Интонируемые упражнения - основная составная часть каждого урока сольфеджио. На занятиях по сольфеджио преподаватель должен использовать разнообразные формы работы, в том числе уметь сочинять специальные интони- руемые упражнения. Сюда входит множество различных упражнений на освоение лада, упражнений , связанных с метроритмическими трудностями, упражнения по темам «интервалы», «аккорды», «модуляция». Интонационная и ритмическая стороны в упражнениях не должны мешать одна другой, поэтому в упражнениях ладоинтонационных желателен простой и ясный метроритм. Упражнения долж- ны быть минимальных размеров, легко укладываться в соз- нании и памяти учащихся. Сочинённое в одной тональ- ности, упражнение предполагает возможность транспонирования в ряд других тональностей, а некоторые- и смену лада. Упражнения должны быть удобны для интонирования. При их сочинении в выборе тональности необходимо учитывать вокальные возможности, диапазон голосов учащихся данной конкретной группы. упражнения недолжны заучиваться механически, цель и смысл каждого из них должны быть понятны учащимся. Поэтому полезно поручать самим учащимся сочинять последования ступеней, интервалов, небольшие мелодические обороты на данной метроритмической основе, а также находить соответствующие примеры в музыкальных произведениях. Интонируемые упражнения должны быть вспомогательным средством для таких занятий как сольфеджирование, диктант, слуховой анализ. Устойчивые ступени лада- опора в любом виде интонирования. Движение по устойчивым ступеням может начинаться от любой из них. При знакомстве с каждой новой тональностью пение устойчивых ступеней должно повторяться. Такие упражнения можно пропевать одноголосно и на два голоса. При этом внимание учащихся должно быть обращено на точность звучания интервалов и ровность звучания голосов в ансамбле, двухголосие может быть гармоническим или
полифоническим, в виде канона. Подобное двухголосие доступно учащимся на начальной стадии обучения.
Пение звукорядов мажора и минора, так называемой гаммы- одно из общепринятых упражнений. Полный октавный звукоряд представляет в интонировании ряд трудностей, поэтому можно подготавливать его постепенно. Сначала это может быть оборот из 3 начальных ступеней, далее они притягивают к себе неустои сверху и снизу 4тая и 7ая ступени, затем ряд продлевается до пятой ступени, следующим притягивается неустой сверху- 6тая ступень и только после этого можно включить 7-8 ую ступени, замкнув октавный звукоряд. 6 и 7 ступень нужно петь так, чтобы было слышно, что они тяготеют в разные стороны: 6- вниз в 5 тую , а 7мая вверх- в 8 мую. Все обороты должны быть ритмически организованы. Желательна ритмическая опора на 1 и 5 ступень. Каждое упражнение транспонируется в несколько тональностей. Позже, начиная подготовку к двухголосному пению по нотам, можно использовать эти упражнения как основу для канонической имитации, также постепенно расширяя диапазон от тонической терции до октавы.
В след за устойчивыми в интонирование включаются неустойчивые ступени лада. Прилигающие неустойчивые ступени могут быть сверху и снизу от соответствующего устойчивого звука. При пении на два голоса необходимо чтобы каждый учащийся побыл в роли исполнителя и первого и второго голоса, поэтому двухголосие полезно пропеть два раза, поменяв во второй раз партии голосов.
Скачки на неустойчивые ступени- наиболее трудоёмкий раздел начального сольфеджио прежде всего это ход с разных ступеней на вводный тон (7) с последующим его разрешением тонику . Учащиеся должны хорошо слышать и свободно петь его ориентиром для этого оборота должна быть тоника. Опорой во всяком движении к неустоям являются устойчивые ступени лада. Поэтому здесь сначала это могут быть скачки на 7 ступень с третьей и
пятой ступеней, которые выступают как бы в качестве трамплина для скачка. Далее учащиеся должны уметь спеть скачок вниз на 7 мую ступень (7-1) с любой предложенной преподавателем ступени и в любой последовательности. Сначала это пение отдельных оборотов, затем- группы оборотов, идущих в определённом темпе и метроритме для этого преподавателю необходимо заранее оговорить метроритм упражнения, а в процессе исполнения достаточно лишь вовремя называть исходную ступень:3 я , 5,6 и т.д. Следующий оборот с неустоями- скачки от тоники вверх на 4 и 6 ую ступени (1-4, 1-6), сначала в мажоре а затем в миноре. Можно расширить упражнение различными вариантами повторений, чередуя хор и дуэты. Деление на два голоса в этом случае можно сделать через одного, чтобы каждый поющий слышал рядом партию другого голоса и привыкал к самостоятельности в ансамблевом пении.
