СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Управление качеством образования"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - деловая игра "Юный корректор": обобщение знаний по орфографии и пунктуации

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Управление качеством образования"»

Доклад на тему:

«Управление качеством образования в современной образовательной организации»

…Управление качеством в школе начинается с работы с

человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается

работой с кадрами, повышением их профессионального

уровня. Других путей нет…

Ю. А. Конаржевский.



Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя.

А само качество образования зависит непосредственно от нас с вами - от учителей.

Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому стандарту общего образования, в котором предусматривается коренное изменение приоритетов. Так, в проекте концепции нового стандарта указывается на то, что «Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения нового качества его результатов». При этом стандарт рассматривается как «средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития», поэтому в определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества, так как качество образования в школе — это важнейший показатель успеха школы и важнейшая задача внутришкольного управления.

В последние годы проблема  качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.  
В этих условиях перед руководителем школы стоит непростая задача обеспечения достижения соответствующего качества обучения и обученности.

Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Главный приоритет качества образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Одна из задач модернизации образования: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного противоречия между современными требованиями к качеству образования, обеспечиваемому образовательными учреждениями и ограниченностью применяемых методик и технологий в процессе управления. Чтобы проанализировать вопрос об условиях управления качеством образования, необходимо, прежде всего, рассмотреть сам управляемый объект.

Главным объектом в школе выступает образовательный процесс, протекающий как на учебных занятиях, так и в системе воспитательной работы. Для построения модели управления качеством образования необходимо ответить на три основных вопроса:

  • ​ Что от нас хотят?

  • ​ Кто мы и что можем сделать?

  • ​ Как мы это будем делать?

Отвечая на эти вопросы, следует помнить, что качество образования подразумевает не столько  анализ качества знаний, сколько сформированность у ученика устойчивой мотивации познания, развитость различных сторон его жизни. Уважение учителем личности ребёнка, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей подводят нас к активизации работы по изучению психологических параметров обучаемых и мониторингу индекса здоровья учащихся.        Результативность учебной деятельности учащихся является только частью полной информации об индивидуальных особенностях ученика. Не менее важное место занимает психометрическая информация. 
Психологическое тестирование помогает проследить траекторию изменения интеллектуального развития ученика за несколько лет.
Определив уровень интеллектуального развития школьника, можно  в какой - то мере прогнозировать то, каковы будут его успехи в обучении, чётко увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижения запланированным результатам, то есть определить каково качество предпринятых психолого - педагогических мер, иначе говоря, качество образования. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель  получает ту или иную информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели.  
Таким образом,   одним из  направлений работы по управлению качеством образования являются: анализ уровня обученности школьников, анализ развития личности ребёнка и достижение им определённых этапов в соответствии с индивидуальными возможностями.

В анализе деятельности школы при такой модели управления качеством образования приоритетным становится анализ по достигнутым показателям, прогнозирование возможной зоны развития ребёнка и планирование конкретной работы учителя в этом направлении.
В современной школе  главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности. Для выполнения  данной задачи  школе   необходим  учитель – профессионал,  способный  с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты педагогического процесса, просчитывать их результаты. 
Система  работы в рамках управления качеством образования в среде педагогов направлена на решение  следующих задач:

1. Оценка качества процесса и результата учебного занятия, которая является основой для осознания учителем своих возможностей и перспектив развития.

2. Обучение  педагогов методике проведения диагностик  учащихся;
3. Совершенствование  навыков  самоанализа деятельности учителя;  
4. Формирование умения строить учебно-воспитательный процесс на основе диагностики фактического уровня усвоения учащимися содержания образования;
5. Разработка дополнительных  критериев   диагностики  учащихся, связанных с   познавательными умениями  и творческими способностями.

На этапе внедрения в педагогическую  деятельность  методик   проводится

входная диагностика, цель которой зафиксировать начальный результат: далее – тематические тесты, текущие самостоятельные и контрольные работы, итоговое тестирование. Анализ выполнения учащимися  заданий осуществляется с учетом сформированности  системы качеств знаний учащихся целого класса и отдельных школьников.  На основе полученных данных каждый учитель в рамках своего предмета разрабатывает программу коррекции знаний отдельных учащихся или класса в целом. Создание рекомендаций и коррекционных программ   являются основой для работы школьных методических объединений.  По итогам четвертных срезовых работ администрацией школы составляются справки, используемые учителями и курирующими завучами в дальнейшей работе.
К сожалению, не  все педагоги могут создавать условия  для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность; стимулировать действия  обучающихся  для достижения поставленной цели; эффективно проводить диагностику  обученности  учащихся; проводить вместе с детьми экспертизу полученного  результата; не могут скорректировать учебную деятельность.
В ходе работы по данному вопросу был выработан алгоритм действия учителя, классного руководителя, администратора при оценке качества образования в процессе  усвоения  обучающимися определённой суммы знаний, развитие его личности, его  познавательных и созидательных способностей,  формирование  целостной системы  универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности  и личной ответственности:

1.​ Определение способностей и возможностей каждого учащегося.

