивать, сформировать и углубить их способности. При работе в группе они являются лидерами, этим они вовлекают в работу других ребят. На уроках одаренный учащийся не боится записывать все, что приходит на ум. Он научился графически оформлять текстовый материал. Дает волю своему воображению и интуиции, при этом наблюдается познавательная мотивация. В групповой работе он проявляет настойчивость в решении проблем, но к тому же умело контролирует себя и терпимо относится к точкам зрения, которые отличаются от его собственных. У одаренных учащихся хорошо развито критическое мышление, они умеют строить различные выводы, давать самооценку своей работе.
Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы, уяснение причин успеха, трудностей.
Рефлексия проходит по двум направлениям:
- ход исследования решения проблемы;
- деятельность членов группы.
Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать следующие упражнения:
Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.
Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.
Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.
Покажи, что чувствует герой произведения
Покажи, что чувствуешь ты. Какое настроение.
Изобрази радость, горе, обиду и т.д.
После каждого задания дети делятся своими внутренними ощущениями, переживаниями, сравнивают их, стремятся понять. Что вызвало те или иные чувства.
Использование таких приемов в работе помогает учителю изменить отношение учащихся друг к другу. Дети начинают активнее работать на уроках, наблюдается взаимоподдержка в коллективе, оказывали помощь слабым учащимся в работе.
Использование на уроках форм групповой работы убеждает учителя в том, что возрастает глубина понимания учебного материала; меняется характер во взаимоотношениях между детьми; исчезает безразличие; сплоченность класса резко возрастает.
В своей работе я тоже использую групповую работу. И сейчас я вижу, что мои сегодняшние дети – другие. Они хотят и любят учиться, хотят узнавать новое, научились анализировать свою работу и работу одноклассников, определять причину неудач и анализировать успехи. Они стали более сплоченными и дружными. В дальнейшем я продолжу использовать групповую работу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.
Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Данный факт позволяет психологу и педагогу организовать работу с детьми, учитывая выявленные особенности. Например, «задавать» более быстрый темп при работе с учащимися с холерическим типом темперамента и придерживаться более медленного ритма, когда речь идет об учащихся с меланхолическим типом темперамента.
Особенности темперамента сказываются и в особенностях умственной работы. Однако тот или другой темперамент, придавая своеобразие манере («стилю») умственной работы, отнюдь не предопределяет возможностей умственного развития человека. Особенности темперамента, требуя индивидуального подхода к человеку, могут обусловить лишь пути и способы умственного развития, но не уровень достижений.
Темперамент относится к наиболее устойчивым особенностям человека. Однако возможны очень значительные, коренные изменения в поведении, в деятельности, в результате образования и упрочнения новых систем условных связей.
Поведение людей определяется не темпераментом, а общественными условиями жизни, системой отношений человека к действительности.
Темперамент сказывается в поведении и деятельности, но не определяет их. Один и тот же человек в разных обстоятельствах, по отношению к разным сторонам жизни может проявлять себя по-разному. Системы временных связей как бы «перекрывают» темперамент. Тип нервной деятельности, темперамент необходимо постоянно учитывать, с ним нельзя не считаться. Но нужно отдавать себе отчет в том, что темперамент имеет все же подчиненное значение. Он является только одной из предпосылок развития тех важнейших свойств личности, которые составляют характер человека.
И в заключении хочется сказать, что настоящий педагог, сколько живет и работает, столько и учится, потому что жизнь, пусть это и звучит банально, не стоит на месте. А если ты учитель и хочешь быть для своего ученика интересным, то решение здесь есть одно – учись. Но ведь можно, получив диплом об образовании, больше самому «не самообразовываться».
Но тогда Вам с детьми по школьной дороге просто не по пути.
Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И какие благодарности могут сравниться с этим счастьем!
Предлагаю вашему вниманию проведение диагностики для выявления типа темперамента
Диагностика темперамента обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста
Инструкция: прочитайте следующие утверждения и отметить плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристике данного ребенка.
1. Любит шум и суету вокруг себя.
2. Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.
3. Нередко раздражен чем-то, возбужден, беспокоен.
4. Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.
5. Любит работу, которую надо делать быстро.
6. Дети считают его веселым.
7. У него часто меняется настроение.
8. Чаще молчит в обществе детей.
9. Стесняется заговаривать первым с новыми людьми.
10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.
11. Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.
12. Не прочь похвастать, приукрасить события.
13. Часто не может усидеть на месте.
14. Его легко огорчить.
15. Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.
16. Легко переключается с одного поручения на другое.
17. Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидание.
18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.
19. Быстро устает, отключается, перестает слушать.
20. Верит в себя, легко переносит неудачи.
Утверждения, характеризующие сангвиника — 1, 6, 12, 16, 20;
холерика — 3, 5, 7, 13, 17;
меланхолика — 2, 9, 10, 14, 19;
флегматика — 4, 8, 11, 15, 18.
10