Один из трудных, неудобных в пени мелодических оборотов- нисходящий ход 5-2 ступень. Упражнения , включающие этот оборот могут быть различными . Можно опираться на восходящий ход на кварту (2-5). В примерах тон второй ступени разрешается в 3 и ли 1 ступень, разрешение в третью значительно удобнее, особенно в миноре.
Параллельно с освоением отдельных неустойчивых ступеней обычно вводится и пение всех пройденных ступеней в различной последовательности. Простейшие последования обычно начинают с первой ступени, и с оборотов , дающих ладовую настройку или очерчивающих тональность: 1-3;135;1325;1543, позже- с любой устойчивой ступени, а затем и с неустойчивых ступеней.
С самого начала знакомства с обращением интервала таких как ч.4 и ч.5, б.3 и м.6, б.2 и м.7 можно ориентировать учащихся на взаимозависимость в интонировании интервалов и их обращений. Интонирование рядом данного интервала и его обращения облегчает задачу теоретического понимания, а также запоминания и практического освоения
всех групп интервалов. Польза этого наиболее очевидна в работе с интервалами, требующими разрешения, начиная от
ум.5 с ув.4 или б.2 с м.7. После того, как пройдена какая-то группа (все ув.4 с ум.5), можно отделить обращения от исходных интервалов и петь их в ином, избирательном порядке, по виду интервалов (все ув.4 в тональности ми мажор или все ум.5 в соль миноре).
Переходя к диссонирующим интервалам с разрешением, рекомендуется учащимся петь диссонанс и его разрешение- два интервала подряд -только снизу вверх. Начиная знакомство с каждым новым интервалом, полезно показать учащимся примеры из художественной музыкальной литературы. Затем нужно послушать его в вокальном звучании, подстраивая к первому звуку второй сверху или снизу особенно необходимо это при переходе к интервалам диссонирующим, требующим разрешения. Каждый интервал должен быть прослушан, прочувствован и спет в спокойном темпе.
Ряд приёмов, предложенный для интонирования интервалов, вполне может быть использован и при интонировании аккордов. При первоначальном знакомстве с каждым новым аккордом удобен приём так называемой подстройки голосов (поочерёдное вступление голосов) к начальному тону. Это даёт возможность услышать вертикаль нового аккорда в вокальном звучании, трёх или четырёх голосном. Одноголосное интонирование отдельных аккордов должно быть в обоих направлениях- вверх и вниз. При одноголосном интонировании аккорда с разрешением удобно менять направление, чередуя движение вверх- вниз. Этот же принцип возможен при интонировании последования из нескольких аккордов. В каких-то случаях может быть удобно петь два аккорда подряд в одном направлении. Интонирование Д.7 и его обращений идёт по определённому пути. Сначала- аккорд в тональности от соответствующей ступени, с разрешением в тоническое трезвучие или секстаккорд. Затем пение от данного звука с
разрешением и определением тональности. При исполнении ряда аккордов от данного звука пение разрешения каждого из аккордов можно заменить внутренним слышанием его тогда не будет ощущаться такое чёткое разделение в интонирование Д7 и его обращений, все они как бы сблизятся, а разрешение в тонику получит только последний аккорд, завершающий весь рад аккордов. Строгий поначалу порядок следования аккордов (7-65-43-2) дальше можно нарушать , «перепутывать» и интонировать эти четыре аккорда в любой последовательности, сохраняя лишь направление движения (все аккорды вверх или все вниз). Далее оба направления движения объединяются и получается новый вид упражнения: интонирование тех же четырёх аккордов с чередованием движения вверх и вниз в виде цепочки: последний звук Д7 (восходящего) становится первым звуком Д65 (нисходящего) и т.д. Подобные упражнения возможны и с любыми другими аккордами.
После того как подобным образом интонировались отдельные группы аккордов, можно объединять аккорды из разных групп, составляя смешанные последовательности. Основой для таких последовательностей останется та же мелодическая связь тонов. Получается свободное последование аккордов, дающее в музыке эффект красочности. Все виды упражнений из аккордов можно интонировать и в гармоническом виде, беря за основу вертикаль аккорда.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. Е. М. Беляева »
г. Клинцы Брянской области
Методический проект на тему:
«Интонируемые упражнения на уроках сольфеджио»
Составитель: В. Ф. Максименко - преподаватель музыкально - теоретических дисциплин высшей категории
г. Клинцы
2016