2.​ Определение критериев обученности.

3.​ Уточнение цели диагностики.

4.​ Определение темы, содержания, форм, методов диагностики.

5.​ Подготовка текстов контрольных работ, срезов знаний, тестов.

6.​ Определение сроков проведения  диагностирования.

7.​ Осуществление анализа, оценки, обобщения, систематизации полученных данных.

8.​ Выработка решения по формированию  у  учащихся  системы качеств знаний.

9.​ Ознакомление ученика и родителей с результатами диагностик.

10.​ Внесение в  учебный  процесс изменений в соответствии с полученными результатами.

В ходе мониторинга мы имеем оценку результативности работы ученика, которая определяется через прирост результатов учащихся.
Таким образом, результатами взаимодействия «учитель-ученик» являются:

1.​ Выполнение требований стандарта образования;

2.​ Уровень учебных достижений ученика;

3.​ Результаты аттестации учащихся;

4.​ Уровень воспитанности;

5.​ Уровень развития ученика.


При анализе работы школы по всем направления деятельности, ведется индивидуальная работа с педагогами, ориентирующая их на качество труда и повышение профессиональной квалификации. Процесс сбора, обработки, интерпретации информации о качестве образования обеспечивает в то же время процесс развития педагогов и самого образовательного учреждения. 
После получения  подробных данных появляется возможность не ждать отрицательного результата в работе учителя, а заранее предсказывать негативные явления. Это значит, что в школе формируется технология работы с педагогическим коллективом.

Разумеется, одна из задач управления качеством в нашей школе  заключается в создании в коллективе положительного психологического климата, рождающего стремление работать единой командой; перемещении центра тяжести с административного контроля на коллективные формы контрольной деятельности и самоконтроль; увеличение гласности в отношении принимаемых решений,    создание коллективного управления качеством, при котором активная роль принадлежит учителям и обучающимся, через совместную деятельность администрации, учителей, родителей и  школьников.  
По сути, гарантом высокого качества подготовки выпускников школы и ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг является наличие в учебном заведении системы управления качеством образования. В условиях рынка образовательных услуг, сокращения рождаемости, возрастающих требований к интеллектуальной и нравственной подготовке школьников, получения финансовой самостоятельности образовательных учреждений проблема качества образования является важнейшей в современной школе. 
Модель управления качеством образования включает в себя деятельность по нескольким взаимосвязанным направлениям.  Эти направления вытекают из анализа работы школы:

1. Организация взаимодействия учебного заведения с потенциальными потребителями наших услуг.

2. Планирование содержания обучения, методического и материального обеспечения образовательного процесса.

3. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

4. Контроль качества образования.

Каждое из этих направлений  состоит из необходимого и достаточного набора действий, а качественное выполнение всех этих наборов действий должно обеспечить соответствующий уровень качества образования учащихся.
По сути дела, в результате  такой работы  создается описательная  модель качественного с позиций всех заинтересованных сторон выпускника нашей школы. Разумеется, что при разработке модели учитывается, что   важным результатом обучения является способность учащихся использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях.  
Таким образом, в процесс управления качеством образования должны быть включены следующие действия:

  • Проведение проблемного анализа состояния образовательного процесса по схеме: условия - образовательный процесс - результаты.

  • Определение цели деятельности школы, цели преподавания по каждому предмету и образовательной области.

  • Постоянное изучение запросов на образование учащихся, родителей, педагогов. Анализ удовлетворённости качеством образования учащихся и их родителей

  • Разработка системы текущей и итоговой диагностики хода и результата образовательного процесса, создание системы научно-методического обеспечения.

  • Совершенствование системы сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия на их основе управленческих решений.

  • Создание творческих групп педагогов, задачей которых является осуществление взаимодействий с другими учебными заведениями (сетевое взаимодействие).

  • Установление связей с руководителями учреждений дополнительного образования, которые  и будут в дальнейшем работать с учащимися школы.

Качество преподавания, качество знаний, качество развития, качество воспитания личности есть ключевые понятия внутришкольного управления качеством образования, в основе которого заложено: “Качество знаний, воспитания и развития личности - это не проблема. Это результат разрешения всех проблем школьной жизни!”.